Январь - декабрь 2001 года

Об итогах работы народного хозяйства и состоянии государственных финансов Республики Беларусь

январь-декабрь 2001 года

Динамика ВВП и реального сектора экономики

Финансы субьектов хозяйствования

Инфляция

Потребительский рынок и доходы населения

Внешняя торговля

Государственные финансы

Государственный долг

Рынок государственных ценных бумаг

Денежно-кредитное и валютное регулирование

Динамика ВВП и реального сектора экономики

По данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за 2001 г. составил в текущих ценах 16 912,6 млрд. руб. Реальный объем производства ВВП был на 4,1% выше, чем за 2000 г. Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 г., утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2000 г. № 505, предусматривал рост ВВП за год на 3-4%. Темп роста ВВП в 2000 г. по отношению к 1999 г. составлял 105,8%, рис.1.

Рис.1. Динамика индексов основных макроэкономических показателей Республики Беларусь за 1995-2001 гг. (в % к предыдущему году)

В определяющей мере рост объемов ВВП в реальном секторе экономики был обеспечен за счет увеличения выпуска продукции промышленности. В 2001 году промышленной продукции (работ, услуг) произведено на сумму 14 649,9 млрд. руб., что на 5,4% больше, чем в 2000 году. Прирост промышленного производства за 2000 г. по сравнению с 1999 г. составлял 7,8%. В отраслевой структуре валовой добавленной стоимости в 2001 году промышленность занимала 27,7%, в 2000 году – 25,8%. Выпуск потребительских товаров составил 6 524 млрд. руб., что на 5,7% выше уровня 2000 года. При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 6%, непродовольственных – на 6,1%. Объем продукции сельского хозяйства, по оценке, в 2001 году составил 4 364,3 млрд. руб. и увеличился по сравнению с 2000 годом. в сопоставимых ценах на 1,8% (прогноз на год – рост на 4,5-5,5%). Инвестиции в экономику и социальную сферу республики в 2001 году составили 2 949,4 млрд. руб., что на 6,1% меньше, чем в 2000 году (в сопоставимых ценах) (при прогнозных темпах роста 103,5-104,5%). Доля инвестиций в основной капитал в ВВП сократилась с 19,8% в 2000 году до 17,4% в прошедшем году. На объекты производственного назначения в 2001 году использовано 1 785,1 млрд. руб. капитальных вложений, что на 0,8% меньше, чем в предыдущем году. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 60,5% (в 2000 году – 57,6%). Объемы капитальных вложений в объекты непроизводственного назначения уменьшились на 13,4%. На строительство жилых домов использовано 710,4 млрд. руб., что на 5,6% меньше, чем в 2000 году. На долю бюджетного финансирования (включая целевые бюджетные фонды) приходилось 20,6%. В 2000 году за счет средств бюджета было профинансировано 20,3% всех инвестиций. Грузооборот предприятий транспорта за 2001 год составил 29 473,5 млн.ткм и сократился по сравнению с 2000 годом на 5,6%. Рост платежеспособного спроса населения (денежные доходы на душу населения возросли за январь-ноябрь 2001 года на 25%) позволил увеличить объемы платных услуг, оказываемых населению, на 8,6%. Объем розничного товарооборота увеличился на 21,1%.

Финансы субьектов хозяйствования

В январе-ноябре 2001 г. предприятиями и организациями республики было получено 1 971,6 млрд. руб. прибыли в текущих ценах. Удельный вес балансовой прибыли в ВВП составил 12,9% вместо 21,4% в январе-ноябре 2000 г. и 23,5% — в январе-ноябре 1999 г., в том числе в ноябре 2001 г. – 9,4% и ноябре 2000 и 1999 гг. соответственно – 19,6 и 27,5%, рис. 2.

Рис.2. Финансовые результаты работы предприятий республики

Доминирующая часть балансовой прибыли в республике получена предприятиями промышленности – 63%. По сравнению с январем-ноябрем 2000 г. ее доля в отраслевой структуре балансовой прибыли увеличилась на 2,9 п.п., рис. 3.

Рис.3. Структура балансовой прибыли по основным отраслям экономики.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) за одиннадцать месяцев 2001 г. составила 1 719,5 млрд. руб., или 11,3% от произведенного в январе-ноябре валового внутреннего продукта (в январе-ноябре 2000 г. – 17,2%). Для прошедшего года было характерно снижение величины прибыли и сокращение числа рентабельных предприятий в реальном секторе экономики. Удельный вес убыточных предприятий в общем их числе в январе-ноябре 2001 г. возрос почти в 1,7 раза по сравнению с тем же периодом 2000 г. На 1 декабря 2001 г. 4160 предприятий, или 35,5% от общего числа предприятий вместо 21,8% на 1 декабря 2000 г., в результате своей хозяйственной деятельности имели убытки. В то же время в прошедшем году темпы накопления кредиторской задолженности субъектами хозяйствования республики были ниже, чем в 2000 году. Суммарная задолженность по обязательствам на 1 декабря 2001 г. составила 7 976,2 млрд. руб. Прирост кредиторской задолженности за одиннадцать месяцев прошедшего года составил 19,2% по отношению к ВВП этого периода. В январе-ноябре 2000 г. аналогичный показатель был на уровне 40,3%. На внутриреспубликанские расчеты приходилось 79,7% общей кредиторской задолженности, 20,3% составила задолженность предприятиям других стран. Основную часть задолженности занимают суммы по оплате поставщикам за товары, работы, услуги – 75,2% общей кредиторской задолженности. Из нее 46,2%, или 2 772,4 млрд. руб., приходилось на задолженность за энергоресурсы. Дебиторская задолженность в целом по республике на 1 декабря 2001 г. сложилась в размере 5 786 млрд. руб. Прирост дебиторской задолженности по отношению к ВВП за январь-ноябрь 2001 г. составил 13,9% против 30,1% в январе-ноябре 2000 г. Кредиторская задолженность по народному хозяйству на 1 декабря 2001 г. на 37,9% превышала дебиторскую, в том числе в сельском хозяйстве – в 8 раз, в промышленности – в 1,4 раза. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской в целом по республике на 2,2 трлн. руб. свидетельствует об отсутствии у предприятий источников покрытия долговых обязательств на эту сумму. В январе-ноябре 2001 г. снизилась платежеспособность предприятий по сравнению с тем же периодом 2000 г. На 1 декабря 2001 г. денежные средства на счетах предприятий составили 12,3% от суммы просроченной кредиторской задолженности. На 1 декабря 2000 г. показатель платежеспособности составлял 17,3%. Внешняя кредиторская задолженность за товары, работы и услуги на 1 декабря 2001 г. сложилась в размере 1 349 млрд. руб. За одиннадцать месяцев прирост ее составил 2,6% по отношению к ВВП за январь-ноябрь. На ту же дату 2000 г. прирост составлял 9,1%. Внешняя дебиторская задолженность белорусским предприятиям на 1 декабря прошлого года была в 2,5 раза меньше.

Инфляция

К числу наиболее негативных факторов, оказывающих влияние на финансовое положение субъектов хозяйствования, следует отнести инфляцию. Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2001 года по сравнению с ноябрем составил 105,5%, в том числе на продовольственные товары 106,5%, на непродовольственные 101,9%. Платные услуги подорожали на 6,3%. За 2001 год потребительские цены возросли на 46,1%. Прирост индекса потребительских цен за 2000 год составлял 107,5%. Индекс цен производителей промышленной продукции за декабрь 2001 г. составил 104,6%, строительно-монтажные работы подорожали на 4,7%, рис. 4.
Таким образом, за 2001 год ценовые индексы на потребительские товары и услуги, промышленную продукцию и в строительстве составили соответственно 146,1; 139,4 и 130,6%.

Рис. 4. Динамика сводных индексов цен в народном хозяйстве

Колебания уровня цен наблюдаются по отраслям промышленности. Индекс цен производителей промышленной продукции вырос за декабрь от 0,4% в топливной до 10% в химической промышленности при среднеотраслевом показателе 4,6%, рис. 5.

1 Электроэнергетика 4 Химическая 7 Лесная, деревообр. и целлюлозно-бумажная
2 Топливная 5 Нефтехимическая 8 Легкая
3 Черная металлургия 6 Машиностроение и металлообработка 9 Пищевая

Рис. 5. Прирост цен в целом и по отраслям промышленности за январь-декабрь 2001 г.

Потребительский рынок и доходы населения

В 2001 году розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации составил 7 797,3 млрд. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах по сравнению с 2000 годом на 21,2%. За декабрь по сравнению с ноябрем 2001 года его рост в сопоставимых ценах составил 11,1%. При этом за 2001 год продажа продовольственных товаров выросла по сравнению с 2000 годом на 20,7%, а непродовольственных — на 22,1%. В прошлом году розничный товарооборот на 69% формировался торговыми предприятиями, доля рынков составила 31%, причем в сопоставимых ценах по сравнению с 2000 годом товарооборот торговых предприятий вырос на 15,8%, а рынков — на 34,3%. Доля государственной собственности в торговле и общественном питании сократилась с 24,9% в 2000 году до 22,9% в 2001 году. Объем платных услуг, оказанных населению официально учтенными предприятиями, в 2001 году составил 1285 млрд. рублей, или 108,4% к уровню 2000 года. Доля платных услуг, оказанных населению индивидуальными предпринимателями, составила в прошлом году 6%. В январе-ноябре 2001 года денежные доходы населения составили 10 678,2 млрд. рублей и возросли по сравнению с соответствующим периодом позапрошлого года в 2 раза. Реально их рост за указанный период составил 25%.

Структура денежных доходов населения за январь-ноябрь 2001 года сложилась следующая (в процентах):

  Январь-ноябрь
2001 г.
Январь-ноябрь
2000 г.
Оплата труда работников, включая выплаты социального характера 53,2 51,5
Социальные трансферты 19,2 18,0
Доходы от собственности 1,9 1,8
Доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы 25,7 28,7

Основным источником дохода для большей части населения по-прежнему является заработная плата по основному месту работы. За январь-ноябрь 2001 года начисленная среднемесячная заработная плата работников народного хозяйства республики составила 121,2 тыс. рублей, что в реальном выражении на 30,6% больше, чем в январе-ноябре 2000 года. При этом продолжают сохраняться значительные различия по отраслям экономики: наиболее низкий уровень заработной платы наблюдается в социальном обеспечении – 66,9 тысяч рублей (в 1,8 раза ниже, чем в среднем по республике), а самый высокий – в банковской сфере – 222,6 тысяч рублей (в 1,8 раза выше, чем в среднем по республике). Таким образом, разрыв между нижней и верхней границами в оплате труда составляет 3,3 раза, рис. 6.

1 промышленность 6 торговля и общепит 11 искусство
2 сельское хозяйство 7 здравоохранение 12 наука и научное обслуживание
3 транспорт 8 социальное обеспечение 13 банки
4 связь 9 образование 14 управление
5 строительство 10 культура  

Рис. 6. Среднемесячная начисленная заработная плата по отраслям народного хозяйства за январь — ноябрь 2001 г., тыс. руб.

Внешняя торговля

За одиннадцать месяцев 2001 года объем внешней торговли товарами и услугами, по данным Минстата, сложился в размере 15 448,4 млн. долл. США, в том числе экспорт – 7 758 млн. долл. США, импорт – 7 690,4 млн. долл. США. В результате положительное сальдо внешнеторговых операций составило 67,6 млн. долл. США. При этом в торговле услугами получено положительное сальдо (408,2 млн. долл.), а товарами – отрицательное (335,3 млн. долл.). В январе-ноябре 2000 г. результатом внешнеторговой деятельности был дефицит в размере 623 млн. долл. США (в торговле услугами положительное сальдо – 430 млн. долл., в торговле товарами – дефицит – 1053 млн. долл.). Основную часть внешней торговли составляет торговля товарами – 90,5% общей суммы торговли товарами и услугами. Объем внешнего товарооборота в ноябре 2001 года составил 1 274,8 млн. долл. США, сократившись по сравнению с октябрем на 9% и на 5,1% — по сравнению с ноябрем 2000 г., рис. 7.

Рис. 7. Консолидированный торговый баланс

По итогам одиннадцати месяцев 2001 г. товарооборот внешней торговли составил 13 985,3 млн. долл. США, в том числе экспорт – 6 825 млн. долл. (46,8% товарооборота страны), импорт – 7 160,3 млн. долл. Стоимость внешнеторгового оборота была ниже уровня января-ноября 2000 г. на 2,9%. Снижение стоимостных объемов внешней торговли в целом по республике в январе-ноябре прошлого года по сравнению с тем же периодом 2000 года обусловлено сокращением объемов импорта в долларовом эквиваленте на 7,3% и ростом экспорта белорусских товаров на 2,3%. Стоимость экспорта увеличилась в результате роста физических объемов экспортируемых товаров на 9,7% и снижения средних цен экспорта на 6,7%. При этом стоимость экспорта товаров в долларах США в страны СНГ возросла на 3,1%, в страны дальнего зарубежья — на 1,2%. Стоимостные объемы импорта товаров в долларовом исчислении в январе-ноябре 2001 г. сократились по сравнению с тем же периодом 2000 г. на 7,3% за счет уменьшения импортных поставок как из стран дальнего зарубежья (на 9,2%), так и из стран Содружества (на 6,5%). При этом физический объем импорта увеличился на 4,9%, средние цены снизились на 11,6%. По итогам одиннадцати месяцев 2001 г. отрицательное сальдо торгового баланса сократилось по сравнению с тем же периодом 2000 г. в 2,9 раза и составило 335,3 млн. долл. США. При этом в торговле со странами СНГ дефицит торговых операций сложился в размере 991,7 млн. долл. США, что на 28,5% меньше, чем в январе-ноябре 2000 г. В торговле со странами дальнего зарубежья положительное сальдо экспортно-импортных операций возросло в 1,6 раза и составило 656,4 млн. долл. США. Стоимостные объемы взаимной торговли с Россией составили 8 369,9 млн. долл. США, что на 0,1% больше, чем в январе-ноябре 2000 г. Стоимость экспорта в Российскую Федерацию за одиннадцать месяцев 2001 г. сложилась в размере 3 599,8 млн. долл. США и увеличилась по сравнению с январем-ноябрем 2000 г. на 7,9%. На долю России приходилось 52,8% покупок белорусских товаров. Физический объем экспорта возрос на 12,4%, средние цены на экспортируемые товары снизились на 4%. Импортировано из России товаров на сумму 4 770,1 млн. долл. США, что на 5% ниже уровня января-ноября 2000 г. (в долларовом эквиваленте). При этом физические объемы импорта увеличились на 9,3%, средние цены снизились на 13,1%. Импорт товаров из России занимает 66,6% общего импорта республики. Рост стоимости экспортных потоков товаров в Россию с одновременным сокращением импорта из этой страны обусловили уменьшение отрицательного торгового сальдо с 1 607 млн. долл. США в январе-ноябре 2000 г. до 1 170,3 млн. долл. США в январе-ноябре прошлого года, или почти в 1,4 раза. В январе-ноябре 2001 г. сохранилась тенденция предыдущего года сокращения доли бартерных поставок во внешней торговле страны. Доля бартера в общем товарообороте составила 15,9% вместо 23,9% в январе-ноябре 2000 г. Удельный вес бартерных сделок сократился как в экспортных, так и импортных операциях. На бартерные операции приходилось 18,2% общего объема белорусского экспорта вместо 26,2% в январе-ноябре 2000 г. и 13,7% вместо 21,9% — импорта товаров. Поставки товаров по договорам купли-продажи составили 67,2% стоимости белорусского экспорта, поставки продукции из давальческого сырья после переработки занимали 10,9%. В январе-ноябре прошлого года активнее по сравнению с торговлей товарами развивалась торговля услугами. По данным Нацбанка, стоимостные объемы предоставленных и полученных услуг составили 1 463 млн. долл. США и увеличились по сравнению с январем-ноябрем 2000 г. на 11,4%. При этом экспорт услуг увеличился на 7%, импорт — на 19,9%.

Государственные финансы

В январе-декабре 2001 года в консолидированный бюджет поступило, по предварительным данным, 5 731,9 млрд. рублей доходов. Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 56,1%. При этом более четверти всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость – 25,3%. Расходы консолидированного бюджета составили 5 953,4 млрд. рублей, дефицит – 221,5 млрд. рублей (1,3 % к ВВП). Рассмотрим доходы и расходы консолидированного бюджета в динамике, рис. 8 .


 

Рис. 8. Динамика номинальных ежемесячных темпов роста доходов и расходов консолидированного бюджета в 2000 — 2001 гг., % (январь 1999 – 2000 гг. = 100%)

Если рассматривать динамический ряд ежемесячных темпов роста номинальных доходов и расходов консолидированного бюджета за период 2000 –2001 гг., видно, что темпы роста номинальных доходов и расходов в декабре 2001 года гораздо ниже, чем в декабре 2000 года, — на 129,6 и 161,0 процентных пункта соответственно. При этом лезвия бюджетных “ножниц” к концу 2001 года разомкнулись шире на 23,7 п.п., чем в ноябре 2001 года. В целом темпы роста ежемесячных номинальных доходов и расходов в 2001 г. значительно ниже, чем в 2000 г., что объясняется как более низкой инфляцией, так и более жесткой бюджетной политикой. Рассмотрим динамику ежемесячных реальных темпов роста доходов и расходов консолидированного бюджета и линии их полиномиальных трендов третьей степени, рис. 9. Если принять январь 1999 года за 100%, то в декабре 2001 г. реальные темпы роста ежемесячных доходов консолидированного бюджета выросли по сравнению с декабрем 2000 года на 1,0 процентный пункт, а значения реальных темпов роста расходов бюджета за соответствующие периоды сократились на 7,2 процентных пункта. Спред между реальными темпами ежемесячных доходов и расходов в декабре 2001 г. составлял 70,9 процентных пункта (дефицит), тогда как в декабре 2000 г. он равнялся 79,1 п.п. (дефицит), а в декабре 1999 г. — 44,9 п.п. (дефицит).

Рис. 9. Динамика ежемесячных темпов роста доходов и расходов консолидированного бюджета за 1999 — 2001 гг., скорректированных с учетом инфляции, % (январь 1999 г. = 100%)

Следует отметить, что напряженное исполнение бюджета в 2001 году в определенной степени связано с инфляционными ожиданиями. В течение последних лет постоянно имело место превышение фактических уровней инфляции над прогнозными значениями. А так как бюджет на следующий финансовый год формируется в номинальном выражении, его фактическое исполнение автоматически включало сверхплановые инфляционные доходы, что способствовало перевыполнению плана по доходам и зачастую требовало уточнения бюджета в течение года. В 2001 г. при запланированной Минэкономики инфляции 135-151 процент (декабрь к декабрю) индекс потребительских цен составил 146,1 процента, то есть в соответствии с планом. В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 год, на основе которого разрабатывался консолидированный бюджет на 2001 год, индекс роста потребительских цен (инфляция) должен был составить 2,5-3,5 процента в среднем за месяц. Фактическое значение ИПЦ в среднем за месяц за 2001 год сложилось в размере 3,2 процента. Таким образом, фактический индекс потребительский цен оказался на уровне прогнозного значения, и сверхплановых инфляционных доходов бюджет не получил. Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что общая совокупная налоговая нагрузка по отношению к ВВП (с учетом недоимки) за 2001 год по сравнению с 2000 годом почти не изменилась: 35,3 и 34,7% в сравниваемых периодах, причем удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП снизился с 34,8 до 33,9% при увеличении удельного веса недоимки с 0,5 до 0,8%. Удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов) вырос с 1,3% на 1.01.2001 г. до 2,3% на 1.01.2002 г., табл. 1.

Таблица 1
Динамика налоговых нагрузок в народном хозяйстве

Показатели Ед. изм. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 
прогноз
1. Валовой внутренний продукт млрд. руб. 3026,1 9133,8 16912,6 22250,0
2. Доходы консолидированного бюджета (с государ. внебюджетными и бюджетными целевыми фондами) млрд. руб. 1054,9 3181,0 5731,9 7537,0
3. Недоимка по доходам и поступлениям млрд. руб. 9,2 42,3 134,2 -
4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам конс. бюджета (с гос. целевыми фондами) % 0,9 1,3 2,3 -
5. Общая совокупная налоговая нагрузка % 35,2 35,3 34,7 33,9
в том числе:          
уд. вес доходов конс. бюджета в ВВП % 34,9 34,8 33,9 33,9
уд. вес недоимки в ВВП % 0,3 0,5 0,8 -

Если сравнить общую совокупную налоговую нагрузку прошлых лет с 2002 годом без учета недоимки, то видно, что удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП по прогнозу в 2002 году сохраняется на уровне 2001 года, но учитывая переходящий остаток по недоимке, общая совокупная налоговая нагрузка в 2002 году может возрасти. Для иллюстрации сезонности ниже приводится динамика налоговой нагрузки в 1999-2001 гг., рис. 10. Из него следует, что в начале года налоговая нагрузка, как правило, выше, чем в конце года, что связано с периодичностью налоговых поступлений в бюджет. Из графика также видно, что по сравнению с 2000 годом общая совокупная налоговая нагрузка в 2001 году почти не изменилась, но в ее структуре произошли изменения: доля недоимки в ВВП выросла, а доля доходов бюджета снизилась.


 

Рис. 10. Динамика общей совокупной налоговой нагрузки в % к ВВП за 1999-2001 гг.

Ярко выражена и сезонность недоимки, рис. 11. На графике видно, что на протяже-нии 2001 года удельный вес недоимки в доходах бюджета выше, нежели в 1999-2000 годах.


 

Рис. 11. Динамика удельного веса недоимки по доходам и поступлениям к доходам консолидированного бюджета (с государственными целевыми фондами) за 1999-2001 гг.

Расходы консолидированного бюджета за 2001 год (без заключительных оборотов) профинансированы в сумме 5953,4 млрд. рублей, что составило 93,1% от годового плана. В то же время в реальном выражении Правительство израсходовало бюджетных средств на 3,3 п.п. больше, чем за 2000 год при реальном росте доходов бюджета на 1,2 п.п. (реальные темпы роста рассчитаны на основе дефлятора ВВП). Анализ фактического исполнения бюджета за 1998-2001 годы и плана на 2002 год свидетельствует, что реальная величина расходов бюджета за предыдущие три года (и план на 2002 год) возросла достаточно значительно по сравнению с 1998 годом, табл. 2.

Таблица 2
Реальные темпы роста расходов консолидированного бюджета за 1999-2002 годы к 1998 году (скорректировано по дефлятору ВВП), процентов

  1998 1999 2000 2001 2002
        пред. отчет прогноз
Расходы бюджета — всего 100,0 109,9 109,2 112,8 114,9
в том числе:          
Управление 100,0 92,9 95,8 102,5 105,4
Оборона 100,0 93,9 99,6 114,3 113,5
Правоохранительная деятельность 100,0 99,8 107,2 120,2 118,6
и обеспечение безопасности          
Наука 100,0 107,0 101,0 101,3 122,1
Реальный сектор экономики 100,0 93,9 80,4 72,6 63,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 100,0 149,2 159,9 162,6 158,4
Предупреждение и ликвидация последствий 100,0 89,0 71,3 81,7 92,6
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий          
Образование 100,0 101,7 108,0 119,5 122,9
Здравоохранение 100,0 104,2 110,3 118,2 126,4
Социальная политика 100,0 84,5 80,6 104,9 131,6
Обслуживание государственного долга 100,0 109,5 138,0 117,4 106,0
Капитальные вложения 100,0 77,8 68,8 83,3 59,8
Справочно:          
Темп роста ВВП к 1998 году 100 103,4 109,5 113,9 115,3

Хотя рост расходов бюджета в целом корреспондируется с динамикой реального ВВП, по отдельным расходным статьям имеются колебания. Наиболее значительно за последние четыре года увеличились расходы на жилищно-коммунальное хозяйство — в 2001 году их величина составила 162,6 п.п. по сравнению с 1998 годом. По статье “Обслуживание государственного долга” пик платежей в рассматриваемом периоде пришелся на 2000 год – 138 п.п. от уровня 1998 года. Кроме того, выше среднего уровня реальный прирост финансирования наблюдался по расходам на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности – 20,2 п.п., образование — 19,5 п.п. и здравоохранение – 18,2 п.п. Сложившаяся за последние четыре годы тенденция свидетельствует о постепенном, но стабильном росте расходов бюджета на две ключевые отрасли социальной сферы – здравоохранение и образование (к уровню 1998 года 119,5 и 118,2 п.п. соответственно). В целом на социально-культурную сферу расходуется около половины консолидированного бюджета. В то же время в основном динамика отдельных разделов бюджета в ВВП за рассматриваемый период (отчет за 1998-2001 и план на 2002 годы) отличается известной стабильностью. Практически без изменения на протяжении всего периода оставался удельный вес в ВВП таких разделов как “Управление”, “Оборона”, “Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности”, “Наука”, рис. 12.


Рис. 12. Удельный вес расходов бюджета за 1998-2002 годы, в процентах к ВВП

А наиболее значительная динамика была характерна для прямого финансирования отраслей реального сектора экономики и расходов на капитальные вложения. Оба раздела значительно сократились — с 3,3% к ВВП в 1998 году до 1,8% к ВВП в 2002 году (по плану) и с 3,0% к ВВП до 1,5% к ВВП соответственно. Расходы республиканского бюджета (по предварительным данным и без учета заключительных оборотов) за 2001 г. профинансированы в сумме 3179,4 млрд. руб., что реально составляет 103,7% от уровня аналогичного периода прошлого года (скорректировано по дефлятору ВВП). По отношению к 1998 году в 2001 году реальные расходы республиканского бюджета составили 103%. По функциональной классификации за последние четыре года наиболее значительный рост был достигнут в области финансирования жилищно-коммунального хозяйства – 25,9 п.п., здравоохранения — 24,3 п.п. и правоохранительной деятельности – 21,3 п.п., табл. 3. Следует отметить, что при сохранении в течение всего периода (включая план на 2002 год) понижательной тенденции, расходы на финансирование капитальных вложений в 2001 году были выше, чем в 1998 году на 13,7 п.п.

Таблица 3
Реальные темпы роста расходов республиканского бюджета за 1999-2002 годы к 1998 году (скорректировано по дефлятору ВВП), в процентах

  1998 1999 2000 2001 2002
        пред. отчет прогноз
Расходы республиканского бюджета — всего 100 108,4 99,4 103,0 105,6
в том числе:          
Управление 100 90,4 91,5 101,3 104,8
Оборона 100 93,9 99,5 114,5 113,8
Правоохранительная деятельность 100 100,9 108,5 121,3 123,4
и обеспечение безопасности          
Наука 100 106,8 100,5 100,3 121,3
Реальный сектор экономики 100 72,0 45,2 35,6 31,9
Жилищно-коммунальное хозяйство 100 1181,7 128,0 125,9 221,3
Предупреждение и ликвидация последствий 100 88,8 71,0 65,4 74,5
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий          
Образование 100 88,9 99,2 108,8 118,7
Здравоохранение 100 112,9 119,7 124,3 155,8
Социальная политика 100 78,5 71,3 97,6 130,2
Обслуживание государственного долга 100 109,5 138,0 117,2 106,0
Капитальные вложения 100 75,8 64,3 113,7 70,6

Наиболее значительно сократились расходы на финансирование реального сектора экономики и предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. В 2001 году они составили 35,6 и 65,4% от уровня 1998 года. По отношению к ВВП их доля сократилась за этот период на 0,9 и 0,8% соответственно. При исполнении годового плана за 2001 г. в целом по республиканскому бюджету на 88,8%, по отдельным позициям функциональной структуры наблюдаются значительные отклонения. Выше среднереспубликанского уровня наблюдалось выполнение плана по оказанию финансовой помощи бюджетам других уровней (97,7% годового плана), обслуживанию государственного долга (97,1%) и финансированию капитальных вложений (96,7% от уточненного плана). Наиболее значительный уровень недофинансирования продолжал сохраняться по разделам “Развитие рыночной инфраструктуры” (52,7% годового плана), “Международная деятельность” (57,1%) и “Пополнение государственных запасов и резервов” (61,0% годового плана). По итогам 2001 года наблюдалось суммарное превышение расходов консолидированного бюджета над доходами – дефицит составил 221,48 млрд. рублей, или 1,3% ВВП, рис. 13. При этом республиканский бюджет сведен с дефицитом в 219,39 млрд. рублей при плане на 2001 г. 282,7 млрд. рублей (1,3% к ВВП при плане 1,7% к ВВП). Местные бюджеты сведены за этот год с дефицитом в 2,09 млрд. рублей. Анализ исполнения консолидированного бюджета за 1996-2001 годы показывает рост уровня бюджетной сбалансированности, что хорошо видно по линии тренда, которая направлена вверх. Однако конкретно по годам для бюджетного дефицита характерна значительная амплитуда колебаний в пределах 0,3-1,5% ВВП.

Рис. 13. Дефицит консолидированного бюджета за 1996-2001 годы, в процентах

Государственный долг

Внешний государственный долг Республики Беларусь за декабрь месяц сократился на 6,63 млн. долл. США и составил на 1 января 2002 года около 8% ВВП. Долг формируют обязательства по кредитам Правительства Республики Беларусь, погашаемым из бюджетных средств, и по кредитам предприятий, привлеченным под гарантии Правительства и погашаемым за счет их собственных средств. На кредиты Правительства приходится 343,17 млн. долл. США, или 45%, а под гарантии Правительства Республики Беларусь –419,84 млн. долл. США, или 55%. Главными кредиторами Республики Беларусь являются Германия, Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный Валютный Фонд (МВФ), США, рис.14.


 

Рис. 14. Структура внешнего долга РБ на 01.01.2002 г.

За январь-ноябрь прошедшего года расходы по обслуживанию и погашению внешнего долга республики составили 202,5 млн. долл., что соответствует 3% стоимости экспорта товаров за одиннадцать месяцев. По состоянию на 01.01.2002 г. величина государственного внутреннего долга составила 762,2 млрд. руб., увеличившись за месяц на 6,2% (44,6 млрд. руб.) в номинальном выражении и на 0,7% — в реальном выражении (скорректированная на индекс потребительских цен). Прирост с начала года составил 84,3%, или 304 млрд. руб. (в реальном выражении – 26,2%). Прирост государственного внутреннего долга по отношению к ВВП сократился с 2,6% в 2000 году до 1,8% в 2001 году. Большую часть государственного внутреннего долга составляют государственные ценные бумаги – 49,1%. Величина правительственного долга в 2001 году относительно валового внутреннего продукта составила около 13%, в том числе: внутреннего – 4,5% и внешнего – около 8%. Показатели 2000 года были соответственно: 17,2%, 6,4% и 10,8%. Критический уровень государственного долга по оценкам Всемирного банка — 50% ВВП.

Рынок государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги являются важным и эффективным инструментом макроэкономического регулирования. Их выпуск — наиболее приемлемый вариант финансирования дефицита республиканского бюджета.

Основными видами государственных ценных бумаг Республики Беларусь являются:

  • государственные краткосрочные облигации;
  • государственные долгосрочные облигации с купонным доходом;
  • векселя Правительства Республики Беларусь;
  • облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте;
  • облигации государственного выигрышного валютного займа.

Цель выпуска государственных ценных бумаг (ГЦБ) заключается, во-первых, в создании устойчивой системы государственного заимствования, во-вторых, в финансировании дефицита республиканского бюджета, в-третьих, в развитии и расширении рынка ценных бумаг.

Государственные краткосрочные облигации (ГКО) Республики Беларусь и государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО с КД) выпускаются в бездокументарной форме. Первичное размещение их осуществляется:

  • путем продажи на закрытом аукционе, проводимом Национальным банком, где принимают участие первичные инвесторы, список которых утверждается Национальным банком по согласованию с Министерством финансов;
  • путем покупки Национальным банком выпуска ГКО и ГДО с купонным доходом для их последующей продажи на вторичном рынке ценных бумаг;
  • путем их продажи Министерством финансов юридическим лицам на условиях, определяемых этим министерством.

Сделки купли-продажи данных ценных бумаг на вторичном рынке осуществляются только на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». ГКО И ГДО с КД погашаются за счет доходов бюджета, процентные платежи осуществляются за счет расходной части бюджета. Согласно Закону Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2001 год» необходимо было осуществить финансирование дефицита бюджета за счет привлечения средств в порядке размещения государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций в сумме 90,0 млрд. руб. За январь-декабрь дефицит профинансирован на 78,8 млрд. руб. (или 87,6% уточненного годового плана). За прошедший год Министерством финансов осуществлено 105 выпусков государственных краткосрочных облигаций и восемь выпусков государственных долгосрочных облигаций с купонным доходом. Погашено в течение этого периода 104 выпуска ГКО и четыре выпуска государственных краткосрочных облигаций Республики Беларусь российским коммерческим банкам. В целях восполнения отставания по привлечению средств от реализации государственных краткосрочных облигаций коммерческим банкам Министерство финансов в прошедшем году размещало государственные ценные бумаги среди инвесторов на договорных условиях. Эта продажа осуществлялась, главным образом, с целью исполнения гарантий Правительства по кредитам, выданным предприятиям агропромышленного комплекса банками республики на закупку зерна, белкового сырья, кормовых добавок, минеральных удобрений, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники в соответствии с принятыми в 1999-2000 г.г. постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. В конце марта 2000 г. Министерство финансов начало размещение валютных облигаций на предъявителя среди физических лиц Республики Беларусь. Эти ценные бумаги выпускаются в документарной форме. Объем первого выпуска облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь был установлен в сумме 1 000 000 долларов США ( 10 000 штук облигаций). Срок обращения первого выпуска — 12 месяцев. Погашение облигаций производилось в течение 6 месяцев со дня наступления срока погашения — с 26 марта 2001 года до 26 сентября 2001 года. Номинальная стоимость одной облигации — 100 долл. США. Ставка дохода была установлена в размере 8% годовых. По условиям первого выпуска вся сумма дохода выплачивалась в виде выигрышей. Количество выигрышных облигаций в каждом тираже составляло 20%, т.е. каждая пятая облигация выигрывала. Итоги проведения первого выпуска облигаций государственного выигрышного валютного займа можно назвать удачными. Реализовано почти 42% от объявленного объема эмиссии. Пятого июня 2001 г. был осуществлен второй выпуск облигаций выигрышного валютного займа. В обращение выпущено 10 000 облигаций номинальной стоимостью 100 долл. США каждая и доходностью 8% годовых. В соответствии с условиями второго выпуска облигации реализуются до 19 февраля 2002 г. В настоящее время Министерство финансов осуществляет дальнейшую работу по совершенствованию рынка ценных бумаг путем диверсификации видов государственных ценных бумаг. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.07.2001 г. № 1053 «О выпуске облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь» разрабатывается нормативная база, регулирующая выпуск, обращение и погашение облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь для населения. Это позволит привлечь свободные денежные средства физических лиц на финансирование дефицита бюджета, что будет способствовать связыванию «горячей» денежной массы и в перспективе приведет к снижению уровня инфляции.

Денежно-кредитное и валютное регулирование

Сравнительный анализ динамики показателей денежно-кредитной сферы Беларуси и России свидетельствует о сохранении сложившихся тенденций в области валютного регулирования между Беларусью и Россией. Как видно из графика, с октября 2000 г. наблюдается постепенное обесценение белорусского рубля. Так, за 2001 год официальный обменный курс белорусского рубля к российскому понизился на 26,3 п.п. (с 43,4 до 54,3 руб.), рис. 15.

Рис.15. Сравнительная динамика обменного курса и паритета покупательной способности Республики Беларусь и Российской Федерации (с учетом деноминации 2000 года)

При этом разрыв между номинальным и реальным обменным курсом продолжает оставаться незначительным, что обусловлено выравниванием уровней инфляции в Беларуси и России. В то же время сохранение в течение 2001 года тенденции значительного превышения обменного курса над ППС является негативным фактором в области валютного регулирования между Беларусью и Россией – за 2001 год разрыв между величиной номинального обменного курса и ППС увеличился и составил 1,88 раза. В соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики на 2001 год официальный обменный курс белорусского рубля к доллару США на конец года должен был составить 1620 рублей. За 2001 года при росте индекса потребительских цен на 146,1 процента официальный обменный курс белорусского рубля к доллару США увеличился на 133,9 процента и составил 1580 руб. Реальная величина кредитных вложений банковской системы на 1.01.2002 года по сравнению с 1.01.2001 года увеличилась на 13,1 процента, а по отношению к ВВП – на 0,8 процента, составив 10,2 процента от ВВП, что сопровождалось некоторыми изменениями в структуре и динамике кредитования по основным позициям. На финансовом рынке республики в конце 2001 года наблюдалось изменение тенденции, сложившейся за последние два года, рис. 16.


 

Рис. 16. Динамика реальных месячных процентных ставок за 1998-2001 гг.

По вновь выданным кредитам коммерческих банков (без учета ресурсов Нацбанка и Правительства РБ) реальная процентная ставка понизилась в декабре до 0,2 процента, а по вновь привлеченным депозитам коммерческих банков она упала ниже нуля и составила (-1,2) процента. Аукционная доходность ГКО, выпущенных в декабре 2001 года, понизилась за декабрь на 0,8 процента и составила (-1,4) процента.

Департамент бюджетной политики Министерства финансов

версия для печати