Часта задаваныя пытанні

  • Большой разговор с Президентом
  • O государственных облигациях, номинированных в иностранной валюте, для физических лиц
  • Финансовая грамотность
  • Об именных приватизационных чеках «Жилье»
    • 1

      Возможна ли в настоящее время выплата денежной компенсации за неиспользованные чеки «Жилье»

      Порядок обращения именных приватизационных чеков Республики Беларусь, их использования, а также государственные гарантии их владельцам регулируются Законом Республики Беларусь от 06.07.1993г. N2468-XII «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь».
      Статьей 13 указанного Закона действительно предусмотрена выплата владельцам неиспользованных чеков денежная компенсация, но лишь по истечении сроков обращения приватизационных чеков. Конкретные сроки их обращения не установлены.
      В настоящее время чеки «Жилье» активно используются для приватизации занимаемых жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, для уплаты паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе, погашения кредита (ссуды), взятого на это строительство, и других целей, связанных с улучшением жилищных условий и не противоречащих законодательству.
      Таким образом, за не использованные чеки «Жилье» компенсация в виде денежных выплат действующим законодательством в настоящее время не предусмотрена.

  • О рынке корпоративных ценных бумаг
    • 1

      В какие пункты решения о выпуске облигаций и проспекта эмиссии облигаций (при его наличии) необходимо вносить изменения, связанные с деноминацией официальной денежной единицы Республики Беларусь?

      В соответствии с частью первой подпункта 1.2 пункта 1 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 6 мая 2016 г. № 32 «О некоторых вопросах, связанных с деноминацией официальной денежной единицы Республики Беларусь» (далее – постановление № 32) после проведения пересчета объемов выпусков ценных бумаг, номинальной стоимости ценной бумаги, текущей стоимости одной ценной бумаги, обязательств по ценным бумагам, требований по этим обязательствам эмитенты облигаций, срок обращения которых заканчивается после 1 июля 2016 г., за исключением государственных облигаций, вносят изменения и (или) дополнения в решения о выпуске облигаций и проспекты эмиссии облигаций в связи с проведением деноминации.

      Принимая во внимание, что в соответствии с частью второй статьи 65 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года «О хозяйственных обществах» уставный фонд акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций, эмитентам, созданным в форме акционерного общества, при внесении изменений и (или) дополнений в решения о выпуске облигаций и проспекты эмиссии облигаций необходимо указывать сведения о размере уставного фонда с учетом пересчета номинальной стоимости акции, проведенного в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 постановления № 32.

      При внесении изменений в решение о выпуске облигаций и проспект эмиссии облигаций в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 постановления № 32, корректировке в связи с проведением деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь подлежат также сведения об обеспечении исполнения обязательств эмитента по облигациям (в случае обеспечения исполнения обязательств эмитента поручительством – сведения о сумме поручительства, в пределах которой поручитель отвечает перед владельцами облигаций).

      По мнению Департамента по ценным бумагам, не требуется внесение изменений в пункты решений о выпусках облигаций и проспектов эмиссии облигаций, содержащие сведения:
      о размещении ранее эмитированных ценных бумаг,
      об инвестициях в уставные фонды других юридических лиц,
      о показателях финансово – хозяйственной деятельности эмитента и ее динамике за последние три года, а в случае, если с момента государственной регистрации эмитента срок менее трех лет, - за каждый финансовый год,
      о прогнозе финансовых результатов на три года.

      Указанные в этих пунктах сведения носят исключительно справочный характер и не влияют на объем прав владельца и обязанностей эмитента, удостоверяемых облигациями, в отношении которых вносятся изменения и (или) дополнения в решение о выпуске облигаций и проспект эмиссии облигаций в соответствии с требованиями постановления № 32.

    • 2

      Требуется ли в связи с деноминацией заключение дополнительного соглашения к договору поручительства или иному договору, заключенному с лицом, предоставившим обеспечение исполнения обязательств эмитента облигаций, в части изменения суммы предоставленного обеспечения?

      Пунктом 2 статьи 392 Гражданского кодекса Республики Беларусь установлено, что если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.

      Вместе с тем, необходимость внесения в связи с проведением деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь изменений в договор поручительства или иной договор, заключенный с лицом, предоставившим обеспечение исполнения обязательств эмитента по облигациям, по мнению Департамента по ценным бумагам, должна определяться сторонами договора.

  • О вопросах формирования и использования средств внебюджетных централизованных инвестиционных фондов
  • О получении кредитного рейтинга
    • 1

      Справочная информация об особенностях получения суверенных кредитных рейтингов

      Мировой опыт свидетельствует, что государства получают суверенные кредитные рейтинги для повышения притока иностранных инвестиций. Работа по получению рейтинга осуществляется ими в рамках выполнения комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности национальных экономик.
      Суверенный кредитный рейтинг это экспертная оценка готовности и способности суверенного государства выполнять свои долговые обязательства перед иностранными инвесторами и кредиторами, а также иные внешние финансовые обязательства (далее внешние обязательства).
      Суверенный кредитный рейтинг при его значении на достаточно высоком уровне дает возможность:
      - повышения притока прямых иностранных инвестиций;
      - расширения отношений с зарубежными партнерами;
      - облегчения организации внешних заимствований национальным правительством на мировом финансовом рынке;
      - получения кредитных рейтингов национальными субъектами хозяйствования для облегчения организации собственной заемной деятельности на мировом финансовом рынке;
      - повышения товарооборота.
      Каждый рейтинг имеет значение, которому соответствует конкретное объяснение. Выделяют три основные категории значений рейтингов: инвестиционная, спекулятивная и дефолтная. Инвестиционная категория, в общем, отличается от неинвестиционной гораздо большими возможностями страны по привлечению иностранных инвестиций на приемлемых для нее условиях. Спекулятивная категория означает больший, чем у инвестиционной категории риск невыполнения внешних обязательств. Поэтому для стран с рейтингами этой категории свойственно более высокая стоимость внешнего заимствования и меньшие объемы привлечения иностранных инвестиций. Значения рейтингов, относящие к дефолтной категории, означают, что в недавнем прошлом был зафиксирован хотя бы один случай дефолта или крайне высока вероятность допущения государством подобного в ближайшее время, и поэтому иностранным инвесторам целесообразно воздержаться от направления инвестиций в эту страну.
      Присвоением суверенных кредитных рейтингов занимаются рейтинговые агентства, представляющие частные иностранные коммерческие экспертные компании. Признанными авторитетами в деле присвоения суверенных кредитных рейтингов в мире считаются три рейтинговых агентства: «Мудиз Инвесторс Сервиз», «Стэндард энд Пурз» и «Фитч Рэйтингз».
      Эти универсальные рейтинговые агентства присваивают рейтинги, как суверенным заемщикам, так и банкам, предприятиям, страховым организациям и другим субъектам хозяйствования. «Мудиз Инвесторз Сервиз» появилось в 1900г., «Стэндард энд Пурз» образовано в 1922г., а «Фитч Рэйтингз» основано в 1924г. «Мудиз Инвесторз Сервиз» является структурной частью «Мудиз Корпорэйшн» (США), «Стэндард энд Пурз» принадлежит международной информационной корпорации «МакГро-Хилл» (США), «Фитч Рэйтингз» - международной компании поддержки бизнес решений «Фималак» (Франция). Ввиду изначально большей специализации «Фитч Рэйтингз» по присвоению рейтингов банковским учреждениям данное агентство имеет меньший опыт работы с суверенными заемщиками по сравнению с «Стэндард энд Пурз» и «Мудиз Инвесторз Сервис». Персонал «Стэндард энд Пурз» составляет более 5000 человек, «Мудиз Инвесторз Сервис» более 1800 и «Фитч Рэйтингз» более 1500.
      В принципе, все три агентства базируются на сходных подходах при определении суверенного кредитного рейтинга, которые, в свою очередь, основываются на оценке экономической и политической ситуации в государстве.
      Основными направлениями исследования экономической ситуации являются:
      - структура экономики (условия жизни и уровень доходов населения, распределение общественного богатства; тип экономики; обеспеченность ресурсами и степень их диверсификации; эффективность финансового сектора; конкурентоспособность и рентабельность частного сектора; протекционизм и нерыночные инструменты воздействия; рынок трудовых ресурсов и т.п.);
      - перспективы экономического роста (объем и структура сбережений и капиталовложений; темпы и характер экономического роста и т.п.);
      - стабильность денежно-кредитной политики (инфляционные тенденции; темпы роста денежной массы; политика обменного курса, степень независимости центрального банка; влияние налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики на поступления валютных средств в страну; структура счета текущих операций платежного баланса; структура капитальных потоков; достаточность валютных резервов и т.п.);
      - гибкость налогово-бюджетной политики (структура расходов и доходов, тренды дефицита (профицита) государственного бюджета; эффективность и гибкость налоговой политики; структура государственных расходов; эффективность расходования государственных средств и налоговая нагрузка; своевременность, охват и транспарентность отчетности по налогово-бюджетной политике; обязательства правительства по выплате пенсий и т.п.);
      - государственный долг (валовый и чистый государственный долг; доля расходов на уплату процентов в общем объеме расходов бюджета; структура государственного долга по валютам и срокам погашения; уровень развития внутреннего финансового рынка и т.п.);
      - внешний долг (объем и структура внешнего государственного долга; объем внешних обязательств, взятых на себя национальными субъектами хозяйствования под гарантию правительства; расходы по обслуживанию внешнего государственного долга и график осуществления платежей; объем и структура официальных валютных резервов и других внешних активов государственного сектора; объем и структура внешнего долга субъектов хозяйствования и т.п.);
      - история заемной деятельности правительства и субъектов хозяйствования.
      Для оценки экономической ситуации в стране агентства используют системы количественных и качественных показателей. Они применяют как показатели различных международных организаций (в первую очередь МВФ), так и показатели своей разработки.
      Можно выделить такие ключевые показатели для всех трех агентств (т.е. показатели на которые они в большей степени акцентируют свое внимание при принятии решения в отношении рейтинга), как рост ВВП, индекс потребительских цен, ВВП на душу населения, валовый государственный внешний и внутренний долг, валовый внешний долг всех секторов экономики страны, дефицит (профицит) государственного бюджета, счет текущих операций платежного баланса и объем валютных резервов органов денежно-кредитного регулирования страны.
      Кроме оценки экономической ситуации рейтинговые агентства изучают политическую ситуацию в стране по следующим направлениям:
      - конституция и отношения между основными институтами власти;
      - преемственность высшей политической власти;
      - методы перехода власти;
      - отношения со странами-соседями, с США, ЕС и Японией, а также с МВФ, Всемирным банком, ОБСЕ и другими международными структурами;
      - степень участия населения в управлении государством;
      - верховенство закона и уровень коррупции;
      - оценка внутренних и внешних угроз;
      - политические партии, их материально-техническая база, доля полученных голосов и стабильность поддержки.
      Что касается рейтингового процесса, то он практически одинаков у всех агентств. Его продолжительность может быть различной в зависимости от потребности суверенного заемщика и графика работы агентства, но, как правило, не менее трех месяцев.
      В общем, рейтинговый процесс выглядит следующим образом:
      1. заключение договора с рейтинговым агентством;
      2. проведение базового исследования суверенного заемщика;
      3. встреча руководства заемщика с представителями агентства;
      4. присвоение конфиденциального рейтинга (в случае определения рейтинга на неудовлетворительном для заемщика уровне возможно проведение апелляционной процедуры);
      5. официальная публикация рейтинга через СМИ;
      6. обслуживание рейтинга (после присвоения рейтинг подлежит постоянному наблюдению (сопровождению) со стороны рейтингового агентства).
      После заключения договора с рейтинговым агентством о предоставлении последним услуг суверенному заемщику по присвоению рейтинга, агентство назначает основного аналитика по суверенному заемщику и его помощников. Со своей стороны правительство определяет порядок работы с агентством и назначает координатора работы государственных органов в этом направлении.
      Далее рейтинговое агентство рассылает вопросник соответствующим государственным органам, запрашивая интересующую их информацию. Вопросник включает в себя, в основном, стандартный набор вопросов, а также вопросы, составленные специально под конкретное государство, при наличии факторов, делающих экономические и политические обстоятельства государства нетипичными или особыми. Ответы на заданные вопросы используются для подготовки к проведению рейтинговых встреч, которые проводят не менее двух аналитиков по соответствующей стране в период до одной недели.
      После этого происходит визит аналитиков рейтингового агентства для встреч с уполномоченными представителями государственных органов, а также с представителями деловых кругов, СМИ, политических и общественных организаций, представительств ОБСЕ, МВФ, ЕБРР, Всемирного банка и других международных организаций, посольств зарубежных государств.
      По завершении базового исследования основной аналитик представляет агентству результаты своего исследования, а также проект значения рейтинга. Решение о присвоении рейтинга принимается на закрытом заседании рейтингового комитета агентства, в состав которого входят представители высшего руководящего звена агентства, старшие аналитики структурных подразделений. Решение принимается в ходе голосования за предложенный проект значения рейтинга. В отличие от других международных рейтинговых агентств голосование рейтингового комитета «Стэндард энд Пурз» происходит путем выставления оценки от 1 (самый высокий результат) до 6 баллов по каждому из направлений исследования. При этом в расчет принимаются результаты подобного голосования по иным суверенным заемщикам. Присвоенный рейтинг называется конфиденциальным, т.к. он сообщается исключительно заказчику и до принятия им решения о том, удовлетворяет его значение или нет, не подлежит какой-либо огласке третьим лицам.
      На стадии обслуживания рейтинга агентство обновляет необходимые данные по суверенному заемщику, проводит необходимые консультации и встречи с официальными представителями суверенного заемщика и затем на заседании рейтингового комитета, которое происходит не реже одного раза в год, принимает решение либо о сохранении рейтинга на прежнем уровне, либо его изменении.
      При этом, указанное может сопровождаться уточняющими действиями, связанными с выставлением оценок прогноза будущего изменения рейтинга. Прогноз может быть «негативным» (рейтинг в ближайшее время понизится), «стабильным» (рейтинг в ближайшее время останется неизменным) или «позитивным» (рейтинг в ближайшее время может повыситься). Агентство «Стэндард энд Пурз» дополняет их такой оценкой прогноза как «развивающийся» (рейтинг может в ближайшее время быть повышен или понижен).
      Суверенный кредитный рейтинг впервые был присвоен в 1941г. Соединенным Штатам Америки международным рейтинговым агентством «Стэндард энд Пурз». Именно с этого момента суверенный кредитный рейтинг занял ведущее место в семействе кредитных рейтингов. Резкий интерес со стороны стран к суверенным кредитным рейтингам стал проявляться с середины 80-х годов. Усложнение мирохозяйственных связей, нефтяные шоки 70-х годов, долговой кризис начала 80-х годов привели к тому, что иностранные инвесторы окончательно признали невозможность принятия решения о направлении инвестиций, основываясь исключительно на собственных оценках. Им требовалось взвешенное независимое экспертное мнение о состоянии дел в той или иной стране, о перспективе выполнения ее внешних обязательств.
      В настоящее время из 192 суверенных государств мира хотя бы один суверенный кредитный рейтинг имеют более 120 стран. Есть рейтинги и у наших стран-соседей: Польши, Литвы, Латвии. Из стран СНГ суверенные кредитные рейтинги имеются у России, Украины, Казахстана, Азербайджана, Молдовы и Туркменистана.
      Общепринятой практикой является получение сразу двух или трех рейтингов. Это делается суверенными государствами для максимального охвата иностранных инвесторов. Совпадение по значению или по принадлежности рейтинговой категории государства у нескольких рейтинговых агентств усиливает склонность международных инвесторов к инвестированию в такую страну.
      Необходимо отметить, что все три рейтинговые агентства оставляют за собой право по собственному усмотрению и на основании информации, которую они сочтут пригодной для принятия решения, определить значение конфиденциального рейтинга как дефолтное, изменить значение рейтинга, включая вероятность его снижения до дефолтного уровня, а также отозвать ранее присвоенный рейтинг.
      Необходимо отметить, что для того, чтобы не ставить под угрозу свою репутации рейтинговые агентства, как правило, присваивают первичные рейтинга на заниженном уровне. Во многом поэтому большинству вновь получающим рейтинги странам Восточной и Центральной Европы, а также СНГ присваивались первичные рейтинги со спекулятивными значениями.

  • О государственных ценных бумагах, выпускаемых для физических лиц
    • 1

      Где можно приобрести государственные ценные бумаги, выпускаемые для физических лиц в документарной форме?

      Такие государственные ценные бумаги можно приобрести в банках-агентах, которые осуществляют продажу, погашение и выплату дохода по государственным ценным бумагам на основании договора, заключенного с Министерством финансов. Информация о таких банках содержится на сайте Министерства финансов (http://www.minfin.gov.by, раздел «Государственный долг», подраздел «Внутренний государственный долг»), а также публикуется в газете «Рэспублiка».

  • Об изготовлении и регистрации бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты
    • 1

      Что необходимо для получения разрешения на размещение заказа на изготовление бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты?

      Заказы на изготовление бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты (далее бланков и документов) в Республике Беларусь размещаются:
      - в подчиненных Министерству финансов государственных организациях;
      - с разрешения Министерства финансов в порядке и при соблюдении условий, определяемых данным Министерством, в иных организациях, имеющих соответствующее разрешение (лицензию), а также в организациях, расположенных за пределами республики.

      При размещении заказа на изготовление бланков и документов на предприятиях Минфина согласование и получение разрешения не требуется.
      При размещении заказа на изготовление бланков и документов в иных организациях, имеющих соответствующее разрешение (лицензию) Министерства финансов, в соответствии с Единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических и индивидуальных предпринимателей, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N156,заказчик (эмитент), имеющий право в соответствии с законодательством в пределах своей компетенции или в рамках осуществляемой им деятельности на размещение заказа на изготовление бланков и документов, для получения разрешения на изготовление бланков и документов представляет в Департамент государственных знаков Министерства финансов (г. Минск, ул. Свердлова, 32а, тел. 203 09 44) следующие документы:
      1. заявление, содержащее наименование (для индивидуальных предпринимателей фамилия, собственное имя, отчество) заявителя, его адрес и телефон; точное наименование бланка или документа; тираж; при необходимости наименование предприятия-изготовителя соответствующего бланка или документа (в случае, если требуется продолжение тиража); информацию о регистрации этого бланка или документа в Государственном реестре бланков и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты (дата и номер регистрации, если бланк зарегистрирован);
      2. документ, подтверждающий решение заявителя об отнесении бланка к бланкам ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документам с определенной степенью защиты;
      3. документ, фиксирующий право заявителя на выпуск конкретного бланка или документа, либо документ, фиксирующий разрешение органа, дающего согласие на выпуск конкретного бланка или документа, в соответствии с актами законодательства.

      В случае изготовления бланков писем, приказов, распоряжений, постановлений, решений, указаний и иных организационно-распорядительных документов и (или) бланков и документов, использование которых будет осуществляться исключительно за пределами Республики Беларусь и не будет затрагивать ее интересы в области экономики, финансов, национальной безопасности, разрешение Министерства финансов при размещении заказов в организациях, имеющих в соответствии с законодательством право на разработку и производство бланков и документов не требуется.

  • О включении объектов строительства в Государственную инвестиционную программу

Для таго, каб задаць сваё пытанне, запоўніце форму ў раздзеле "Электронныя звароты".