Январь - декабрь 2010 года

О состоянии государственных финансов Республики Беларусь

за январь-декабрь 2010 года

Скачать доклад в архиве

Макроэкономическая ситуация в 2010 году.

В 2010 году объем валового внутреннего продукта составил 163 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 7,6% по сравнению с 2009 годом. Производство промышленной продукции возросло на 11,3%, составив 161,9 трлн. рублей. При этом запасы готовой продукции промышленности на складах на 1 января 2011 года составили 5 трлн. рублей, или 49,5% к среднемесячному объему производства промышленной продукции (на 1 января 2010 года они составляли 67,9% среднемесячного объема производства продукции).

Экспорт товаров и услуг в 2010 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 20%, импорт товаров и услуг – на 22,6%.

Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без субъектов малого предпринимательства) за 2010 года возросла по сравнению с 2009 годом на 31,4% в номинальном выражении, или на 21,9% в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен), прибыль до налогообложения – на 31,5 и 22,6% соответственно.

Индекс потребительских цен за 2010 год составил 109,9%, или в среднемесячном исчислении – 100,8%. В среднем за год инфляция на потребительском рынке составила 107,8%.

Исполнение бюджета

С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год». В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.

В 2010 году доходы консолидированного бюджета составили 48,8 трлн. рублей, что на 4,3% больше, чем в 2009 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%). Динамика поступления доходов приведена на рисунке 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в 2009 году до 29,9% в 2010 году.

 

Рис. 1. Динамика поступления доходов консолидированного бюджета

Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 24,6%, налога на прибыль – на 12,3%, акцизов – на 10,9% в реальном выражении, приложение 1.

Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% — налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, табл. 1.

Таблица 1

Динамика структуры доходов консолидированного бюджета в 2009-2010 гг., %

Показатели 2009 год 2010 год
1. Налоговые доходы — всего 88,4 92
в том числе:    
  • Налоги на доходы и прибыль
20,6 24,2
в т.ч. — подоходный налог 9,2 11,0
  • Налоги на собственность
3,5 3,8
  • Налоги на товары и услуги
42,6 47,1
в т.ч. — НДС 25,6 33,3
- акцизы 7,8 8,9
  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности
17,1 11,8
2. Неналоговые доходы 11,4 7,8
3. Безвозмездные поступления 0,2 0,2
Итого доходов 100,0 100,0

Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды по состоянию на 1 января 2011 года составила 32 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 50,3% в реальном выражении. Отношение недоимки к годовым доходам консолидированного бюджета сократилось с 0,13% на 1.01.2010 г. до 0,07% на 1.01.2011 г.

Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 53 трлн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.

Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики» и «Охраны окружающей среды». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 13,7%, «Общегосударственные расходы» — на 17,4% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 12,1%), «Образование» — на 14,4%, «Здравоохранение» — на 12%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 29,6%.

Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. В 2010 году на эти цели было направлено на 22% в реальном выражении средств больше, чем в 2009 году. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2010 году в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,2 процентных пункта, рис. 2.

Рис. 2. Структура расходов консолидированного бюджета

В расходах консолидированного бюджета в 2010 году в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 74,4% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления на нее – 27,6%, текущие бюджетные трансферты – 25,9%, обслуживание государственного долга – 2,1%. Доля капитальных расходов составила 25,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 16,1% всех бюджетных расходов.

За счет средств консолидированного бюджета в 2010 году было профинансировано 18,6% всех инвестиций в основной капитал в экономику. Введено 260,4 тыс. квадратных метров жилья, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.

В 2010 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП (в 2009 году дефицит составлял 2,5 трлн. рублей, или 1,8% к ВВП).

Расходы консолидированного бюджета в году сложились на 46,5% из расходов республиканского бюджета и 53,5% — расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,1%.

Доходы республиканского бюджета составили 30,3 трлн. руб., или 91,7% (в реальном выражении) к уровню 2009 году. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 34,3 трлн. руб., что на 0,5% больше, чем в 2009 году.

Более трети (38,9%) всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость. По сравнению с 2009 годом его объем увеличился на 33,3% в реальном выражении. Налог на прибыль в 2010 году увеличился на 20,98%, составив 11,7% всех доходов республиканского бюджета. Поступления акцизов возросли на 16,1%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 14,4%.

В 2010 году финансирование расходов из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня 2009 года. Наиболее значительно увеличились расходы по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу «Национальная экономика» сократилось на 40% в реальном выражении по сравнению с предыдущим годом.

В 2010 году расходы республиканского бюджета превысили доходы на 4 трлн. рублей, или 2,4% ВВП.

В 2010 году бюджетно-финансовая и налоговая политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.

Приложение 1

Консолидированный бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН), 
млрд. рублей

  2009 год 2010 год*
1. ДОХОДЫ- всего 46 740,8 48 772,8
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: 41 304,7 44 874,7
Подоходный налог 4 305,3 5 380,8
Налог на прибыль 4 607,7 5 580,4
Налоги на собственность 1 626,7 1 850,1
НДС 12 083,1 16 226,4
Акцизы 3 637,4 4 350,2
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 7 969,5 5 776,2
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 5 322,0 3 788,3
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 114,1 109,7
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) 49 200,8 52 980,8
Общегосударственные расходы 8 053,5 10 188,6
из них государственная инвестиционная программа 4 994,3 6 033,7
Национальная оборона 1 323,7 1 543,1
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 2 433,9 2 941,4
Национальная экономика 16 359,9 12 411,7
Охрана окружающей среды 396,9 495,9
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 3 042,6 3 896,1
Здравоохранение 5 354,0 6 462,4
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации 1 414,2 1 730,8
Образование 6 767,1 8 341,9
Социальная политика 4 055,0 4 968,9
РАСХОДЫ (экономическая классификация) 49 200,8 52 980,8
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: 33 059,8 39 429,0
Заработная плата 9 257,9 11 531,7
Начисления на заработную плату 2 470,8 3 078,9
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь 1 069,3 1 111,0
Текущие бюджетные трансферты 11 584,7 13 709,7
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ 11 161,5 13 633,0
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ 
ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ
4 979,5 -81,2
Дефицит (профицит) -2 459,9 -4 208,0
Финансирование 2 459,9 4 208,0
Внутреннее финансирование -9 023,2 -427,4
Внешнее финансирование 11 483,1 4 635,4

*По предварительным данным

 

Приложение 2

Республиканский бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН), 
млрд. рублей

  2009 год 2010 год*
1. ДОХОДЫ- всего 30 637,8 30 288,2
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: 26 470,9 27 822,5
Налог на прибыль 2 712,8 3 535,3
НДС 8 198,3 11 784,9
Акцизы 3 475,3 4 348,9
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 7 969,5 5 776,2
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 4 167,0 2 451,9
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ   13,8
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) 31 646,9 34 282,1
Общегосударственные расходы 8 731,5 14 286,9
из них    
государственная инвестиционная программа 1 828,8 1 822,0
трансферты бюджетам других уровней 5 690,2 9 478,2
Национальная оборона 1 305,5 1 540,0
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 2 071,7 2 760,2
Национальная экономика 13 528,4 8 749,9
Охрана окружающей среды 402,8 242,8
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 24,2 31,8
Здравоохранение 1 164,1 1 344,0
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации 522,3 578,4
Образование 1 272,7 1 503,1
Социальная политика 2 623,7 3 245,1
РАСХОДЫ (экономическая классификация) 31 646,9 34 282,1
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: 21 138,2 27 021,9
Заработная плата 3 577,6 4 675,6
Начисления на заработную плату 653,9 827,3
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь 1 002,7 907,1
Текущие бюджетные трансферты 11 928,2 16 733,6
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ 6 217,6 7 038,9
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ 
ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ
4 291,1 221,4
Дефицит (профицит) -1 009,1 -3 993,9
Финансирование 1 009,1 3 993,9
Внутреннее финансирование -10 474,0 -641,4
Внешнее финансирование 11 483,1 4 635,4

*По предварительным данным

 

Приложение 3

Местные бюджеты Республики Беларусь,
млрд. рублей

  2009 год 2010 год*
1. ДОХОДЫ- всего 21 988,2 27 976,4
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: 14 833,9 17 052,2
Подоходный налог 4 305,3 5 380,8
Налог на прибыль 1 894,8 2 251,0
Налоги на собственность 1 626,7 1 850,1
НДС 3 884,8 4 441,5
Акцизы 162,1 1,3
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 1 155,0 1 336,4
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 5 999,3 9 587,8
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) 23 446,4 28 367,8
Общегосударственная деятельность 5 019,6 5 557,2
из них государственная инвестиционная программа 3 165,5 4 211,7
Национальная оборона 18,2 3,1
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 362,2 181,2
Национальная экономика 2 884,4 3 661,8
Охрана окружающей среды 136,2 266,7
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 3 018,4 3 864,3
Здравоохранение 4 189,8 5 118,4
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации 891,9 1 152,4
Образование 5 494,4 6 838,8
Социальная политика 1 431,3 1 723,8
РАСХОДЫ (экономическая классификация) 23 446,4 28 367,8
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: 17 069,4 20 801,9
Заработная плата 5 680,2 6 856,1
Начисления на заработную плату 1 816,9 2 251,7
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь 66,7 203,9
Текущие бюджетные трансферты 4 804,2 5 370,9
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ 5 681,4 7 691,2
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ 695,7 -125,3
Дефицит (профицит) -1 458,2 -391,3
Финансирование 1 458,2 392,9
Внутреннее финансирование 1 458,2 392,9
Внешнее финансирование 0,0 0,0

*По предварительным данным

версия для печати