Студзень - снежань 2007 года

О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов

(январь-декабрь 2007 года)

Динамика ВВП и реального сектора экономики

Финансы субъектов хозяйствования

Инфляция

Потребительский рынок и доходы населения

Внешняя торговля

Государственные финансы

 

Динамика ВВП и реального сектора экономики

В 2007 году сохранялась тенденция динамичного развития экономики страны. Деловая и инвестиционная активность в большинстве отраслей экономики оставалась достаточно высокой. В основном были выполнены параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2007 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30 ноября 2006 года № 704. По данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта, по оценке, за 2007 год составил в текущих ценах 96,1 трлн. рублей. Реальный объем производства ВВП был на 8,2% выше, чем в 2006 году рис.1. Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2007 год был предусмотрен рост ВВП на 8-9%.

В январе-сентябре текущего года в основном сохранялись высокие темпы роста основных макроэкономических показателей развития страны рис 1.

Рис. 1. Динамика основных макроэкономических показателей

В 2007 году промышленной продукции (работ, услуг) произведено на сумму 91,5 трлн. руб., что на 8,5% больше, чем в 2007 году (при прогнозе – 7,5-8,5%). В отраслевой структуре валового внутреннего продукта удельный вес добавленной стоимости промышленности уменьшился с 27,6% в 2006 году до 26,7% — в 2007 году.

Доля предприятий государственной формы собственности в общем объеме произведенной промышленной продукции составила 37,2%, предприятий частной формы собственности, имеющих в уставном фонде долю государства, – 50,8%.

Потребительских товаров выпущено на сумму 19,4 трлн. рублей, что на 8,2% выше уровня 2006 года (прогноз – 8,5-9,5%). При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 4,2%, непродовольственных – на 11,7%.

В 2007 году в экономику и социальную сферу республики инвестировано 25,1 трлн. рублей, или на 14,7% (в сопоставимых ценах) больше, чем в 2006 году (при прогнозных темпах прироста 14,5-17%). Доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличилась с 25,7% в 2006 году до 26,1% в 2007 году.

Основными источниками инвестиций являлись собственные средства организаций (41,6%), бюджетные средства (26%), кредиты банков (включая кредиты иностранных банков) (19,6%) и средства населения (7,9%).

На объекты производственного назначения использовано 16,1 трлн. рублей капитальных вложений, что на 11,6% выше уровня 2006 года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 64,4% (в 2006 году – 67,6%). Финансовые вложения в объекты непроизводственного назначения возросли на 20%. На строительство жилых домов использовано 4,6 трлн. рублей инвестиций, что составило 18,4% к их общему объему и 123,1% к уровню 2006 года. В 2007 году в эксплуатацию введено 4 685 тыс. квадратных метров жилья – на 14,2% больше, чем в 2006 году.

Объем продукции сельского хозяйства, по оценке, в 2007 году составил 17,9 трлн. рублей и увеличился по сравнению с 2006 годом в сопоставимых ценах на 4,1% (при прогнозе – 6-7,5%).

Объем грузооборота предприятий транспорта за 2007 год сложился в размере 55 139 млн. ткм и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 5,5%.

Финансы субъектов хозяйствования

В 2007 году предприятиями и организациями республики реализовано продукции, работ, услуг на сумму 203,7 трлн. рублей в текущих ценах, что в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 18,1% больше, чем в 2006 году. Оплаченная выручка составила 96,6% от всей выручки, или 196,7 трлн. рублей.

По итогам 2007 года прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг сложилась в размере 14,3 трлн. рублей, или 14,9% от произведенного валового внутреннего продукта (за 2006 год – 15,7%), что в реальном выражении на 6,2% больше, чем в 2006 году. Рентабельность реализованной продукции сократилась на 1,2 процентных пункта рентабельность продаж – на 0,8 процентных пункта, составив 12 и 7% соответственно.

В 2007 году хозяйствующими субъектами республики было получено 13,8 трлн. рублей прибыли до налогообложения в текущих ценах, или 14,3% ВВП (в 2006 году – 15,1%), рис.2. По сравнению с 2006 годом сумма прибыли до налогообложения возросла на 6,6% в реальном выражении. Чистая прибыль увеличилась на 6,3%, составив 9,1 трлн. рублей.

Рис. 2. Финансовые результаты деятельности организаций республики

В 2007 году 670 организаций, или 6,3% от их общего числа, по результатам деятельности получили чистый убыток. Сумма чистого убытка убыточных предприятий по всем отраслям экономики составила 503,9 млрд. рублей вместо 482,8 млрд. рублей в 2006 году. Доля нерентабельных предприятий и организаций в реальном секторе экономики сократилась по сравнению с предыдущим годом на 2 п.п.

На 1 января 2008 года организации республики имели просроченную задолженность в размере 4,7 трлн. рублей. За 2007 год ее сумма в реальном выражении сократилась (скорректированная на индекс потребительских цен) на 6,9%. При этом просроченная задолженность по кредитам и займам, занимавшая 9,2% общей просроченной задолженности, уменьшилась на 0,5% в реальном выражении и составила 432,1 млрд. рублей.

Основную долю суммарной просроченной задолженности субъектов хозяйствования республики занимала просроченная кредиторская задолженность – 90,8%. Ее сумма на 1 января 2008 года составила 4,2 трлн. рублей, или 13,3% всего объема кредиторской задолженности (вместо 15,8% на 1 января 2007 года). По сравнению с началом 2007 года она уменьшилась в реальном выражении на 7,4%.

Задолженность промышленных предприятий занимала 39,9% в общей просроченной кредиторской задолженности по республике, предприятий сельского хозяйства – 27,1%, торговли и общественного питания – 10%.

В структуре просроченной кредиторской задолженности сократилась доля просроченной задолженности по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению с 12,6% на 1 января 2007 года до 10,6% на 1 января 2008 года. Ее сумма по сравнению с началом 2007 года уменьшилась на 22,4% в реальном выражении, составив 449,1 млрд. рублей.

Сумма просроченной дебиторской задолженности на 1 января 2008 года составила 3,9 трлн. рублей, или 15,8% общей суммы дебиторской задолженности вместо 19,4% на 1 января 2007 года. По сравнению с началом 2007 года она уменьшилась в реальном выражении на 3,8%.

Просроченная кредиторская задолженность по республике на 9,3% превышала просроченную дебиторскую задолженность.

Внешняя просроченная кредиторская задолженность за товары, работы и услуги за 2007 год в реальном выражении увеличилась на 5,8% и составила на 1 января 2008 года 674 млрд. рублей. Внешняя просроченная дебиторская задолженность белорусским предприятиям была в 2 раза меньше.

Сумма накопленной просроченной кредиторской задолженности белорусских организаций хозяйствующим субъектам стран СНГ (205 млрд. рублей) занимала 30,4% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и была меньше просроченной дебиторской задолженности предприятий стран Содружества предприятиям республики на 18,3%.

На просроченную кредиторскую задолженность белорусских организаций субъектам хозяйствования России, основного торгового партнера республики, приходилось 28,4% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и 93,4% просроченной задолженности странам СНГ. Ее сумма составила 191,5 млрд. рублей, что соответствует ее значению на начало 2007 года. В просроченной задолженности предприятиям Беларуси просроченная задолженность российских предприятий (204,7 млрд. рублей) занимала 59,9% и 81,6% просроченной задолженности предприятий стран СНГ.

Инфляция

Инфляция на потребительском рынке за 2007 год составила 12,1%, или 1% в среднемесячном исчислении, что выше прогнозных показателей (0,5-0,6%) и показателей 2006 года (0,5%).

Основной вклад в рост сводного индекса потребительских цен за 2007 год – 8,3% прироста сводного индекса – внесли высокие темпы роста цен на продовольственные товары (на 15,9%). Непродовольственные товары подорожали на 5,9%, что привело к увеличению сводного индекса потребительских цен на 1,5%. Тарифы на платные услуги возросли на 10,5%, увеличив прирост сводного индекса цен на 2,3%.

Среднегодовой индекс потребительских цен в 2007 году составил 108,4%, рис. 3.

Рис. 3. Динамика среднегодовых сводных индексов цен

Прирост цен производителей промышленной продукции за 2007 год составил 17,1%, цен на строительно-монтажные работы – 13% вместо 8,5 и 9,9%, соответственно, за 2006 год.

Ценовая ситуация в промышленности в 2007 году определялась ростом цен во всех отраслях. В электроэнергетике и топливной промышленности они выросли наиболее значительно – на 34 и 31,2%, соответственно, рис. 4.

1 Электроэнергетика 4 Химическая 7 Лесная, деревообр. и целлюлозно-бумажная
2 Топливная 5 Нефтехимическая 8 Легкая
3 Черная металлургия 6 Машиностроение и металлообработка 9 Пищевая

Рис. 4. Прирост цен в целом и по отраслям промышленности за 2007 год.

Потребительский рынок и доходы населения

В 2007 году розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации составил 38,3 трлн. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 15,3% по сравнению с 2006 годом (прогнозом на 2007 год предусмотрен его рост на 9,5-10,5%). Розничный товарооборот торговли составил 36,4 трлн. рублей, организаций общественного питания – 1,9 трлн. рублей, или соответственно 115,6% и 109,8% к уровню 2006 года.

В структуре розничного товарооборота в 2007 году 66% приходилось на торговые организации, 34% — на индивидуальных предпринимателей, торгующих в специально обустроенных помещениях, на рынках, в киосках, палатках и других объектах. При этом удельный вес продовольственных товаров занимал 51%, непродовольственных — 49%, в 2006 году – соответственно 52% и 48%.

Данные о структуре общего объема розничного товарооборота по формам собственности приведены в таблице:

  2007 г.,
млрд. руб.
В % к итогу
  2007 г. справочно
2006г.
Общий объем розничного товарооборота 38327,5 100 100
в том числе:      
государственная собственность 5693,3 14,8 15,4
республиканская 3808,9 9,9 10,2
коммунальная 1884,4 4,9 5,2
частная собственность 31426,5 82,0 81,6
смешанная собственность без иностранного участия 3684,4 9,6 9,6
смешанная собственность с иностранным участием 1881,0 4,9 4,2
иностранная собственность 1207,7 3,2 3,0

Доля продажи товаров отечественного производства магазинами в объеме розничного товарооборота торговой сети в 2007 году составила 77%, в том числе продовольственных товаров – 85,3%, непродовольственных – 66,2%.

В 2007 году населению продано продовольственных товаров на 19,6 трлн. рублей, что составляет 111,4% к уровню 2006 года, непродовольственных товаров – на 18,7 трлн. рублей (119,6%).

В продаже основных продовольственных товаров по всем каналам реализации наибольший прирост продаж имели по сравнению с 2006 годом консервы рыбные – на 32,8%, соки – на 29,9%, растительное масло – на 17,3%, цельномолочная продукция – на 15,5%.

В 2007 году на потребительском рынке реализовано алкогольных напитков и пива на 3,6 трлн. рублей, что составляет в общем объеме розничного товарооборота торговых организаций 14%.

Торговыми организациями в 2007 году продано непродовольственных товаров на 10,6 трлн. рублей, что составило 57% от всей продажи непродовольственных товаров. Реализация непродовольственных товаров торговыми организациями в 2007 году по сравнению с 2006 годом возросла на 23%.

В 2007 году объем платных услуг, оказанных населению через все каналы реализации, составил 10 трлн. рублей, или в сопоставимых ценах 111,5% к уровню 2006 года при прогнозе на 2007 год – 109-110%.

Организациями государственной формы собственности оказано 59,1% от общего объема платных услуг, частной – 33,9%.

Темпы роста объемов услуг, оказанных населению организациями всех форм собственности независимо от ведомственной подчиненности, в 2007 году к уровню 2006 года в сопоставимых ценах составили: жилищно-коммунальных – 105,6% (прогноз – 102-103%), культуры – 118,9% (прогноз– 109-110%), туристско-экскурсионных – 134,3% (прогноз – 121-122%), физической культуры и спорта – 119,5% (прогноз – 121-122%), медицинских – 120,1% (прогноз – 104-105%), образования – 109,6% (прогноз – 106-107%).

Объем бытовых услуг, оказанных населению через все каналы реализации, в 2007 году составил 1307,7 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 121,9% к 2006 году при прогнозе роста на год – 114-114,5%. Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими сеть организаций бытового обслуживания населения, оказано бытовых услуг на 808,1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 13% больше, чем в 2006 году.

В 2007 году денежные доходы населения составили 59 трлн. рублей, что на 24,4% больше, чем за 2006 год при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 8,4%. В реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен) денежные доходы населения за 2007 год увеличились по сравнению с 2006 годом на 14,7% (при прогнозе роста на 2007 год на 7,5-8,5%).

Структура денежных доходов населения представлена следующими данными (в процентах к итогу):

  2007 г. 2006 г.
Всего денежных доходов 100 100
в том числе:    
оплата труда 57,5 59,2
трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие текущие трансферты) 19,9 21,0
доходы от собственности (проценты по депозитам, дивиденды и прочие доходы от собственности) 1,9 1,8
прочие доходы (поступления от продажи продукции с/х, официально неучтенные доходы от индивидуальной предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход) 20,7 18,0

Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению, которые в 2007 году составили 77,4% от общей суммы денежных доходов населения.

В 2007 году денежные доходы в расчете на душу населения составили 506,7 тыс. рублей в месяц и выросли в реальном выражении на 15,1% по отношению к 2006 году (406,1 тыс. рублей).

Денежные расходы и сбережения населения в 2007 году составили 58,7 трлн. рублей. На покупку товаров и оплату услуг население израсходовало 47,7 трлн. рублей (80,9% от общей суммы денежных расходов и сбережений населения), оплату налогов и добровольных взносов – 9,1 трлн. рублей (15,3%), на сбережения (прирост вкладов, приобретение ценных бумаг, сальдо покупки-продажи иностранной валюты) – 4,4 трлн. рублей (7,4%), изменение задолженности по кредитам – 2,5 трлн. рублей (-4,2%).

Структура использования денежных доходов населения характеризуется следующими данными (в процентах):

  Денежные 
доходы
населения
Из них использовано на: Превышение
доходов над
расходами
(+),
превышение
расходов над
доходами (-)
покупку
товаров и
оплату услуг
оплату 
налогов и
добровольных
взносов
сбережения Изменение задолженности по кредитам
2006 г. 100 81,8 12,7 9,3 -4,6 +0,8
2007 г. 100 80,9 15,5 7,4 -4,2 +0,4

Основным источником дохода для большей части населения по-прежнему является заработная плата по основному месту работы. По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, в 2007 году начисленная среднемесячная заработная плата работников республики составила 701,1 тыс. рублей, что в реальном выражении на 9,5% больше, чем за 2006 год при прогнозе роста на 8-9% (в том числе в декабре – 795 тыс. рублей, реальный прирост к ноябрю 2007 года – 8%).

В отраслях бюджетной сферы средняя заработная плата в 2007 году составила 615 тыс. рублей, в том числе в декабре – 709 тыс. рублей.

При этом по отраслям экономики сохраняются значительные различия в оплате труда. В отраслях материального производства наиболее низкий уровень заработной платы в 2007 году наблюдался в сельскохозяйственном производстве – 423,4 тыс. рублей, что в 1,6 раза ниже, чем в среднем по республике; а самый высокий – в нефтеперерабатывающей промышленности – 1409,6 тыс. рублей, что в 2 раза выше, чем в среднем по республике. В непроизводственной сфере лидером по начисленной среднемесячной заработной плате являлись банки – 1174,7 тыс. рублей, самая низкая заработная плата была у младшего медицинского персонала в здравоохранении с зарплатой в 369,1 тыс. рублей, разрыв составил 3,2 раза, рис. 5. При этом среднемесячная зарплата врачей в 2007 году составила 1006,1 тыс. рублей, что в 1,4 раза выше, чем в среднем по республике, профессорско-преподавательского состава – 1007,1 тыс. рублей (1,4 раза).

1 промышленность 6 торговля и общепит 11 наука и научное обслуживание
2 сельское хозяйство 7 здравоохранение 12 банки
3 транспорт 8 социальное обеспечение 13 страхование
4 связь 9 образование  
5 строительство 10 культура и искусство  

Рис. 5. Среднемесячная начисленная заработная плата по отраслям экономики за 2007 год, тыс. рублей

Внешняя торговля

В 2007 году, по предварительным данным Национального банка, объем внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса составил 58,1 млрд. долл. США, что на 26,3% (из расчета в фактических ценах) больше уровня 2006 года, в том числе экспорт – 27,7 млрд. долл. США, импорт – 30,4 млрд. долл. США. По сравнению с 2006 годом экспорт товаров и услуг возрос на 24,6%, импорт – на 28%.

Сальдо внешнеторговых операций по методологии платежного баланса в 2007 году сложилось отрицательное в размере 2,7 млрд. долл. США, в том числе в торговле товарами – 3,9 млрд. долл. США, в торговле услугами – положительное – 1,2 млрд. долл. США.

Основную часть внешней торговли составляет торговля товарами – 91,4% общей суммы торговли товарами и услугами. Объем внешнего товарооборота, по данным торгового баланса, в 2007 году составил 53,1 млрд. долл. США, или 126% к уровню 2006 года. Из обшей суммы 57% внешнего товарооборота приходилось на страны СНГ. Объем торговли с ними возрос на 30,7%, со странами дальнего зарубежья – на 20,1%.

Рис. 6. Консолидированный торговый баланс

За 2007 год экспортировано товаров на сумму 24,4 млрд. долл. США, что на 23,3% больше, чем в 2006 году, рис. 6. При этом физический объем экспорта возрос на 5,6%, средние цены на экспортируемые товары – на 16,8%. Более половины (53,9%) белорусского экспорта приходилось на страны вне СНГ. Объем экспорта в эти страны возрос на 17,8% по сравнению с 2006 годом, в страны Содружества – на 30,5%.

Стоимостной объем экспорта товаров в Российскую Федерацию в 2007 году увеличился относительно 2006 года на 29,8% (физический объем – на 9,6%, средние цены экспорта – на 17,4%), составив 8,9 млрд. долл. США, и занял 36,5% общего объема экспорта. Импорт российских товаров в стоимостном выражении возрос на 31,2% и составил 17,2 млрд. долл. США. Увеличение стоимости российского импорта вызвано ростом как физических объемов поставок (на 1,6%), так и цен на импортируемые товары (на 29,1%). В результате дефицит в торговле с Россией составил 8,3 млрд. долл. США вместо 6,3 млрд. долл. США в 2006 году. В структуре импортных потоков доля России составила 59,9%. В целом товарооборот с Россией за 2007 год увеличился на 30,7% по сравнению с 2006 годом, составив 26,1 млрд. долл. США.

Товарные потоки из стран дальнего зарубежья увеличились на 23,4%. При этом положительное сальдо экспортно-импортных операций с ними составило 3,4 млрд. долл. США.

Основные торговые партнеры республики (в % от общего товарооборота):

  2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Россия 58,6 59,4 57,9 58 58,5 48,4 47,4 49,2
Украина 5,7 4,5 3,3 3,3 3,6 5,5 5,8 5,7
Германия 5,2 5,4 6,1 5,8 5,3 5,6 5,8 5,5
Польша 3,1 2,9 2,9 3,6 4,0 4,4 4,3 3,9
Великобритания 1,3 1,8 3,3 4,7 4,2 3,9 3,9 3,2
Итого 73,9 74,0 73,5 75,4 75,6 67,8 67,2 67,5

По предварительным данным Национального банка, внешний оборот услуг за 2007 год составил 4 590,2 млн. долл. США (экспорт – 3 086,8 млн. долл., импорт – 1 503,4 млн. долл.) и вырос по сравнению с 2006 годом на 38,4%. При этом экспорт услуг увеличился на 37%, импорт – на 41,4%. В структуре предоставленных услуг преобладают транспортные услуги – 76% всего экспорта услуг, услуги связи – 4%, строительные услуги – 3,8%. В импорте услуг 51,7% приходилось на транспортные услуги , 10,6% — на аренду недвижимого имущества.

Торговля услугами более динамично развивалась со странами дальнего зарубежья. Прирост в торговле с этими странами составил 42,3%. Со странами Содружества объемы торговли услугами увеличились на 34,4% по сравнению с 2006 годом, в том числе с Россией – на 34,7%. На долю стран дальнего зарубежья приходилось 48,9% общего объема экспорта услуг республики и 58,3% — общего объема импорта услуг.

Государственные финансы

За 2007 год в консолидированный бюджет поступило 48 049,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 103,0% годового плана (за 2006 год – 102,3% годового плана). Из них на долю НДС, налогов на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходилось 39,9%. При этом 18,0% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 47 626,8 млрд. рублей, что составляет 98,0% годового плана (за 2006 год – 95,8%). В реальном выражении это на 17,9% больше, чем за 2006 год при реальном росте доходов за этот период на 15,5%. Профицит консолидированного бюджета за 2007 год составил 422,1 млрд. рублей, или 0,4% к ВВП (за январь-декабрь 2006 года профицит — 1,4% к ВВП), приложение.

Анализ поступлений доходов свидетельствует о том, что удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП увеличился с 48,4 процента в 2006 году до 50,0 процента в 2007 году, или на 1,6 п.п., что в значительной степени обусловлено введением экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и расширением налогооблагаемых баз. В частности, удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета увеличился с 5,4% в 2006 году до 13,1% в 2007 году, или более чем вдвое.

Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2007 год энергетичность доходов консолидированного бюджета составила 1,07, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 7,4 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что в 2006 году энергетичность доходов была 1,06).

Задолженность по платежам в бюджет по состоянию на 1 января 2008 года, составила 149,5 млрд. рублей. По отношению к ВВП она сократилась почти в два раза: с 0,3% ВВП на начало 2007 г. до 0,16% ВВП на начало 2008 г. Отношение задолженности к годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,8% на 1.01.2007 г. до 0,4% на 1.01.2008 г.

Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) за 2006-2007 годы, табл. 1. Как видно из таблицы, в 2007 году налоговые доходы выросли на 1,2 п.п. по сравнению с 2006 годом (учитывая отмену налогов на фонд заработной платы и рост доходов от ВЭД), а доля неналоговых доходов и взносов на государственное социальное страхование в ВВП сократилась.

Таблица 1
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2006-2007 гг., %

Показатели январь-декабрь
2006
январь-декабрь
2007
Налоговые доходы — всего 70,1 71,3
в том числе:    
  • Налоги на доходы и прибыль
16,0 15,5
в т.ч. — подоходный налог 6,5 6,4
  • Налоги на фонд заработной платы
1,8 0
  • Налоги на собственность
3,3 3,2
  • Налоги на товары и услуги
38,4 35,0
в т.ч. — НДС 19,2 18,0
- акцизы 7,4 6,3
  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности
5,4 13,1
Взносы на государственное социальное страхование 24,2 23,4
Неналоговые доходы 5,7 5,3
Итого доходов 100,0 100,0

За 2007 год производительность труда в экономике сложилась на уровне 107,7%, в то время как реальный рост заработной платы работников в бюджетной сфере за этот период составил 106%, что явилось вкладом бюджетно-налоговой политики в сбалансированность внешней позиции.

Расходы консолидированного бюджетаза 2007 год профинансированы 47 626,8 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 10 448,8 млрд. рублей. При этом кредиторская задолженность по средствам консолидированного бюджета составила 166,3 млрд. рублей (в 2006 году – 250 млрд. рублей). Отношение кредиторской задолженности к годовым расходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,87% на 1.01.2007 г. до 0,45% на 1.01.2008 г.

В 2007 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 17,9% по сравнению с 2006 годом в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – на 35,8%, общегосударственные расходы – на 20,9%, расходы на жилищные и коммунальные услуги – на 18,6%.

В 2007 году по сравнению с 2006 годом на 3,1 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета на поддержку национальной экономики; на 0,3 процентных пункта – доля общегосударственных расходов при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации, рис. 7.

Рис. 7. Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу

Более 90% расходов бюджета по разделу «Национальная экономика» приходилось на расходы по четырем подразделам: «Промышленность, энергетика, строительство и архитектура» – 37,1% всех расходов на национальную экономику, «Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность» – 34,7%, «Дорожное хозяйство» – 16,1% и «Транспорт» – 6,9%.

Расходы по разделу «Социальная политика» составили 27,3% всех расходов консолидированного бюджета, «Образование» – 11,6%, «Здравоохранение» — 9,1%, «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» – 2,4%.

В расходах консолидированного бюджета в 2007 году в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 78,6%, в том числе на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 20,1%, субсидии и текущие трансферты – 42,7%, обслуживание государственного долга – 0,8%. Доля капитальных расходов составила 20,1%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 17,2% всех бюджетных расходов.

Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2007 году сложились на 52% из расходов республиканского бюджета и 48% — расходов местных бюджетов, рис. 8.

Рис.8. Структура расходов консолидированного бюджета (без ФСЗН).

Доля местных бюджетов в доходах и расходах консолидированного бюджета страны является одним из критериев бюджетной децентрализации. В последние годы для бюджетного процесса республики было характерно повышение уровня централизации ресурсов в республиканском бюджете, рис. 9. Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2007 году составил 67,7% вместо 50,1% в 2003 году. В формировании доходной части местных бюджетов значительную роль играют безвозмездные поступления из республиканского бюджета. В 2007 году финансовая помощь местным бюджетам составила 16,2% всех доходов этих бюджетов.

Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) в 2007 году составили 24 813,3 млрд. руб., или 118,7% (в реальном выражении) к уровню 2006 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 25 424,2 млрд. руб., что на 23,5% больше, чем в 2006 году.

Наибольший удельный вес в доходах республиканского бюджета (без учета ФСЗН) (25,3%) занимали доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций. По сравнению с 2006 годом их объем возрос в 2,8 раза в реальном выражении. За счет налога на добавленную стоимость обеспечено 24,5% всех поступлений в республиканский бюджет.

Финансирование по всем разделам республиканского бюджета в разрезе функциональной классификации было осуществлено выше уровня 2006 года. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку национальной экономики (на 39,7% в реальном выражении) и общегосударственные расходы (25,1%).

В 2007 году расходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили доходы на 610,9 млрд. рублей, или 0,6% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета составил 326 млрд. рублей, или 0,3% ВВП.

В целом тенденции в бюджетной сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2007 году, как и ранее, была подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.

Приложение

Консолидированный бюджет Республики Беларусь 
(в сопоставимой структуре), млрд. рублей

  2004 год 2005 год 2006 год 2007 год
1. ДОХОДЫ — всего 23 004,2 30 824,9 38 391,2 48 048,9
1.1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: 16 751,4 22 330,0 26 929,0 34 235,6
Подоходный налог 1 403,8 1 882,3 2 480,1 3 081,0
Налог на прибыль 1 629,7 2 376,9 3 140,8 3 837,1
Налоги на собственность 957,0 1 148,6 1 268,4 1 519,2
НДС 3 854,5 5 909,0 7 364,8 8 669,6
Акцизы 1 125,8 1 368,0 2 829,7 3 045,9
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 1 094,8 1 682,3 2 068,7 6 281,3
1.2 ВЗНОСЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ 
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
5 382,2 7 345,5 9 287,7 11 256,7
1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 869,7 1 149,4 2 174,5 2 556,7
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) 22 546,5 30 556,0 37 256,2 47 626,8
2.1 Общегосударственные расходы 2 533,2 4 003,6 4 936,9 6 471,1
2.1 Национальная оборона 483,0 720,1 998,8 1 206,2
2.3 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 1 000,7 1 382,7 1 719,2 2 062,7
2.4 Национальная экономика 4 507,5 5 983,5 7 600,9 11 189,0
2.5 Охрана окружающей среды 314,6 384,6 460,3 537,8
2.6 Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 1 398,8 1 671,8 1 674,0 2 152,5
2.7 Здравоохранение 2 256,3 2 985,4 3 527,7 4 325,2
2.8 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации 528,7 705,1 918,8 1 120,4
2.9 Образование 2 985,4 4 007,9 4 788,4 5 547,3
2.10 Социальная политика 6 538,4 8 711,3 10 631,2 13 014,5
РАСХОДЫ (экономическая классификация) 22 546,5 30 556,0 37 256,2 47 626,8
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: 18 204,2 24 610,1 29 444,7 37 417,8
Заработная плата 3 879,6 5 290,0 6 528,0 7 501,9
Начисления на заработную плату 1 064,0 1 477,6 1 801,0 2 048,8
Выплата процентов 243,3 229,5 293,4 386,8
Субсидии и текущие трансферты 9 023,3 12 618,2 15 107,7 20 347,5
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ 4 084,0 5 387,2 7 608,9 9 596,5
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ 258,3 558,7 202,5 612,5
Дефицит (профицит) 457,7 268,9 1 135,0 422,1
Финансирование -457,7 -268,9 -1 135,0 -422,1
Внутреннее финансирование -693,8 -467,1 -1 150,7 -3 513,6
Внешнее финансирование 236,1 198,2 15,7 3 091,5
Справочно:        
ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ        
Доходы 5 416,7 7 404,7 9 384,6 11 4 21 ,7
в т.ч. трансферты республиканского бюджета 36,1 288,9 115,4 12,2
Расходы 5 226,0 6 735,5 8 491,1 10 484,8
Сальдо 190,7 669,3 893,5 936,9
версія для друку