Студзень - верасень 2010 года

О состоянии государственных финансов Республики Беларусь

за январь-сентябрь 2010 года

Скачать доклад в архиве

Макроэкономическая ситуация в 2010 году.

В январе-сентябре текущего года объем валового внутреннего продукта составил 116,6 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 6,6% по сравнению с январем-сентябрем 2009 года. Производство промышленной продукции возросло на 10,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года, составив 114,7 трлн. рублей. При этом запасы готовой продукции промышленности на складах на 1 октября 2010 года составили 5,3 трлн. рублей, или 54,2% к среднемесячному объему производства промышленной продукции (на 1 октября 2009 года они составляли 77,8% среднемесячного объема производства продукции).

Экспорт товаров и услуг в январе-сентябре текущего года увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2009 года на 18,6%, импорт товаров и услуг – на 18,3%.

Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без субъектов малого предпринимательства) за девять месяцев 2010 года увеличилась по сравнению с январем-сентябрем 2009 года на 23,1% в номинальном выражении, или на 15% в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен), прибыль до налогообложения – на 22,1 и 14,1% соответственно.

Индекс потребительских цен за девять месяцев текущего года составил 106,8%, или в среднемесячном исчислении за период с начала года – 100,7%.

Исполнение бюджета

С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год». В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.

В январе-сентябре 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 34,6 трлн. рублей, что на 5,1% больше, чем в январе-сентябре 2009 года (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 1,8%), рис. 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 32,9% в январе-сентябре 2009 года до 29,7% в январе-сентябре текущего года.

Рис. 1. Динамика поступления доходов консолидированного бюджета

Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с январем-сентябрем 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 19,5%, налога на прибыль – на 15,8%, акцизов – на 13,8% в реальном выражении, приложение 1.

Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 64,8%. При этом 32,4% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,3% — налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, табл. 1.

Таблица 1

Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2009-2010 гг., %

Показатели 2009 год 2010 год
1. Налоговые доходы — всего 89,0 91,3
в том числе:    
  • Налоги на доходы и прибыль
21,2 24,3
в т.ч. — подоходный налог 9,6 10,7
  • Налоги на собственность
3,6 3,8
  • Налоги на товары и услуги
43,9 46,6
в т.ч. — НДС 26,7 32,4
          - акцизы 7,9 9,2
  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности
15,6 11,3
2. Неналоговые доходы 10,8 8,5
3. Безвозмездные поступления 0,2 0,2
Итого доходов 100,0 100,0

Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды по состоянию на 1 октября 2010 года составила 44,2 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 29,6%, по сравнению с тем же периодом 2009 года – на 40,6% в реальном выражении. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета сократилось с 0,15% на 1.10.2009 г. до 0,09% на 1.10.2010 г.

Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2010 года профинансированы в сумме 37,2 трлн. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года расходы в реальном выражении увеличились на 0,9%.

Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 18,9%, «Общегосударственные расходы» — на 12,7% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 19,2%), «Здравоохранение» — на 10%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 22,2%.

Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. За девять месяцев текущего года на эти цели направлено в 1,4 раза в реальном выражении средств больше, чем за тот же период 2009 года. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в январе-сентябре 2010 года в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2009 года на 1,5 процентных пункта, рис. 2.

Рис. 2. Структура расходов консолидированного бюджета

В расходах консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2010 года в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 74% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления на нее – 26,9%, субсидии и текущие трансферты – 27,1%, обслуживание государственного долга – 2,2%. Доля капитальных расходов составила 23,5%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 15,1% всех бюджетных расходов.

Удельный вес средств консолидированного бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал в январе-сентябре текущего года составил 18,7%. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за девять месяцев 2010 года возрос на 13,2% по сравнению с тем же периодом 2009 года и составил 196,7 тыс. квадратных метров, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.

В январе-сентябре 2010 года консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 2,5 трлн. рублей, или 2,2% к ВВП (в январе-сентябре 2009 года дефицит составлял 1,5 трлн. рублей, или 1,5% к ВВП).

Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре текущего года сложились на 46,3% из расходов республиканского бюджета и 53,7% — расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 61,8%.

Доходы республиканского бюджета составили 21,4 трлн. руб., или 93,8% (в реальном выражении) к уровню января-сентября 2009 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 23,5 трлн. руб., что на 1,9% больше, чем в январе-сентябре 2009 года.

Более трети (37,3%) всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года его объем увеличился на 24,2% в реальном выражении. Налог на прибыль в январе-сентябре 2010 года увеличился на 16,6%, составив 11,3% всех доходов республиканского бюджета. Поступления акцизов возросли на 19%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 14,9%.

В январе-сентябре текущего года финансирование расходов из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня января-сентября 2009 года. Наиболее значительно увеличились расходы по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу «Национальная экономика» сократилось на 29,9% по сравнению с январем-сентябрем прошлого года.

В январе-сентябре 2010 года расходы республиканского бюджета превысили доходы на 2,1 трлн. рублей, или 1,8% ВВП.

В текущем году бюджетно-финансовая и налоговая политика ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.

Приложение 1

Консолидированный бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН), 
млрд. рублей

  9 месяцев 
2009 года
2009 год 9 месяцев 
2010 года
1. ДОХОДЫ- всего 32 961,6 46 740,8 34 638,7
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: 29 330,6 41 304,7 31 625,6
Подоходный налог 3 168,2 4 305,3 3 709,7
Налог на прибыль 3 314,6 4 607,7 4 107,0
Налоги на собственность 1 190,5 1 626,7 1 321,9
НДС 8 786,7 12 083,1 11 232,2
Акцизы 2 613,8 3 637,4 3 183,9
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 5 145,5 7 969,5 3 912,7
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 3 552,2 5 322,0 2 941,9
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 78,8 114,1 71,2
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) 34 419,0 49 200,8 37 157,3
Общегосударственные расходы 6 382,4 8 053,5 7 695,2
из них государственная инвестиционная программа 3 343,2 4 994,3 4 265,6
Национальная оборона 818,9 1 323,7 960,9
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 1 708,7 2 433,9 2 005,7
Национальная экономика 10 769,7 16 359,9 8 964,9
Охрана окружающей среды 202,1 396,9 190,0
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 2 247,7 3 042,6 2 742,3
Здравоохранение 3 677,0 5 354,0 4 329,3
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации 955,4 1 414,2 1 118,2
Образование 4 862,9 6 767,1 5 596,8
Социальная политика 2 794,2 4 055,0 3 554,0
РАСХОДЫ (экономическая классификация) 34 419,0 49 200,8 37 157,3
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: 23 341,2 33 059,8 27 513,2
Заработная плата 6 875,7 9 257,9 7 906,0
Начисления на заработную плату 1 845,4 2 470,8 2 106,8
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь 782,0 1 069,3 821,5
Текущие бюджетные трансферты 8 281,1 11 584,7 10 057,4
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ 6 922,8 11 161,5 8 733,3
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ 
ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ
4 155,0 4 979,5 910,9
Дефицит (профицит) -1 457,4 -2 459,9 -2 518,6
Финансирование 1 457,4 2 459,9 2 518,6
Внутреннее финансирование -4 567,1 -9 023,2 -2 464,3
Внешнее финансирование 6 024,5 11 483,1 4 982,9

 

Приложение 2

Республиканский бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН), 
млрд. рублей

  9 месяцев 
2009 года
2009 год 9 месяцев 
2010 года
1. ДОХОДЫ- всего 21 326,6 30 637,8 21 403,9
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: 18 626,3 26 470,9 19 425,4
Налог на прибыль 1 945,3 2 712,8 2 427,6
НДС 6 004,0 8 198,3 7 979,4
Акцизы 2 498,8 3 475,3 3 183,0
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 5 145,5 7 969,5 3 912,7
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 2 700,3 4 167,0 1 968,9
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ     9,7
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) 21 583,5 31 646,9 23 522,9
Общегосударственные расходы 6 833,9 8 731,5 9 552,9
из них      
государственная инвестиционная программа 1 101,2 1 828,8 1 087,8
трансферты бюджетам других уровней 3 759,0 5 690,2 5 715,8
Национальная оборона 807,9 1 305,5 959,0
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 1 448,5 2 071,7 1 894,2
Национальная экономика 8 566,1 13 528,4 6 427,7
Охрана окружающей среды 214,3 402,8 121,8
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 16,5 24,2 30,2
Здравоохранение 679,7 1 164,1 807,7
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации 336,4 522,3 369,5
Образование 878,7 1 272,7 1 003,2
Социальная политика 1 801,7 2 623,7 2 356,8
РАСХОДЫ (экономическая классификация) 21 583,5 31 646,9 23 522,9
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: 14 347,2 21 138,2 18 331,7
Заработная плата 2 645,3 3 577,6 3 248,5
Начисления на заработную плату 483,5 653,9 568,9
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь 736,0 1 002,7 681,4
Текущие бюджетные трансферты 8 080,4 11 928,2 11 401,1
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ 3 439,6 6 217,6 3 997,6
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ 
ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ
3 796,7 4 291,1 1 193,6
Дефицит (профицит) -256,9 -1 009,1 -2 119,0
Финансирование 256,9 1 009,1 2 119,0
Внутреннее финансирование -5 767,6 -10 474,0 -2863,9
Внешнее финансирование 6 024,5 11 483,1 4 982,9

Приложение 3

Местные бюджеты Республики Беларусь,
млрд. рублей

  9 месяцев 
2009 года
2009 год 9 месяцев 
2010 года
1. ДОХОДЫ- всего 15 516,2 21 988,2 18 960,2
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: 10 704,3 14 833,9 12 200,2
Подоходный налог 3 168,2 4 305,3 3 709,7
Налог на прибыль 1 369,3 1 894,8 1 679,4
Налоги на собственность 1 190,5 1 626,7 1 321,9
НДС 2 782,7 3 884,8 3 252,8
Акцизы 115,0 162,1 0,9
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 851,9 1 155,0 973,1
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 3 960,0 5 999,3 5 787,0
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) 16 941,9 23 446,4 19 959,4
Общегосударственная деятельность 3 532,8 5 019,6 4 457,7
из них государственная инвестиционная программа 2 242,0 3 165,5 3 177,8
Национальная оборона 11,1 18,2 1,8
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 260,2 362,2 111,5
Национальная экономика 2 236,6 2 884,4 2 537,2
Охрана окружающей среды 76,9 136,2 77,9
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 2 231,2 3 018,4 2 712,2
Здравоохранение 2 997,4 4 189,8 3 521,6
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации 619,1 891,9 748,7
Образование 3 984,2 5 494,4 4 593,6
Социальная политика 992,4 1 431,3 1 197,2
РАСХОДЫ (экономическая классификация) 16 941,9 23 446,4 19 959,4
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: 12 328,2 17 069,4 14 429,6
Заработная плата 4 230,4 5 680,2 4 657,5
Начисления на заработную плату 1 361,9 1 816,9 1 537,9
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь 46,0 66,7 140,1
Текущие бюджетные трансферты 3 534,9 4 804,2 3 904,4
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ 4 030,2 5 681,4 5 212,9
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ 583,6 695,7 316,9
Дефицит (профицит) -1 425,7 -1 458,2 -999,2
Финансирование 1 425,7 1 458,2 999,2
Внутреннее финансирование 1 425,7 1 458,2 999,2
Внешнее финансирование 0,0 0,0 0,0
версія для друку