Сферы контрольной деятельности
– контроль за соблюдением бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств, в том числе за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых из бюджетов и государственных внебюджетных фондов, по всем направлениям и видам расходов;
– проведение проверок по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, а также судов по находящимся в их производстве делам (глава 11 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»).
Показатели контрольной работы Министерства финансов, его территориальных органов и местных финансовых органов Республики Беларусь за 2019 год:
№п/п | Показатели | Суммы в (тыс. руб.) |
1 | Проведено проверок | 992 |
2 | Проверками выявлено: | |
2.1 | нарушений бюджетного законодательства – количество организаций – сумма |
730 15 655,6 |
2.2 | недостач бюджетных средств и материальных ценностей – количество организаций – сумма |
56 11,3 |
2.3 | использования не по целевому назначению и с нарушением законодательства материальных ресурсов, приобретенных за счет бюджетных средств – количество организаций – сумма |
15 11,9 |
2.4 | причиненного ущерба (вреда) и других нарушений – количество организаций – сумма |
286 5 315,5 |
2.5 | неэффективное использование бюджетных средств – количество организаций – сумма |
115 4 517,7 |
2.6 | Предотвращено незаконное получение, использование не по целевому назначению или с нарушением законодательства бюджетных и иных государственных средств. |
8 939,0 |
3 | Приняты меры по результатам проверок: | |
3.1 | Возмещено бюджетных средств | 11 428,0 |
3.2 | Возмещено ущерба (вреда) и денежных средств по другим нарушениям | 1 432,4 |
3.3 | Дополнительно поступило платежей и других причитающихся бюджету сумм | 2 403,0 |
3.4 | Привлечено к административной ответственности юридических лиц – количество организаций – сумма |
119 186,4 |
3.5 | Привлечено к административной ответственности физических лиц – количество организаций – сумма |
791 120,0 |
3.6 | Передано материалов в органы уголовного преследования и суды – количество организаций – сумма |
198 12 227,8 |
За 2019 год центральным аппаратом Министерства финансов, его территориальными органами, а также местными финансовыми органами республики проведено 992 проверки, по результатам которых установлено нарушений на общую сумму 20 982,4 тыс. рублей, в том числе нарушений бюджетного законодательства на 15 655,6 тыс. рублей (или 74,6 % от общей суммы выявленных нарушений).
Нарушения бюджетного законодательства выявлены в 730 организациях (73,6 % от проверенных). Из них незаконное получение средств из бюджета - 8 432,3 тыс. рублей (53,9% от общей суммы нарушений бюджетного законодательства), использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства - 7 172,2 тыс. рублей (45,8%), нецелевое использование бюджетных средств - 51,1 тыс. рублей (0,3%).
Среди нарушений в использовании бюджетных средств наибольшую долю составили нарушения в оплате труда по причине необоснованного установления надбавок и доплат, выплаты премий сверх планового фонда, содержания сверхштатной и сверхлимитной численности работников - 6 780,4 тыс. рублей (43,3 %); расходы, профинансированные за счет средств бюджета, подлежащие восстановлению за счет средств от приносящей доходы деятельности - 3 191,8 тыс. рублей (20,4 %) и оплате завышенных по различным причинам объемов и стоимости ремонтно-строительных работ - 2 332,6 тыс. рублей (14,9 %).
В 2019 году при осуществлении контрольной работы особое внимание уделялось вопросу эффективного использования государственных средств и имущества, а также предупреждению правонарушений, связанных с их использованием. Факты неэффективного расходования бюджетных средств были установлены в 115 организации на общую сумму 4 517,7 тыс. рублей. По результатам проведенных проверок предотвращено незаконное получение, использование не по целевому назначению или с нарушением законодательства бюджетных и иных государственных средств на сумму 8 939,0 тыс. рублей, дополнительно поступило платежей и других причитающихся бюджету сумм на 2 403,0 тыс. рублей. Выявлено и поставлено на учет неучтенного имущества на 501,4 тыс. рублей.
По результатам проведенной в 2019 году работы по взысканию бюджетных средств, причиненного вреда и штрафов, устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины по состоянию на 1 января 2020 года возмещено бюджетных средств, вреда (ущерба) и других нарушений на общую сумму 12 860,4 тыс. рублей. За допущенные нарушения к административной ответственности привлечено 119 юридических лиц на общую сумму штрафов 186,4 тыс. рублей и 791 физическое лицо на 120,0 тыс. рублей.
Меры дисциплинарной и материальной ответственности применены к 1 511 работникам проверенных организаций.
В 2019 году в правоохранительные органы и суды переданы материалы 198 проверок на общую сумму выявленных нарушений 12 227,8 тыс. рублей.
В результате проводимой работы по материалам проверок прошлых лет возмещено сумм нарушений бюджетного законодательства, вреда (ущерба) 5 245,3 тыс. рублей, штрафов 486,4 тыс. рублей, дополнительных платежей и других причитающихся бюджету сумм 972,9 тыс. рублей.
В 2019 году центральным аппаратом Министерства финансов и его территориальными органами проведено 99 мониторингов в отношении 75 субъектов хозяйствования, по результатам которых вынесено 34 рекомендации по устранению выявленных нарушений.
По результатам мониторингов поступило в бюджет 530,0 тыс. рублей, из них средств бюджета, незаконно полученных, использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства - 216,5 тыс. рублей. Установлено неэффективное использование бюджетных средств и материальных ценностей на 226,5 тыс. рублей. Предотвращено незаконное получение, использование не по целевому назначению и с нарушением законодательства средств бюджета на сумму 910,6 тыс. рублей.
Министерством финансов и его территориальными органами на постоянной проводятся мероприятия профилактического и предупредительного характера путем разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике, информирования субъектов о типичных нарушениях, выявленных в ходе контрольно-аналитических мероприятий (ответы на запросы субъектов хозяйствования, консультации по телефону, разъяснения, обзорные письма, публикации, выступления в средствах массовой информации, проведение и участие в семинарах, совещаниях, круглых столах и т.д.).