Часто задаваемые вопросы

  • О страховании
    • 1

      Какие требования предъявляются к страховым агентам?

      В соответствии с пунктом 2 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Положение), страховым агентом является физическое лицо или организация, осуществляющая от имени страховой организации посредническую деятельность по страхованию.
      Особенности деятельности страховых агентов на территории Республики Беларусь определены главой 4 Положения.
      Согласно пунктам 34 и 35 Положения страховой агент - физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, осуществляющее от имени страховой организации посредническую деятельность по страхованию на основании трудового договора (контракта) либо гражданско-правового договора по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, - от имени нескольких страховых организаций, а по иным видам страхования - от имени только одной страховой организации.
      Физическое лицо для осуществления посреднической деятельности по страхованию должно иметь образование не ниже общего среднего.
      Страховой агент - организация и ее структурные подразделения (далее - организации), осуществляющие от имени страховой организации посредническую деятельность по страхованию на основании гражданско-правового договора.
      Страховыми агентами могут выступать следующие организации: банки;
      республиканское унитарное предприятие почтовой связи «Белпочта» и его структурные подразделения;
      иные организации, включенные в реестр страховых агентов Министерства финансов (далее – реестр).
      Порядок включения организаций в реестр, исключения из него определен Положением о реестре страховых агентов Министерства финансов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2014 г. № 613.
      Справочно. Для включения в реестр организация обязана представить в Министерство финансов документы, установленные пунктом 15.141. единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.
      Посредническая деятельность по страхованию не может являться основным и (или) единственным видом деятельности страхового агента - организации.
      За нарушение страховым агентом законодательства о страховании статьей 11.66 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    • 2

      Подлежит ли возмещению моральный вред по условиям обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств?

      Нет, моральный вред по условиям обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств возмещению не подлежит.

      В соответствии с пунктом 180 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530, страховому возмещению подлежит вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевшего, включая расходы, связанные с его погребением, лицам, понесшим эти расходы, а также имущественный вред, вызванный повреждением или уничтожением транспортного средства владельца транспортного средства - резидента Республики Беларусь, заключившего договор комплексного внутреннего страхования, в результате дорожно-транспортного происшествия. При этом страховому возмещению не подлежат моральный вред, упущенная выгода либо утрата товарной стоимости транспортного средства.

      Таким образом, оснований на возмещение морального вреда у страховой организации, в соответствии с законодательством, не имеется. Одновременно, в соответствии со статьей 11 Гражданского Кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) одним из способов зашиты гражданских прав является компенсация морального вреда.

      Согласно статье 152 ГК если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, гражданин вправе требовать от нарушителя денежную компенсацию указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

      В этой связи, потерпевший имеет право предъявить претензию к лицу, виновному в дорожно-транспортном происшествии, а в случае ее непризнания последним, обратиться в суд за защитой своих прав в установленном законодательством порядке.

    • 3

      При проведении ремонта транспортного средства были выявлены скрытые повреждения, не отраженные в акте осмотра транспортного средства, составленном экспертом-оценщиком. Как быть в случае, если суммы выплаченного страхового возмещения по обязательному страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств недостаточно для устранения данных повреждений?

      В случае выявления скрытых повреждений и дефектов транспортного средства для решения вопроса, связанного с доплатой страхового возмещения по обязательному страхованию, потерпевшему следует обратиться в страховую организацию.
      В соответствии с частью второй пункта 45 Правил определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14 сентября 2004 г. № 30-од и согласованных с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее – Правила), для определения предполагаемых либо не установленных при осмотре транспортного средства дефектов и повреждений по заявлению потерпевшего проводится дополнительный осмотр транспортного средства либо его частей в порядке, аналогичном порядку проведения первичного осмотра транспортного средства.
      Согласно части второй пункта 223 Правил в случае проведения дополнительного осмотра транспортного средства и выявления в результате такого осмотра скрытых дефектов и повреждений транспортного средства оценщик составляет дополнительное заключение о размере вреда с учетом ранее рассчитанного размера вреда либо по согласованию с заказчиком составляет заключение о размере вреда на основании дополнительного акта осмотра.

    • 4

      К кому в случае неясности условий Правил добровольного страхования следует обращаться за их разъяснением и толкованием?

      Согласно пункту 3 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530, добровольное страхование осуществляется путем заключения договора между страхователем и страховщиком в соответствии с законодательством. Условия, на которых заключается договор добровольного страхования, определяются в правилах соответствующего вида страхования, утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков и согласованных с Министерством финансов.

      Таким образом, в случае неясности условий Правил добровольного страхования, следует за их разъяснением и толкованием обращаться непосредственно к страховщику, утвердившему Правила страхования.

      Одновременно сообщаем, что в соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в случае толкования условий договора судом, будет приниматься во внимание буквальное значение содержащихся в договоре слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае неясности будет устанавливаться путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если вышеизложенные правила не позволяют определить содержание договора, будет выясняться действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом будут приниматься во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, последующее поведение сторон.

    • 5

      Как начисляются страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – обязательное страхование) на сумму вознаграждения, причитающегося представителю государства, за выполнение им соответствующих функций в органах управления хозяйственных обществ?

      Обязательное страхование регулируется Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Положение).

      Обязательному страхованию подлежат жизнь и здоровье граждан, в том числе, работающих на основании трудовых договоров (контрактов), работающих на основании гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, в местах, предоставленных страхователем (пункт 272 Положения).

      Пунктом 6 Положения о представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 16 мая 2008 г. № 694 (далее - Положение № 694), определено, что представитель государства, являющийся работником, в том числе государственным служащим, органа, осуществляющего владельческий надзор, выполняет свои полномочия на основании трудового договора (контракта) по основному месту работы.

      Согласно пункту 17 Положения № 694 представители государства, являющиеся государственными служащими, не получают в обществах вознаграждения за выполнение функций представителей государства. При этом, если представитель государства является членом совета директоров (наблюдательного совета) общества, а уставом общества или решением общего собрания его участников предусмотрено вознаграждение для данных членов, денежные средства в размере вознаграждения, причитающегося представителю государства, а также средства для уплаты взносов по государственному социальному страхованию и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных на указанное вознаграждение, перечисляются обществом в полном объеме на отдельный счет органа, осуществляющего владельческий надзор.

      Указанные средства в порядке, установленном Министерством финансов, зачисляются в республиканский бюджет, учитываются отдельно, имеют целевое назначение и направляются Министерством финансов органу, осуществляющему владельческий надзор (нанимателю по месту основной работы государственного служащего, исполняющего обязанности представителя государства), на выплату вознаграждения и уплату взносов по государственному социальному страхованию в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», начисленных на указанное вознаграждение.

      Учитывая изложенное, страховые взносы по обязательному страхованию начисляются на всю сумму вознаграждения, причитающегося представителю государства, за выполнение им соответствующих функций в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, органом, осуществляющим владельческий надзор (нанимателем по месту основной работы государственного служащего, исполняющего обязанности представителя государства), по страховому тарифу, установленному для данного органа.

    • 6

      Какие размеры страховых взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами применяются при осуществлении перевозок междугородного и (или) международного сообщения автобусом с разрешенной максимальной массой не более 5 000 кг?

      При осуществлении перевозок пассажиров автобусом с разрешенной максимальной массой не более 5 000 кг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами применяются размеры страховых взносов, установленные Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования» для автобусов с разрешенной максимальной массой не более 5 000 кг.
      Данные размеры страховых взносов применяются к автобусам с разрешенной максимальной массой не более 5 000 независимо от вида осуществляемых ими перевозок (перевозок международного либо междугородного сообщения).

    • 7

      Какие размеры страховых взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами применяются при осуществлении одним и тем же транспортным средством перевозок междугородного и международного сообщения?

      При использовании одного и того же транспортного средства, за исключением автобуса с разрешенной максимальной массой не более 5 000 кг (например, автомобиля, автобуса с разрешенной максимальной массой более 5 000 кг), для осуществления международных и междугородных перевозок пассажиров применяются размеры страховых взносов, установленные для автомобильного транспорта международного сообщения.
      Согласно примечанию к размерам страховых взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 531, в случае использования одного и того же транспортного средства для разных видов сообщений применяется наибольший размер страхового взноса по одному из видов сообщений.

    • 8

      Вправе ли Министерство финансов отменить штраф, примененный Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (далее – Белгосстрах), за непредставление, несвоевременное представление и (или) представление страховщику недостоверного отчета о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – отчет)?

      Нет. Министерство финансов не вправе отменить штраф, примененный Белгосстрахом, за непредставление, несвоевременное представление и (или) представление страховщику недостоверного отчета. Решение о применении Белгосстрахом данного штрафа может быть обжаловано страхователем в суд.
      В соответствии с абзацем шестым пункта 323 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Положение), страхователь по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обязан представлять страховщику отчет по форме и в порядке, установленным Советом Министров Республики Беларусь.
      Частью первой пункта 275 Положения предусмотрено, что за непредставление, несвоевременное представление и (или) представление страховщику недостоверного отчета страхователь уплачивает страховщику штраф в размере 10 базовых величин.
      Положением не установлено право Министерства финансов на рассмотрение вопросов об освобождении страхователей от штрафа, вынесенного Белгосстрахом, за непредставление, несвоевременное представление и (или) представление страховщику недостоверного отчета.
      Вместе с тем, согласно абзацу третьему пункта 322 Положения страхователь имеет право защищать свои права и законные интересы, права и законные интересы застрахованных, в том числе, в суде.
      В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» споры, вытекающие из отношений по страхованию и по регулированию страховой деятельности, разрешаются в судебном порядке.

    • 9

      Каков порядок действий при несогласии страхователя с размером страхового возмещения, рассчитанным страховщиком в отношении транспортного средства, по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – обязательное страхование)?

      При несогласии страхователя с размером вреда, рассчитанным в отношении его транспортного средства, он вправе обратиться к страховщику, производившему соответствующий расчет, для проведения повторного осмотра или повторного определения размера вреда.
      Согласно части второй пункта 187 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530, определение размера вреда, причиненного транспортному средству, для целей обязательного страхования производится в соответствии с Правилами определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14 сентября 2014 г. № 30-од (далее – Правила).
      Частью первой пункта 240 и пунктом 241 Правил предусмотрено, что сторона, не согласная с размером вреда или результатами осмотра транспортного средства, обращается к страховщику, оформившему документы на выплату страхового возмещения, с заявлением. Страховщик при необходимости создает комиссию для проведения повторного осмотра или повторного определения размера вреда.
      Вызов для участия в повторном осмотре всех заинтересованных сторон осуществляет несогласная с размером вреда или результатами осмотра транспортного средства сторона.
      В соответствии с частями третьей и четвертой пункта 242 Правил все расходы по проведению повторного осмотра и определению размера вреда первоначально оплачивает заявившая о необходимости данной процедуры сторона.
      В случае, когда размер вреда, определенный повторно, будет отличаться от первоначального более чем на пять процентов (но не менее пятикратного размера базовой величины, установленной на дату проведения повторного осмотра), страховщик возмещает расходы по проведению данного осмотра и вправе восстановить их в установленном законодательством порядке за счет исполнителя оценки, проводившего первоначальный осмотр.

    • 10

      Почему страховые взносы по договорам страхования «Зеленая карта» уплачиваются в валюте?

      Размеры страховых взносов по договору страхования «Зеленая карта» утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования» в евро.
      Уплачиваются страховые взносы по договору страхования «Зеленая карта» в свободно конвертируемой валюте или российских рублях (при распространении действия договора только на территорию Российской Федерации) (пункт 162 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530).
      Справочно. Перечень свободно конвертируемых иностранных валют приведен в приложении 1 к постановлению Национального банка Республики Беларусь от 20 августа 2001 г. № 208 «О порядке установления официального курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам».
      Договор страхования «Зеленая карта» заключается для использования транспортного средства в дорожном движении иностранных государств. Страховая организация при наступлении страхового случая по договорам страхования «Зеленая карта» обязана возместить вред, причиненный страхователями, согласно праву той страны, на территории которой наступил страховой случай, и, соответственно, произвести выплату в иностранной валюте (евро, доллары США). Для исполнения принятых на себя страховых обязательств по договорам «Зеленая карта» в полном объеме страховые организации формируют страховые резервы в иностранной валюте. В этой связи страховые взносы по договорам страхования «Зеленая карта» не только установлены, но и уплачиваются в свободно конвертируемой валюте или российских рублях.


Для того, что бы задать свой вопрос, заполните форму в разделе "Электронные обращения".