Январь - сентябрь 2001 года

Об итогах работы народного хозяйства и состоянии государственных финансов Республики Беларусь

январь-сентябрь 2001 года

Динамика ВВП и реального сектора экономики

Финансы субьектов хозяйствования

Инфляция

Потребительский рынок и доходы населения

Внешняя торговля

Государственные финансы

Государственный долг

Рынок государственных ценных бумаг

Денежно-кредитное и валютное регулирование

Динамика ВВП и реального сектора экономики

По данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за январь-сентябрь 2001 г. составил в текущих ценах 11 736,5 млрд. руб. Реальный объем производства ВВП за девять месяцев текущего года был на 3% выше, чем за тот же период 2000 г. В январе-сентябре текущего года динамика основных показателей развития реального сектора экономики неоднозначна по сравнению с январем-сентябрем 2000 г. — отмечается как увеличение, так и отставание темпов роста отдельных макроэкономических показателей развития страны, рис 1.


Рис. 1. Изменение основных показателей развития экономики в % к соответствующему периоду предыдущего года (экспорт и импорт – январь-август 2001 г. к январю-августу 2000 г. и январь-август 2000 г. к январю-августу 1999 г.)В целом за январь-сентябрь 2001 г. промышленной продукции (работ, услуг) произведено на сумму 10 609,5 млрд. руб., что на 4,6% выше уровня января-сентября 2000 г. В январе-сентябре текущего года не все отрасли промышленного производства достигли роста объемов выпуска продукции по сравнению с тем же периодом 2000 г. Снижение объемов производства допущено в легкой промышленности (на 2%) и электроэнергетике (1,8%). Выпуск потребительских товаров составил 4 659,6 млрд. руб., что на 5,1% выше уровня января-сентября 2000 г. При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 6%, непродовольственных – на 5,3%. В текущем году все еще серьезной остается проблема сбыта готовой промышленной продукции, несмотря на некоторое сокращение ее запасов в последние четыре месяца. За сентябрь месяц стоимость готовой продукции на складах промышленных предприятий в сопоставимых ценах сократилась на 1,6% (при увеличении объемов производства на 4,6%). На 1 октября 2001 г. на складах промышленных предприятий нереализованной оставалась продукция на сумму 707,5 млрд. руб. (в фактических ценах). Объем продукции сельского хозяйства, по оценке, в январе-сентябре текущего года составил 3 335,5 млрд. руб. и уменьшился по сравнению с январем-сентябрем 2000 г. в сопоставимых ценах на 1,5% В сельскохозяйственных предприятиях производство продукции возросло на 5,9%. По итогам девяти месяцев инвестиции в экономику и социальную сферу республики составили 1 771,7 млрд. руб., что на 0,4% выше уровня января-сентября 2000 г. (в сопоставимых ценах). На объекты производственного назначения в январе-сентябре текущего года использовано 975,2 млрд. руб. капитальных вложений, что на 7,3% больше, чем в январе-сентябре 2000 г. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 55% (в январе-сентябре 2000 г. – 51,5%). Объемы капитальных вложений в объекты непроизводственного назначения уменьшились на 6,9%. На строительство жилых домов использовано 511,7 млрд. руб., что на 5,5% меньше, чем в январе-сентябре предыдущего года.На долю бюджетного финансирования (включая целевые бюджетные фонды) приходилось 21,1%. В январе-сентябре 2000 г. за счет средств бюджета было профинансировано 21,6% всех инвестиций. Сократилась в 2,6 раза доля иностранных кредитов и инвесторов в структуре источников финансирования инвестиций, составив 1,6%. Грузооборот предприятий транспорта за девять месяцев текущего года составил 24 181 млн.ткм и сократился по сравнению с январем-сентябрем 2000 г. на 6,8%. Объемы розничного товарооборота увеличились на 18,7%.

Финансы субьектов хозяйствования

В январе-августе текущего года предприятиями и организациями республики (кроме банков и малых предприятий негосударственной формы собственности) было получено 1 503,7 млрд. руб. прибыли в текущих ценах, рис. 2.


 

Рис. 2. Финансовые результаты работы предприятий республики

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) за восемь месяцев 2001 г. составила 1 314,9 млрд. руб. На 75,4% она формировалась за счет реализации продукции предприятий промышленности. Сохраняется негативная тенденция снижения рентабельности реализованной продукции как по сравнению с прошлым годом, так и по сравнению с началом текущего года. За январь-август текущего года она по сравнению с началом года сократилась на 0,8 п.п., а с январем-августом 2000 г. – более чем в 1,3 раза и составила 9,5%. К числу наиболее негативных факторов, оказывающих влияние на снижение реальной рентабельности, следует отнести инфляцию. Высокий уровень инфляции оказывает отрицательное воздействие на весь воспроизводственный процесс и является основным дестабилизирующим фактором развития производства и устойчивости финансового положения предприятия. При этом затрудняется процесс не только расширенного, но и простого воспроизводства капитала, т. к. приобретение активов (основных и оборотных средств) предприятием производится в предшествующие периоды — при более высокой покупательной способности денег, а перенос их стоимости на готовый продукт осуществляется позже, при заниженной стоимости. Чем больше продолжительность производственного цикла, тем ниже перенесенная стоимость и меньше величина накоплений предприятия за счет амортизационных отчислений. В текущем году остается значительным число убыточных предприятий в реальном секторе экономики. На 1 сентября 2001 г. 4 107 предприятия, или 35,1% от общего числа предприятий, в результате своей хозяйственной деятельности имели убытки. В то же время в текущем году темпы накопления кредиторской задолженности субъектами хозяйствования республики значительно ниже прошлогодних. Прирост кредиторской задолженности за январь-август текущего года составил 20,6% по отношению к ВВП этого периода. На 1 сентября 2000 г. аналогичный показатель был на уровне 46,4%. На 1 сентября 2001 г. сумма кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов составила 7 144 млрд. руб. На внутриреспубликанские расчеты приходилось 80,9% общей кредиторской задолженности, 19,1% составила задолженность предприятиям других стран. По сравнению с началом текущего года кредиторская задолженность увеличилась в реальном выражении (скорректированная на индекс потребительских цен) на 12,8%. Основную часть задолженности занимают суммы по оплате поставщикам за товары, работы, услуги – 74,5% общей кредиторской задолженности. В январе текущего года задолженность поставщикам занимала 76,3% общей суммы кредиторской задолженности. Это свидетельствует о том, что по сравнению с началом года в структуре кредиторской задолженности увеличивается доля задолженности хозяйствующих субъектов перед государством, кредитными органами, рабочими и служащими. Наибольший удельный вес в общем объеме кредиторской задолженности по народному хозяйству занимает задолженность предприятий промышленности – 48,5%, сельского хозяйства – 12,4%.
Дебиторская задолженность хозяйствующих субъектов страны на 1 сентября текущего года сложилась в размере 5 277,8 млрд. руб. Прирост дебиторской задолженности по сравнению с началом года в реальном выражении составил 14,8%, или 15,9% по отношению к ВВП за январь-август. В январе-августе 2000 г. прирост составлял 35,4% к ВВП. Просроченная задолженность занимала 48% всего объема дебиторской задолженности на 1 сентября 2001 г. На 1 января на просроченную задолженность приходилось 45,2% дебиторской задолженности, а на 1 сентября 2000 г. – 40,1%. Кредиторская задолженность по народному хозяйству на 1 сентября 2001 г. на 35,4% превышала дебиторскую, в том числе в сельском хозяйстве – в 7,5 раза, в промышленности – в 1,3 раза. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской в целом по республике на 1,9 трлн. руб. свидетельствует об отсутствии у предприятий источников покрытия долговых обязательств на эту сумму. В августе текущего года несколько выросла платежеспособность предприятий. На 1 сентября 2001 г. денежные средства на счетах предприятий составили 16,1% от суммы просроченной кредиторской задолженности вместо 15,8% — на 1 августа. Однако за январь-август платежеспособность предприятий снизилась более чем в 1,2 раза, а по сравнению с январем-августом прошлого года – почти в полтора раза. Низкая платежеспособность предприятий в значительной степени обусловлена высоким удельным весом товарообменных операций в товарообороте хозяйствующих субъектов страны. Так, доля выручки по товарообменным операциям в январе-августе текущего года составила 19,2% от общей выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), в том числе в промышленности – 30,5%.
Внешняя кредиторская задолженность за товары, работы и услуги на 1 сентября 2001 г. сложилась в размере 1 141 млрд. руб. За восемь месяцев прирост ее составил 18,9%, или 1,8% по отношению к ВВП за январь-август. В реальном выражении (скорректированная на индекс потребительских цен) внешняя кредиторская задолженность сократилась на 5,1%. На ту же дату 2000 г. прирост составлял 11,7% по отношению к произведенному ВВП. Внешняя дебиторская задолженность белорусским предприятиям на 1 сентября текущего года была в 2,4 раза меньше. В реальном выражении за январь-август она уменьшилась на 15,8%.

Инфляция

К числу наиболее негативных факторов, оказываемых влияние на финансовое положение субъектов хозяйствования, следует отнести инфляцию. Индекс потребительских цен на товары и услуги в сентябре 2001 года по сравнению с августом составил 102,1%, в том числе на продовольственные товары 101,7%, на непродовольственные 102,2%, платные услуги подорожали на 3,7%. В целом с начала года потребительские цены повысились на 27,9%. Что касается динамики других ценовых индексов, то здесь темпы роста цен несколько выросли, но в запланированных пределах, о чем чуть ниже. Так, индекс цен производителей на промышленную продукцию за сентябрь 2001 года составил 102,6% против 101,9% в августе, строительно-монтажные работы подорожали на 1,2% как в августе, так и в сентябре, рис. 3.


 

Рис. 3. Динамика сводных индексов цен в народном хозяйстве

Колебания уровня цен наблюдаются по отраслям промышленности. Индекс цен производителей промышленной продукции вырос за сентябрь от 0,8% в нефтехимической промышленности до 10,3% в медицинской при среднеотраслевом показателе 2,6%, рис. 4. При этом надо отметить повышение цен в сентябре 2001 года по сравнению с августом по многим отраслям промышленности. Наибольший рост индекса цен в сентябре был отмечен в топливной промышленности, где цены выросли на 6,1% (что связано с сезонностью), в микробиологической промышленности цены выросли на 5%.

1 Электроэнергетика 4 Химическая 7 Лесная, деревообр. и целлюлозно-бумажная
2 Топливная 5 Нефтехимическая 8 Легкая
3 Черная металлургия 6 Машиностроение и металлообработка 9 Пищевая

Рис. 4. Прирост цен в целом и по отраслям промышленности за январь-сентябрь 2001 г. 

Тарифы на грузовые перевозки всеми видами транспорта в сентябре возросли на 2%, а с начала года — на 38,3%. Тарифы на услуги связи, оказываемые предприятиям, организациям и учреждениям, в сентябре увеличились на 3,3%.

Потребительский рынок и доходы населения

В январе-сентябре 2001 года розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации составил 5 341,5 млрд. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах по сравнению с январем-сентябрем 2000 года на 18,7%. За сентябрь по сравнению с августом 2001 года розничный товарооборот в сопоставимых ценах уменьшился на 4,1%. При этом опережающими темпами растет продажа продовольственных товаров – за январь-сентябрь текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года реально увеличился на 120,4%, а непродовольственных – на 115,6%. Доля государственной собственности в торговле и общественном питании сократилась с 24,4 до 23,1%. Объем платных услуг, оказываемых населению через все каналы реализации за этот период составил 946,3 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 105,7% к уровню января-сентября 2000 г., в сентябре по сравнению с августом 2001 года объем платных услуг снизился на 2,4%. В январе-августе 2001 года денежные доходы населения составили 7 127,4 млрд. рублей и возросли реально по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 23%.

Структура денежных доходов населения в январе-августе 2001 года сложилась следующая (в процентах):

  Январь-август 
2001 г.
Январь-август 
2000 г.
Оплата труда работников, включая выплаты социального характера 54,1 52,7
Социальные трансферты 19,1 18,1
Доходы от собственности 2,0 1,6
Доходы от предпринимательской деятельности и др. доходы 24,8 27,6

Основным источником дохода для большей части населения по-прежнему является заработная плата по основному месту работы. За январь-сентябрь 2001 года среднемесячная заработная плата работников по отраслям экономики составила 116,2 тыс. рублей, что в реальном выражении на 32,1% больше, чем в январе-сентябре 2000 года, в сентябре по сравнению с августом 2001 года – уменьшение на 3,1%. При этом продолжают сохраняться значительные различия по отраслям экономики: наиболее низкий уровень заработной платы наблюдается в социальном обеспечении – 64,7 тысяч рублей (в 1,8 раза ниже, чем в среднем по республике), а самый высокий – в банковской сфере – 213,5 тысяч рублей (в 1,8 раза выше, чем в среднем по республике). Таким образом, разрыв между нижней и верхней границами в оплате труда составляет 3,3 раза, рис. 5.

1 промышленность 6 торговля и общепит 11 искусство
2 сельское хозяйство 7 здравоохранение 12 наука и научное обслуживание
3 транспорт 8 социальное обеспечение 13 банки
4 связь 9 образование 14 управление
5 строительство 10 культура  

Рис. 5. Среднемесячная начисленная заработная плата по отраслям народного хозяйства за январь — сентябрь 2001 г., рублей.

Внешняя торговля

Объем внешней торговли в августе текущего года составил 1 404,8 млн. долл. США, увеличившись по сравнению с июлем на 10,8%, и был выше на 0,4% по сравнению с августом 2000 г., рис. 6.

Рис. 6. Консолидированный торговый баланс

Сокращение объемов внешней торговли товарами было вызвано снижением товарооборота со странами дальнего зарубежья на 6,6% и со странами СНГ – на 2,1%. В результате доля стран СНГ в общем товарообороте республики увеличилась с 64,2% в январе-августе 2000 г. до 65,3% в январе-августе 2001 г. Соответственно доля стран дальнего зарубежья сократилась на 1,1 п.п. Снижение стоимостных объемов внешней торговли в целом по республике в январе-августе текущего года по сравнению с тем же периодом прошлого года обусловлено сокращением объемов импорта в долларовом эквиваленте на 10,2% и ростом экспорта белорусских товаров на 3,8%. В результате по итогам восьми месяцев дефицит внешней торговли составил 21,9 млн. долл. США вместо 770,8 млн. долл. — в январе-августе прошлого года. При этом в торговле со странами СНГ отрицательное сальдо торговых операций сократилось в 1,8 раза, составив 597,8 млн. долл. США. В торговле со странами дальнего зарубежья положительное сальдо экспортно-импортных операций возросло почти в 2 раза и составило 575,9 млн. долл. США. По-прежнему, определяющее влияние на общие итоги внешней торговли республики продолжает оказывать Российская Федерация. Объемы взаимной торговли с Россией составили 5903,7 млн. долл. США, что на 0,7% больше, чем в январе-августе 2000 г. Стоимость экспорта в Российскую Федерацию за восемь месяцев 2001 г. сложилась в размере 2568,1млн. долл. США и увеличилась по сравнению с январем-августом 2000 г. на 10,7%. На долю России приходилось 51,4% покупок белорусских товаров. Основными статьями белорусского экспорта оставались машины, оборудование и транспортные средства – 25,7% от общей стоимости экспорта, минеральные продукты – 19,5% и продукция химической промышленности – 19,3%. В январе-августе 2001 г. при росте объемов экспорта в целом по республике на 3,8% по сравнению с январем-августом 2000 г. наиболее значительно увеличились зарубежные поставки продукции пищевой промышленности и сырья для ее производства (на 31,3%), черных и цветных металлов и изделий из них (на 16,3%) и машин и оборудования (на 11,6%). В январе-августе 2001 г. сохранилась тенденция предыдущего года сокращения доли бартерных поставок во внешней торговле страны. Доля бартера в общем товарообороте составила 17%. Удельный вес бартерных сделок сократился как в экспортных, так и импортных операциях. На бартерные операции приходилось 19,3% общего объема белорусского экспорта вместо 26,5% в январе-августе 2000 г. и 14,7% вместо 22,2% — импорта товаров.

Государственные финансы

В январе-сентябре 2001 года в бюджет государства поступило 4 013,5 млрд. рублей доходов. При этом почти четверть всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы государственного бюджета составили 4 144,3 млрд. рублей, дефицит – 130,8 млрд. рублей. Рассмотрим доходы и расходы государственного бюджета в динамике, рис. 7.

Рис. 7. Динамика номинальных ежемесячных темпов роста доходов и расходов государственного бюджета в 2000 г. – сентябре 2001 г., % (январь 2000 – 2001 гг. = 100%)

На графике, иллюстрирующем динамический ряд ежемесячных темпов роста номинальных доходов и расходов за период 2000 – сентябрь 2001 гг., видно, что темпы роста номинальных доходов и расходов в сентябре 2001 года ниже, чем в сентябре прошлого, на 96,8 и 106,1 процентных пункта соответственно. Однако краткосрочная бюджетная напряженность, возникшая в июле текущего года, в сентябре 2001 г. спала за счет проведения более жесткой бюджетной политики. При этом лезвия бюджетных “ножниц” практически сомкнулись: в сентябре 2001 г. мы имели профицит ежемесячных процентных показателей доходов и расходов в 2,9 процентных пункта, тогда как в августе т. г. — дефицит в 31,1 п.п. Рассмотрим динамику ежемесячных реальных темпов роста доходов и расходов государственного бюджета и линии их полиномиальных трендов третьей степени, рис. 8. Если принять январь 1999 года за 100%, то в сентябре 2001 г. реальные темпы роста ежемесячных доходов государственного бюджета выросли по сравнению с сентябрем прошлого года на 5,5 процентных пункта, а значения реальных темпов роста расходов бюджета за соответствующие периоды сократились на 7,8 процентных пункта. Спред между реальными темпами ежемесячных доходов и расходов в сентябре 2001 г. составлял 22,2 процентных пункта (дефицит), тогда как в сентябре 2000 г. он равнялся 35,5 п.п. (дефицит), т.е. разрыв между реальными темпами расходов и доходов в анализируемые периоды сократился в 1,6 раза.

Рис. 8. Динамика ежемесячных темпов роста доходов и расходов государственного бюджета за 1999 г. — сентябрь 2001 г., скорректированных с учетом инфляции, % (январь 1999 г. = 100%)

Результаты экономико-статистического анализа эластичности бюджета от ИПЦ показывают, что за девять месяцев 2001 года по сравнению с январем-сентябрем 2000 года коэффициент эластичности инфляционной части доходов бюджета от уровня потребительских цен сократился на 0,40 процентных пункта, а расходов — на 0,29 п.п. Другими словами, если за девять месяцев прошлого года прирост ИПЦ на 1% приводил к увеличению инфляционной части доходов бюджета на 1,52%, то за тот же период этого года — на 1,12%. В то же время эластичность расходной части бюджета характеризуется более высокими показателями: на каждый процент прироста ИПЦ за январь-сентябрь 2000 года приходилось 1,51% прироста расходов бюджета, в этом году — только 1,22%. Следовательно, инфляция, вызывая рост налоговых платежей в январе-сентябре 2001 года, одновременно стимулирует государственные расходы, причем, как видно из таблицы 1, в опережающем порядке.
 
Таблица 1
Динамика коэффициента эластичности инфляционной части доходов и расходов бюджета в зависимости от уровня потребительских цен за январь-сентябрь 1998-2001 гг., %
Коэффициент эластичности 1998 
январь-сентябрь
1999 
январь-сентябрь
2000 
январь-сентябрь
2001 
январь-сентябрь
- доходов 1,14 1,33 1,52 1,12
- расходов 1,37 1,74 1,51 1,22
- разрыв между темпами роста инфляционных расходов и доходов +0,23 +0,41 -0,01 +0,10

Одним из факторов измерения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП и имеет определенную сезонность. Расчеты показывают, что в сентябре 2001 года этот показатель составил менее единицы и равнялся 0,977, а энергетичность доходов в сентябре 2000 г. была равна 0,878. При этом следует отметить, что значение энергетичности доходов ниже единицы означает, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет менее чем на единицу. Анализ свидетельствует, что значение энергетичности доходов больше единицы наблюдается, как правило, в начале года, в апреле-мае и в октябре-ноябре. Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что общая совокупная налоговая нагрузка по отношению к ВВП (с учетом недоимки) в январе-сентябре 2001 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года чуть сократилась — с 35,3 до 35,1%, или на 0,2 процентных пункта, причем удельный вес доходов государственного бюджета в ВВП снизился с 34,7 до 34,2% при увеличении удельного веса недоимки с 0,6 до 0,9%. Удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов) вырос с 1,9% на 1.10.2000 г. до 2,5% на 1.10.2001 г., табл. 2.

Таблица 2
Динамика налоговых нагрузок в народном хозяйстве
Показатели Ед. изм. 1999 г., 
январь-сентябрь
2000 г., 
январь-сентябрь
2001 г., 
январь-сентябрь
1. Валовой внутренний продукт млрд. руб. 1823,5 5896,7 11736,5
2. Доходы государственного бюджета (с государ. внебюджетными и бюджетными целевыми фондами) млрд. руб. 661,7 2043,3 4103,5
3. Недоимка по доходам и поступлениям млрд. руб. 12,2 37,8 102,3
4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам гос. бюджета (с гос. целевыми фондами) % 1,9 1,9 2,5
5. Общая совокупная налоговая нагрузка % 37,0 35,3 35,1
в том числе:        
уд. вес доходов гос. бюджета в ВВП % 36,3 34,7 34,2
уд. вес недоимки в ВВП % 0,7 0,6 0,9

Для иллюстрации сезонности ниже приводится динамика налоговой нагрузки в 1999-2001 гг., рис. 9. Из него следует, что в начале года налоговая нагрузка, как правило, выше, чем в конце года, что связано с периодичностью налоговых поступлений в бюджет. Из графика также видно, что по сравнению с аналогичными периодами 1999-2000 годов общая совокупная налоговая нагрузка в январе-сентябре 2001 года ниже, но снижается она в основном за счет уменьшения доли доходов госбюджета в ВВП

Рис. 9. Динамика общей совокупной налоговой нагрузки в % к ВВП за 1999-2001 гг.

Ярко выражена и сезонность недоимки, рис. 10. На графике видно, что на протяжении 2001 года удельный вес недоимки к доходам бюджета выше, нежели в 1999-2000 гг., но к октябрю ситуация стала выравниваться.

Рис. 10. Динамика удельного веса недоимки по доходам и поступлениям к доходам государственного бюджета (с государственными целевыми фондами) за 1999-2001 гг.

Факторный анализ доходов бюджета за январь-сентябрь 2001 г. по восьми основным налогам свидетельствует, что недовыполнение относительных плановых показателей стало итогом совместного воздействия двух противоположно направленных процессов: снижения налоговых ставок (точнее, ставок фактического изъятия), в результате чего доходная часть бюджета уменьшилась на 6,6%, и расширения налоговой базы, из-за чего рост доходов составил 0,6%, приложение 3. В абсолютном выражении первый из указанных факторов привел к снижению доходов консолидированного бюджета на 231 115,9 млн. руб., второй — к их увеличению на 21 203,5 млн. руб. Суммарное воздействие названных факторов окончательно выразилось в уменьшении доходной части бюджета на 209 912,4 млн. руб. Таким образом, на недобор до плановой суммы налоговых поступлений за девять месяцев 2001 г. повлияло недостаточное расширение налоговой базы. Ниже приводится анализ структуры государственного бюджета (без доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов) помесячно за 1999-2000 годы и январь-сентябрь 2001 года по пяти основным налогам, рис. 11.

Рис. 11. Композиционная структура доходов государственного бюджета за 1999-2000 гг. и январь-сентябрь 2001 г. помесячно, %

Как видно из таблицы 3, следующей за графиком, в сентябре 2001 г. по сравнению с сентябрем прошлого года в структуре доходов увеличились доли НДС, подоходного налога и доходов от ВЭД на 4,2; 0,4 и 1,1 процентный пункт соответственно, а удельные веса прямых налогов на доходы и прибыль и акцизов снизились на 3,4 и 2,4 п.п. Для наглядности выделим показатели сентября в помесячной структуре государственного бюджета за последние четыре года, табл. 3.

Таблица 3
Динамика помесячной структуры доходов государственного бюджета за сентябрь 1998-2001 гг.,%
Показатели сентябрь 1998 сентябрь 1999 сентябрь 2000 сентябрь 2001
НДС 30,0 30,3 29,4 33,6
Налоги на доходы и прибыль 15,9 15,7 19,3 15,9
Подоходный налог 12,4 10,3 10,4 10,8
Акцизы 14,4 11,0 10,5 8,1
Доходы от внеш.экон. деятельности 5,5 7,0 5,1 6,2
Прочие поступления в бюджет 21,7 25,7 25,4 25,4
Итого доходов (без доходов гос. внебюджетных и бюджетных целевых фондов) 100,0 100,0 100,0 100,0

Для сравнения приведем структуру доходов государственного бюджета накопленным итогом за январь-сентябрь 1998-2001 гг., табл. 4.

Таблица 4
Динамика структуры доходов государственного бюджета за январь-сентябрь 1998-2001гг.,%
Показатели янв.-сент. 
1998
янв.-сент. 
1999
янв.-сент. 
2000
янв.-сент. 
2001
НДС 30,6 29,6 32,1 30,1
Налоги на доходы и прибыль 14,4 17,3 17,1 17,5
Подоходный налог 11,9 9,5 10,5 11,0
Акцизы 13,3 11,8 9,5 9,5
Доходы от внеш.экон. деятельности 7,4 6,5 5,4 6,3
Прочие поступления в бюджет 22,3 25,3 25,4 25,7
Итого доходов (без доходов гос. внебюджетных и бюджетных целевых фондов) 100,0 100,0 100,0 100,0

Расходы консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2001 года профинансированы в сумме 4144264,8 млн. рублей, что составляет 65,7% от годового плана. В реальном выражении это на 6,7 п.п. больше, чем за девять месяцев 2000 года при реальном росте доходов бюджета за аналогичный период на 3,2 п.п. (Все реальные темпы роста рассчитаны на основе дефлятора ВВП).
Для отдельных разделов бюджетных расходов по функциональной классификации по сравнению с аналогичным периодом прошлого года была характерна различная динамика. Так, наиболее значительный реальный прирост финансирования наблюдался по расходам на охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию – 28,4%, на социальную политику – 24,5%, на судебную власть – 24,5% и на международную деятельность – 17,9%. Продолжается постепенная стабилизация динамики реальных расходов целевых бюджетных фондов – за девять месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года их прирост в реальном выражении составил всего 0,3%. Как и в предыдущем месяце, наиболее значительно выросла доля расходов на образование — с 17,3% до 18,2%, на социальную политику — с 3,5% до 4,0%, и на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий — с 3,6% за январь-сентябрь 2000 г. до 4,0% за январь-сентябрь 2001 г.
Наибольший удельный вес в прямых расходах бюджета на народное хозяйство в сентябре продолжает занимать транспорт, дорожное хозяйство и связь –52,6% при 32,7% расходов на сельское хозяйство и 14,5% на промышленность, энергетику и строительный комплекс, рис. 12. Нарастающим итогом за январь-сентябрь доля расходов на сельское хозяйство в этой группе продолжает оставаться значительной – 38,2% от общей суммы прямого финансирования реального сектора экономики.

Рис. 12. Структура расходов бюджета (без целевых фондов) на финансирование реального сектора экономики (без жилищно-коммунального хозяйства)

За три квартала 2001 г. капитальные вложения были профинансированы на сумму 259635,2 млн. руб., при выполнении годового плана на 63,2%, что ниже сложившегося в целом по расходам бюджета на 2,5 п.п. (По итогам восьми месяцев расхождение было выше и составляло 3,3 п.п.). В структуре капитальных вложений продолжает сохраняться тенденция прошлого года – на промышленность, энергетику и строительный комплекс, транспорт, дорожное хозяйство и связь израсходовано 52,1% от общей суммы финансирования, в том числе на промышленность, энергетику и строительный комплекс – 38,5 %, а на транспорт, дорожное хозяйство и связь – 13,6%. При этом наблюдается перераспределение средств – доля бюджетных инвестиций в промышленность, энергетику и строительный комплекс сократилось на 5,5% при росте доли капитальных расходов на транспорт, дорожное хозяйство и связь на 5,3%. Кроме того, можно выделить жилищно-коммунальное хозяйство – 13,2%, здравоохранение и физическую культуру – 11,7% и образование – 9,3%, что в целом составляет 34,2% от общего объема инвестирования. Однако, если доля инвестиций на жилищно-коммунальное хозяйство и образование по сравнению с январем-сентябрем прошлого года выросла на 3,5 и 3,8 п.п. соответственно, то доля капитальных расходов на здравоохранение и физическую культуру сократилась за этот период на 3,9 п.п. Расходы республиканского бюджета за январь-сентябрь 2001 г. профинансированы в сумме 2 227 711,5 млн. руб., что реально составляет 108,4% от уровня аналогичного периода прошлого года, За девять месяцев текущего года в основном продолжают сохраняться сложившиеся тенденции. В расходах республиканского бюджета за январь-сентябрь 2001 г. 75,4% приходилось на текущие расходы (за январь-сентябрь 2000 года – 74,4%), в структуре которых преобладали расходы на заработную плату – 22,9% (в 2000 году – 19,7%) и субсидии и текущие трансферты – 42,3% (в 2000 году – 46,8%). Таким образом, по сравнению с январем-сентябрем прошлого года в структуре республиканского бюджета из текущих расходов наиболее значительно увеличилась доля оплаты труда рабочих и служащих – с 14,7 до 17,3%, а уменьшилась более всего доля субсидий — с 10 до 5,5%. Несмотря на структурные изменения, группа основных расходных статей республиканского бюджета осталась та же: за девять месяцев 2001 года наиболее значительные средства расходовались на субсидии и трансферты (текущие и капитальные) — 32,0%, оплату труда рабочих и служащих (с начислениями) – 17,3% и на капитальные вложения в основные фонды – 16,5%, что в сумме составляет 65,8% всех расходов (в январе-сентябре 2000 года на эту группу расходов приходилось 70,5%). За январь-сентябрь 2001 года наблюдалось суммарное превышение расходов государственного бюджета над доходами – дефицит составил 1,1% ВВП при плане на 2001 г. 1,5% ВВП. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года дефицит в текущем году больше на 1,06%. Из общей суммы на местные бюджеты приходилось всего 0,06% к ВВП, на республиканский бюджет – 1,1% к ВВП. В то же время по сравнению с предыдущим месяцем дефицит сократился на 0,6% ВВП. Анализ помесячного исполнения консолидированного бюджета показывает значительные изменения сложившейся динамики бюджетной сбалансированности за сентябрь – общее превышение расходов над доходами сократилось на 44400,2 млн. рублей, или на 25,3%, рис. 13. В результате непосредственно за сентябрь бюджет был исполнен с профицитом в размере 2,6% ВВП. На фоне роста сбалансированности республиканского бюджета продолжает сохраняться относительно низкий уровень централизации средств консолидированного бюджета в ВВП – за сентябрь его величина составила 28,8% ВВП при 34,9% ВВП в среднем за месяц в текущем году.

Рис. 13. Динамика налоговой нагрузки и дефицита бюджета помесячно, %

Таким образом, сокращение бюджетного дефицита в сентябре месяце проходило на фоне самого низкого в текущем году поступления доходов в бюджет.

Государственный долг

Внешний государственный долг Республики Беларусь за сентябрь месяц увеличился на (1,3%) и составил на 1 октября 2001 года около 9% ВВП. Долг формируют обязательства по кредитам Правительства Республики Беларусь, погашаемым из бюджетных средств, и по кредитам предприятий, привлеченным под гарантии Правительства и погашаемым за счет их собственных средств. На кредиты Правительства приходится или 45,7%, а под гарантии Правительства Республики Беларусь – или 54,3%. Главными кредиторами Республики Беларусь являются Германия, Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный Валютный Фонд (МВФ), США, рис.14.

Рис. 14. Структура внешнего долга РБ на 01.10.2001 г .

За январь-август текущего года расходы по обслуживанию и погашению внешнего долга республики составили 168,7 млн. долл., что соответствует 3,4% стоимости экспорта товаров за восемь месяцев. По состоянию на 01.10.2001 г. величина государственного внутреннего долга составила 643,5 млрд. руб., сократившись за месяц на 0,4% (2,4 млрд. руб.) в номинальном выражении и на 2,4% — в реальном выражении (скорректированная на индекс потребительских цен). Прирост с начала года составил 55,6%, или 230,1 млрд. руб. (в реальном выражении – 21,7%). Прирост государственного внутреннего долга по отношению к ВВП сократился с 3,1% в январе-сентябре прошлого года до 2% в январе-сентябре текущего года. Большую часть государственного внутреннего долга составляют государственные ценные бумаги – 47,2%, на обязательства Правительства приходится 31%. Величина правительственного долга в 2000 г. относительно валового внутреннего продукта составила около 17,2%, в том числе: внутреннего – 6,4% и внешнего – 10,8%. Критический уровень государственного долга по оценкам Всемирного банка — 50% ВВП.

Рынок государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги являются важным и эффективным инструментом макроэкономического регулирования. Их выпуск — наиболее приемлемый вариант финансирования дефицита республиканского бюджета.

Основными видами государственных ценных бумаг Республики Беларусь являются:

  • государственные краткосрочные облигации;
  • государственные долгосрочные облигации с купонным доходом;
  • долгосрочные государственные облигации;
  • векселя Правительства Республики Беларусь;
  • облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте;
  • облигации государственного выигрышного валютного займа.

Цель выпуска государственных ценных бумаг (ГЦБ) заключается, во-первых, в создании устойчивой системы государственного заимствования, во-вторых, в финансировании дефицита республиканского бюджета, в-третьих, в развитии и расширении рынка ценных бумаг. Государственные краткосрочные облигации (ГКО) Республики Беларусь и государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО с КД) выпускаются в бездокументарной форме. Первичное размещение их осуществляется:

    • путем продажи на закрытом аукционе, проводимом Национальным банком, где принимают участие первичные инвесторы, список которых утверждается Национальным банком по согласованию с Министерством финансов;
    • путем покупки Национальным банком выпуска ГКО и ГДО с купонным доходом для их последующей продажи на вторичном рынке ценных бумаг;
    • путем их продажи Министерством финансов юридическим лицам на условиях, определяемых этим министерством.

Сделки купли-продажи данных ценных бумаг на вторичном рынке осуществляются только на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». ГКО И ГДО с КД погашаются за счет доходов бюджета, процентные платежи осуществляются за счет расходной части бюджета. Согласно Закону Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2001 год» необходимо осуществить финансирование дефицита бюджета за счет привлечения средств в порядке размещения государственных краткосрочных облигаций в сумме 60,0 млрд. руб. За январь-сентябрь на финансирование дефицита направлено средств в размере около 30,0% годового плана. При этом за период январь-сентябрь текущего года Министерством финансов осуществлено 90 выпусков государственных краткосрочных облигаций и шесть выпусков государственных долгосрочных облигаций с купонным доходом общим объемом эмиссии 525,2 млрд. руб. В целях повышения интереса первичных инвесторов к участию в аукционах Министерство финансов стремится устанавливать цену продажи облигаций, позволяющую обеспечить положительную доходность по государственным ценным бумагам. Характеризуя в целом обстановку на первичном рынке по размещению государственных краткосрочных облигаций, следует отметить, во-первых, трудности в первичном размещении государственных ценных бумаг, связанные с низким спросом инвесторов, во-вторых, низкий уровень финансовой достаточности основных инвесторов на рынке ценных бумаг, в-третьих, дефицит рублевых ресурсов, а также увеличение доли договорных выпусков в общем их объеме. В конце марта 2000 года Министерство финансов начало размещение валютных облигаций на предъявителя среди физических лиц Республики Беларусь. Эти ценные бумаги выпускаются в документарной форме. Объем первого выпуска облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь был установлен в сумме 1 000 000 долларов США ( 10 000 штук облигаций). Срок обращения первого выпуска — 12 месяцев. Погашение облигаций производится в течение 6 месяцев со дня наступления срока погашения — с 26 марта 2001 года до 26 сентября 2001 года. Номинальная стоимость одной облигации — 100 долларов США. Ставка дохода была установлена в размере 8% годовых. По условиям первого выпуска вся сумма дохода выплачивалась в виде выигрышей. Количество выигрышных облигаций в каждом тираже составляло 20%, т.е. каждая пятая облигация выигрывала. Итоги проведения первого выпуска облигаций государственного выигрышного валютного займа можно назвать удачными. Реализовано почти 42% от объявленного объема эмиссии. Пятого июня 2001 г. был осуществлен второй выпуск облигаций выигрышного валютного займа. В обращение выпущено 10 000 облигаций номинальной стоимостью 100 долл. США каждая и доходностью 8% годовых. В соответствии с условиями второго выпуска облигации реализуются до 19 февраля 2002 г. В настоящее время Министерство финансов осуществляет дальнейшую работу по совершенствованию рынка ценных бумаг путем диверсификации видов государственных ценных бумаг. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.07.2001 г. № 1053 «О выпуске облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь» разрабатывается нормативная база, регулирующая выпуск, обращение и погашение облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь для населения. Это позволит привлечь свободные денежные средства физических лиц на финансирование дефицита бюджета, что будет способствовать связыванию горячей денежной массы и в перспективе приведет к снижению уровня инфляции.

Денежно-кредитное и валютное регулирование

Сравнительный анализ динамики показателей денежно-кредитной сферы Беларуси и России свидетельствует о сохранении в сентябре сложившихся ранее тенденциях в области валютного регулирования между Беларусью и Россией. Как видно из графика, с сентября 2000 г. наблюдается тенденция постепенного обесценения белорусского рубля — официальный обменный курс белорусского рубля к российскому за текущий год понизился на 19,8% (с 42 до 50,3 руб.), рис. 15.


 

Рис. 15. Сравнительная динамика обменного курса и паритета покупательной способности Республики Беларусь и Российской Федерации (с учетом деноминации 2000 года)

 

При этом разрыв между номинальным и реальным обменным курсом продолжает сокращаться – если в сентябре 2000 г. спрэд составлял 5,1%, то в сентябре 2001 года – 1,4%, что обусловлено выравниванием уровней инфляции в Беларуси и России. В то же время продолжает сохраняться тенденция значительного превышения обменного курса над ППС, хотя ее темпы замедлились. В сентябре величина номинального обменного курса превысила ППС в 2 раза. За сентябрь 2001 года при росте индекса потребительских цен на 2,1% официальный обменный курс белорусского рубля к доллару США увеличился на 2,2% и составил 1477 рублей. Рыночный обменный курс, по расчетам Нацбанка, вырос на 1,2 %, составив при этом 1482 рубля за 1 доллар США. Таким образом, разница между официальным и рыночным обменным курсом продолжает оставаться незначительной – 0,3% на конец сентября 2001 г. В структуре рублевых депозитов продолжает сохраняться значительный рост удельного веса депозитов населения — с 21,7% на 1 октября 2000 года до 42,8% на 1 октября 2001 года, что объясняется достаточно высокими процентными ставками по депозитам населения. Соответственно, доля субъектов хозяйствования за аналогичный период снизилась с 66,3% до 48,8. Сохраняется снижение удельного веса депозитов местных органов управления – их доля сократилась на 3,5%. Структура инвалютных депозитов существенных изменений не претерпела, однако реально их величина в белорусских рублях понизилась по всем видам депозитов. Реальная величина кредитных вложений банковской системы на 1.10.2001 года по сравнению с 1.10.2000 года снизилась на 1,3%, а по отношению к ВВП — на 0,7 п.п. (с 12,7 до 12,0%) и сопровождалось незначительными изменением структуры и динамики кредитования по основным позициям. На финансовом рынке республики в сентябре текущего года сохранялись тенденции прошлого года. С 21 сентября 2001 г. наблюдалось снижение годовой ставки рефинансирования Национального банка РБ до 48%. По новым кредитам Национального банка реальная месячная процентная ставка повысилась в сентябре по сравнению с предыдущим месяцем на 0,7% и составила 4,1%, рис. 16


 

Рис. 16. Динамика реальных месячных процентных ставок за 1998-сентябрь 2001 гг.

По вновь выданным кредитам коммерческих банков реальная процентная ставка осталась без изменения по сравнению с прошлым месяцем и составила 4,9%. По вновь привлеченным депозитам комбанков реальная месячная процентная ставка значительно снизилась и составила 1,9% при падении за месяц на 1,1%. Аукционная доходность ГКО, выпущенных в сентябре 2001 года, понизилась за сентябрь на 1,3% и составила 2%.

Бюджетное управление Министерства финансов

версия для печати