Студзень - чэрвень 2010 года

О состоянии государственных финансов Республики Беларусь

за январь-июнь 2010 года

Скачать доклад в архиве

Макроэкономическая ситуация в 2010 году.

В I полугодии текущего года отмечается оживление экономической активности в Республике. ВВП за январь-июнь 2010 года возрос в сопоставимых ценах на 6,6% по сравнению с январем-июнем 2009 года вместо 0,3% в январе-июне прошлого года к аналогичному периоду предыдущего года, производство промышленной продукции – на 8,8% (в январе-июне 2009 года – сокращение на 3,1%). При этом запасы готовой продукции промышленности на 1 июля 2010 года составили 5,8 трлн. рублей, или 60,7% к среднемесячному объему производства промышленной продукции. По сравнению с 1 июля 2009 года запасы сократились на 1,56 трлн. рублей, когда они составляли 94,6% среднемесячного объема производства продукции.

Экспорт товаров и услуг в январе-июне текущего года увеличился по сравнению с январем-июнем 2009 года на 25,5%, импорт товаров и услуг – на 15,1%.

Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без субъектов малого предпринимательства) за шесть месяцев 2010 года увеличилась по сравнению с январем-июнем 2009 года на 24% в номинальном выражении, или на 16,3% в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен), прибыль до налогообложения – на 30,7 и 22,6% соответственно.

Исполнение бюджета

С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года № 70-З «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год» и в 2010 году не входит в состав республиканского и консолидированного бюджетов. В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.

В январе-июне 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 22,1 трлн. рублей, что на 8,2% больше, чем в январе-июне 2009 года (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, – на 1,5%), рис 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в январе-июне 2009 года до 31,8% в январе-июне текущего года.

Рис. 1. Динамика поступления доходов консолидированного бюджета

Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с январем-июнем 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 18,1%, налога на прибыль – на 17,7%, акцизов – на 15,5% в реальном выражении, приложение 1.

Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,2%. При этом 31,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 13,3% — налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, табл. 1.

Таблица 1

Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-июнь 2009-2010 гг., %

Показатели 2009 год 2010 год
1. Налоговые доходы — всего 90,3 91,5
в том числе:    
  • Налоги на доходы и прибыль
21,6 23,4
в т.ч. — подоходный налог 10,3 10,4
  • Налоги на собственность
3,8 3,8
  • Налоги на товары и услуги
44,9 45,5
в т.ч. — НДС 27,4 31,8
          - акцизы 7,7 8,8
  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности
15,1 13,3
2. Неналоговые доходы 9,7 8,3
3. Безвозмездные поступления   0,2
Итого доходов 100,0 100,0

Расходы консолидированного бюджета в январе-июне 2010 года профинансированы в сумме 24,3 трлн. рублей. По сравнению с январем-июнем 2009 года расходы в реальном выражении увеличились на 3,6%.

Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 22,3%, «Общегосударственные расходы» — на 12,7% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 16%), «Здравоохранение» — 7,1%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 10,7%.

Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. За шесть месяцев текущего года на эти цели направлено в 1,5 раза в реальном выражении средств больше, чем за тот же период 2009 года. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в январе-июне 2010 года в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с январем-июнем 2009 года на 1,4 процентных пункта, рис. 2.

Рис. 2. Динамика структуры расходов консолидированного бюджета

В расходах консолидированного бюджета за январь-июнь 2010 года в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 76% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 27,1%, субсидии и текущие трансферты – 28,6%, обслуживание государственного долга – 2,2%. Доля капитальных расходов составила 21,6%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 13,7% всех бюджетных расходов.

Удельный вес средств консолидированного бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал в январе-июне текущего года составил 18,9%. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за шесть месяцев 2010 года возрос в 1,3 раза по сравнению с тем же периодом 2009 года и составил 129,8 тыс. квадратных метров, или 4% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья (в январе-июне 2009 года – 3,3%).

В январе-июне 2010 года консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 2,2 трлн. рублей, или 3,2% к ВВП (в январе-июне 2009 года дефицит составлял 1,6 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП).

Расходы консолидированного бюджета в январе-июне текущего года сложились на 46,6% из расходов республиканского бюджета и 53,4% — расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,2%.

Доходы республиканского бюджета составили 13,8 трлн. руб., или 99,2% (в реальном выражении) к уровню января-июня 2009 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 15,5 трлн. руб., что на 8,1% больше, чем в январе-июне 2009 года.

Более трети (36,3%) всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость. По сравнению с январем-июнем 2009 года его объем увеличился на 22,1% в реальном выражении. Налог на прибыль в январе-июне 2010 года увеличился на 17%, составив 10,6% всех доходов республиканского бюджета. Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности сократились на 10,8%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 21,3%.

В январе-июне текущего года финансирование расходов из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня января-июня 2009 года. Наиболее значительно увеличились расходы по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу «Национальная экономика» сократилось на 16% по сравнению с январем-июнем прошлого года.

В январе-июне 2010 года расходы республиканского бюджета превысили доходы на 1,7 трлн. рублей, или 2,1% ВВП.

В текущем году бюджетно-финансовая и налоговая политика ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.

Приложение 1

Консолидированный бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН), 
млрд. рублей

  I полугодие 2009 года 2009 год I полугодие 2010 года
1. ДОХОДЫ- всего 20 505,5 46 740,8 22 140,0
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: 18 479,2 41 304,7 20 251,6
Подоходный налог 2 099,3 4 305,3 2 309,8
Налог на прибыль 1 998,7 4 607,7 2 507,0
Налоги на собственность 778,5 1 626,7 834,7
НДС 5 596,9 12 083,1 7 047,9
Акцизы 1 580,3 3 637,4 565,9
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 3 088,5 7 969,5 2 937,3
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 1 979,4 5 322,0 1 841,3
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 46,9 114,1 47,1
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) 22 095,6 49 200,8 24 343,7
Общегосударственные расходы 3 829,7 8 053,5 4 599,4
из них государственная инвестиционная программа 2 041,9 4 994,3 2 525,1
Национальная оборона 538,7 1 323,7 596,2
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 1 123,4 2 433,9 1 261,5
Национальная экономика 6 729,3 16 359,9 6 406,6
Охрана окружающей среды 90,5 396,9 163,5
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 1 438,4 3 042,6 1 644,7
Здравоохранение 2 409,7 5 354,0 2 751,4
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации 633,8 1 414,2 714,9
Образование 3 515,4 6 767,1 3 937,7
Социальная политика 1 786,7 4 055,0 2 267,7
РАСХОДЫ (экономическая классификация) 22 095,6 49 200,8 24 343,7
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: 15 805,0 33 059,8 18 490,9
Заработная плата 4 731,5 9 257,9 5 208,6
Начисления на заработную плату 1 264,1 2 470,8 1 391,1
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь 521,0 1 069,3 534,8
Текущие бюджетные трансферты 5 622,4 11 584,7 6 967,5
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ 3 862,8 11 161,5 5 257,7
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ 
ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ
2 427,8 4 979,5 595,1
Дефицит (профицит) -1 590,1 -2 459,9 -2 203,7
Финансирование 1 590,1 2 459,9 2 203,7
Внутреннее финансирование -2 528,5 -9 023,2 -495,4
Внешнее финансирование 4 118,6 11 483,1 2 699,1

 

Приложение 2

Республиканский бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН), 
млрд. рублей

  I полугодие 2009 года 2009 год I полугодие 2010 года
1. ДОХОДЫ- всего 13 026,7 30 637,8 13 778,8
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: 11 636,8 26 470,9 12 586,6
Налог на прибыль 1 172,4 2 712,8 1 462,5
НДС 3 839,6 8 198,3 4 996,1
Акцизы 1 508,6 3 475,3 1 945,8
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 3 088,5 7 969,5 2 937,3
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 1 389,9 4 167,0 1 185,1
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ     7,1
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) 13 446,1 31 646,9 15 499,2
Общегосударственные расходы 4 258,9 8 731,5 6 045,7
из них государственная инвестиционная программа 695,0 1 828,8 662,1
Национальная оборона 531,7 1 305,5 595,1
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 954,0 2 071,7 1 196,3
Национальная экономика 5 192,8 13 528,4 4 651,5
Охрана окружающей среды 94,4 402,8 68,1
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 11,2 24,2 16,2
Здравоохранение 436,9 1 164,1 516,5
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации 221,8 522,3 235,3
Образование 601,9 1 272,7 671,3
Социальная политика 1 142,5 2 623,7 1 503,1
РАСХОДЫ (экономическая классификация) 13 446,1 31 646,9 15 499,2
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: 9 689,2 21 138,2 12 240,3
Заработная плата 1 678,4 3 577,6 2 052,4
Начисления на заработную плату 321,0 653,9 360,7
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь 489,5 1 002,7 456,2
Текущие бюджетные трансферты 5 638,6 11 928,2 7 800,3
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ 1 701,7 6 217,6 2 542,5
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ 
ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ
2 055,2 4 291,1 716,4
Дефицит (профицит) -419,4 -1 009,1 -1 720,4
Финансирование 419,4 1 009,1 1 720,4
Внутреннее финансирование -3 699,2 -10 474,0 -978,7
Внешнее финансирование 4 118,6 11 483,1 2 699,1

Приложение 3

Местные бюджеты Республики Беларусь,
млрд. рублей

  I полугодие 2009 года 2009 год I полугодие 2010 года
1. ДОХОДЫ- всего 10 127,4 21 988,2 12 141,4
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: 6 842,3 14 833,9 7 665,0
Подоходный налог 2 099,3 4 305,3 2 309,8
Налог на прибыль 826,3 1 894,8 1 044,5
Налоги на собственность 778,5 1 626,7 834,7
НДС 1 757,3 3 884,8 2 051,7
Акцизы 71,7 162,1 0,5
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 589,5 1 155,0 656,2
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 2 695,5 5 999,3 3 820,2
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) 11 142,4 23 446,4 12 995,0
Общегосударственная деятельность 2 019,3 5 019,6 2 697,2
из них государственная инвестиционная программа 1 346,9 3 165,5 1 863,0
Национальная оборона 7,0 18,2 1,1
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 169,4 362,2 65,2
Национальная экономика 1 546,5 2 884,4 1 755,2
Охрана окружающей среды 30,6 136,2 102,4
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 1 427,2 3 018,4 1 628,4
Здравоохранение 1 972,8 4 189,8 2 234,9
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации 411,9 891,9 479,6
Образование 2 913,5 5 494,4 3 266,3
Социальная политика 644,2 1 431,3 764,6
РАСХОДЫ (экономическая классификация) 11 142,4 23 446,4 12 995,0
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: 8 477,4 17 069,4 9 663,9
Заработная плата 2 967,4 5 680,2 3 156,2
Начисления на заработную плату 943,1 1 816,9 1 030,4
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь 31,4 66,7 78,6
Текущие бюджетные трансферты 2 345,3 4 804,2 2 580,4
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ 2 448,2 5 681,4 3082,111
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ 216,9 695,7 249,0
Дефицит (профицит) -1 015,0 -1 458,2 -853,6
Финансирование 1 015,0 1 458,2 853,6
Внутреннее финансирование 1 015,0 1 458,2 853,6
Внешнее финансирование 0,0 0,0 0,0
версія для друку