Январь - июнь 2001 года

Об итогах работы народного хозяйства и состоянии государственных финансов Республики Беларусь

январь-июнь 2001 года

Динамика ВВП и реального сектора экономики

Инфляция

Потребительский рынок и доходы населения

Внешняя торговля

Государственные финансы

Государственный долг

Рынок государственных ценных бумаг

Денежно-кредитное и валютное регулирование

Динамика ВВП и реального сектора экономики

По данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта в первом полугодии 2001 г. составил в текущих ценах 6790,6 млрд. руб. Реальный объем производства ВВП за первое полугодие текущего года был на 3,0% выше, чем за тот же период 2000 г., при прогнозе на 2001 г. — 3-4%. К середине текущего года по основным макроэкономическим параметрам сложилась неоднозначная картина экономического развития страны по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, темпы роста розничного товарооборота и продукции сельского хозяйства за 1 полугодие 2001 г. были выше уровня того же периода 2000 г. на 7,1 и 14,4% соответственно, рис. 1. Несколько ниже уровня января-июня 2000 г. сложились темпы роста ВВП, продукции промышленности – на 1 и 1,4% соответственно.


 

Рис. 1. Изменение основных показателей развития экономики в % к соответствующему периоду предыдущего года (экспорт и импорт – январь-май 2001 г. к январю-маю 2000 г. и январь-май 2000 г. к январю-маю 1999 г.)

В целом за первое полугодие 2001 г. промышленной продукции (работ, услуг) произведено на сумму 6862,3 млрд. руб., что на 4,1% выше уровня первого полугодия 2000 г. Выпуск потребительских товаров в первом полугодии 2001 г. составил 2940,5 млрд. руб., что на 2,8% выше уровня первого полугодия 2000 г. При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 4,3%, непродовольственных — на 3,2%. В июне текущего года все еще серьезной оставалась проблема сбыта готовой промышленной продукции, несмотря на то, что стоимость готовой продукции на складах промышленных предприятий за июнь месяц в сопоставимых ценах сократилась на 1% (при росте объемов производства на 1,0%). При росте реального объема инвестиций в народное хозяйство в июне текущего года на 13,9% по сравнению с маем, по итогам шести месяцев 2001 г. инвестиции в экономику и социальную сферу сократились в сопоставимых ценах на 3,2% по сравнению с первым полугодием 2000 г., составив 1046,8 млрд. руб. Объемы капитальных вложений в объекты непроизводственного назначения за январь-июнь 2001 г. уменьшились в сопоставимых ценах на 6,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года. На строительство жилых домов использовано 333 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 1,7% меньше, чем в первом полугодии предыдущего года. На долю бюджетного финансирования (включая целевые бюджетные фонды) приходилось 21,2% общего объема инвестиций. В январе-июне 2000 г. за счет средств бюджета было профинансировано 21,8% всех инвестиций. Сократилась в 2,9 раза доля иностранных кредитов и инвесторов в структуре источников финансирования инвестиций, составив 1,4% общего объема инвестицийОбъем продукции сельского хозяйства, по данным Минстата, в первом полугодии текущего года составил 1267,8 млрд. руб. и увеличился по сравнению с первым полугодием 2000 г. в сопоставимых ценах на 6,9% (при прогнозе на год – 4,5-5,5%). В сельскохозяйственных предприятиях производство продукции возросло на 12,7%.
Грузооборот предприятий транспорта за первое полугодие текущего года составил 15862,6 млн.ткм и сократился по сравнению с первым полугодием 2000 г. на 7,3%. Объемы розничного товарооборота увеличились на 16,8%.

Инфляция

К числу наиболее негативных факторов, оказывающих влияние на финансовое положение субъектов хозяйствования, следует отнести инфляцию. Индекс потребительских цен на товары и услуги в июне 2001 года по сравнению с маем 2001 года составил 102,1%, в том числе на продовольственные товары — 102,2%, на непродовольственные — 101,1%, платные услуги подорожали на 3,5%. За первое полугодие текущего года потребительские цены выросли на 22,4%, рис. 2. Что касается динамики индекса цен производителей на промышленную продукцию, то за июнь 2001 года он составил 101,4% против 100,8% в мае, строительно-монтажные работы подорожали на 0,7%. Таким образом, ценовые индексы на промышленную продукцию и в строительстве составили, соответственно, 117,0 и 115,8% за период январь-июнь 2001 г.


 

Рис. 2. Динамика сводных индексов цен в народном хозяйстве (в % к предыдущему месяцу)

Колебания уровня цен наблюдаются и по отраслям промышленности. Индекс цен производителей промышленной продукции варьировался за июнь по сравнению с маем 2001 г. так: от стремительного роста на 5,7% в топливной промышленности до незначительного увеличения на 0,2% в нефтехимической промышленности при среднеотраслевом показателе 1,4%, рис. 3.


 

1. Электроэнергетика 6. Машиностроение и металлооб работка
2. Топливная 7. Лесная, деревообр. и целлюлозно-бумажная
3. Черная металлургия 8. Легкая
4. Химическая 9. Пищевая
5. Нефтехимическая  

Рис. 3. Прирост цен в целом и по отраслям промышленности за январь-июнь 2001 г.

Такой рост цен в топливной промышленности в июне связано с падением цен в этой отрасли в мае на 1,6% (за январь-июнь 2001 г. цены выросли на 15,7%). В топливной промышленности по сравнению с декабрем 2000 г. цены в нефтедобывающей промышленности увеличились в 2,5 раза, торфяной — на 19,7%, в нефтеперерабатывающей промышленности цены снизились на 3,4%. В электроэнергетике в июне по сравнению с маем цены выросли с 1,3 до 1,8%, то же наблюдалось в машиностроении и металлообработке — с 0,6 до 1,3% . В химической промышленности происходит замедление темпов роста цен: если в апреле цены выросли на 2,0%, в мае — на 1,3%, то в июне — на 0,7%. Та же ситуация наблюдается и в легкой промышленности — май 2001 г. — 2,0%, июнь — 1,1%.

Потребительский рынок и доходы населения

В первом полугодии 2001 года розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации составил 3 198,6 млрд. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах по сравнению с первым полугодием 2000 года на 16,8%. В июне по сравнению с маем 2001 года розничный товарооборот в сопоставимых ценах увеличился на 3,6%. В первом полугодии 2001 года объем платных услуг, оказываемых населению через все каналы реализации, составил 581,9 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 100,8% к уровню первого полугодия 2000 г. В июне по сравнению с маем 2001 года объем платных услуг возрос на 11,2%. В январе-мае 2001 года денежные доходы населения составили 3 872,5 млрд. рублей и возросли по сравнению с январем-маем 2000 года в 2,2 раза.

Структура денежных доходов населения в январе-мае 2001 года сложилась следующая (в процентах):

  Январь-май 
2001 г.
Январь-май 
2000 г.
Оплата труда работников,
включая выплаты социального характера
53,4 52,5
Социальные трансферты 19,8 19,3
Доходы от собственности 2,3 1,6
Доходы от предпринимательской деятельности и др. доходы 24,5 26,6

Основным источником дохода для большей части населения по-прежнему является заработная плата по основному месту работы. За январь-июнь 2001 года среднемесячная заработная плата работников по отраслям экономики составила 103,2 тыс. рублей, что в 2,2 раза больше, чем в январе-июне 2000 года, а в июне по сравнению с маем 2001 года произошло увеличение на 7,9%. При этом продолжают сохраняться значительные различия по отраслям экономики: наиболее низкий уровень заработной платы наблюдается в социальном обеспечении – 58,2 тысяч рублей (в 1,8 раза ниже, чем в среднем по республике), а самый высокий – в банковской сфере – 189,1 тысяч рублей (в 1,8 раза выше, чем в среднем по республике). Таким образом, разрыв между нижней и верхней границами в оплате труда составляет 3,2 раза, рис. 4.


 

1 промышленность 6 торговля и общепит 11 искусство
2 сельское хозяйство 7 здравоохранение 12 наука и научное обслуживание
3 транспорт 8 социальное обеспечение 13 банки
4 связь 9 образование 14 управление
5 строительство 10 культура  

Рис. 4. Среднемесячная начисленная заработная плата по отраслям народного хозяйства за январь — июнь 2001 г., рублей.

Задолженность по заработной плате на 30 июня 2001 года сложилась в размере 12 611,8 млн. рублей, или 3,6% к фонду заработной платы мая 2001 г. Из всей суммы задолженности по заработной плате 74,9% приходится на сельскохозяйственное производство. В июне по сравнению с маем 2001 года сумма задолженности увеличилась на 749,2 млн. рублей. По оперативным данным Минстата, начисленная среднемесячная заработная плата в Республике Беларусь, пересчитанная по курсу Национального банка, всего за июнь 2001 года составила 90,3 доллара США, в том числе работников бюджетной сферы — 77,1 доллара США.

Внешняя торговля

Объем внешней торговли в январе-мае текущего года составил 6017,4 млн. долл. США, в том числе экспорт – 3006,5 млн. долларов, импорт – 3010,9 млн. долларов. Сальдо внешней торговли сложилось отрицательное в размере 4,4 млн. долларов США. В январе-мае 2000 г. дефицит внешней торговли составлял 581,5 млн. долларов. При сокращении объемов внешней торговли товарами на 4,7% экспорт вырос на 4,9%, а импорт снизился на 12,7%. В январе-мае 2001 г. произошла частичная переориентация товарных потоков республики. Доля трех основных торговых партнеров во внешнеторговом обороте страны увеличилась с 68,2% в январе-мае 2000 г. до 69,2% в январе-мае 2001 г., в том числе: России – увеличилась с 56,9 до 59,0%, Украины – уменьшилась с 5,8 до 5,2% и Германии — сократилась с 5,5 до 5,0%. По-прежнему, определяющее влияние на общие итоги внешней торговли республики продолжает оказывать Российская Федерация. Объем торговли с Россией составил 3547,6 млн. долл. США, что на 1,0% меньше, чем в январе-мае 2000 г.
Стоимость экспорта в Российскую Федерацию за пять месяцев 2001 г. сложилась в размере 1551,4 млн. долл. США и увеличилась по сравнению с январем-маем 2000 г. на 9,7%. Импортировано из России товаров на сумму 1996,2 млн. долл. США, что на 8,0% ниже уровня января-мая 2000 г. (в долларовом эквиваленте). Импортные поставки товаров в республику в январе-мае текущего года сократились по сравнению с январем-маем предыдущего года на 12,7%. Объемы импорта уменьшились по ряду основных разделов товарной структуры.
В январе-мае текущего года отмечена активизация экспорта и импорта услуг по сравнению с тем же периодом прошлого года. По данным Нацбанка, их объемы составили 624,8 млн. долл. США (10,4% к товарообороту внешней торговли) и увеличились по сравнению с январем-маем 2000 г. на 19,3%. При этом экспорт услуг увеличился на 16,7%, импорт — на 24,7%. Основными потребителями услуг были страны дальнего зарубежья. На их долю приходилось 64,1% общего объема экспорта услуг республики и 60,3% — общего объема импорта услуг. В торговле услугами сложилось положительное сальдо в размере 204,4 млн. долл. США. По сравнению с предыдущим годом оно увеличилось на 9,4%.

Государственные финансы

В январе-июне 2001 года в бюджет государства поступило 2 515 037,2 млн. рублей доходов, или 42% к годовому плану (за аналогичный период прошлого года — 41,6%). Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 55,7%. При этом почти четверть всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость – 23,9%. Расходы государственного бюджета составили 2 567 399,3 млн. рублей, дефицит – 52 362,1 млн. рублей, или 0,8% к ВВП (за январь-июнь 2000 года дефицит составил 1,0% к ВВП). Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что общая совокупная налоговая нагрузка по отношению к ВВП (с учетом недоимки) в январе-июне 2001 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась с 39,9 до 38,5%, или на 1,4 процентных пункта, причем удельный вес доходов государственного бюджета в ВВП снизился с 39,1 до 37,0% при увеличении удельного веса недоимки в ВВП с 0,8 до 1,5%. Удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов) повысился с 1,9 на 1.07.2000 г. до 4,1% на 1.07.2001 г., или почти в 2 раза, табл. 1. Таблица 1 Динамика налоговых нагрузок в народном хозяйстве

Показатели Ед. изм. 2000 г., 
январь-июнь
2001 г., 
январь-июнь
1. Валовой внутренний продукт млн. руб. 2901500 6790603
2. Доходы государственного бюджета (с государ. внебюджетными и бюджетными целевыми фондами) млн. руб. 1134842,7 2515037,2
3. Недоимка по доходам и поступлениям млн. руб. 21601 101984
4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам гос. бюджета (с гос. целевыми фондами) % 1,9 4,1
5. Общая совокупная налоговая нагрузка % 39,9 38,5
в том числе:      
уд. вес доходов гос. бюджета в ВВП % 39,1 37,0
уд. вес недоимки в ВВП % 0,8 1,5

Факторный анализ доходов бюджета за январь-июнь 2001 г. по восьми основным налогам свидетельствует, что недовыполнение относительных плановых показателей стало итогом совместного воздействия двух противоположно направленных процессов: снижения налоговых ставок (точнее, ставок фактического изъятия), в результате чего доходная часть бюджета уменьшилась на 12,0%, и расширения налоговой базы, из-за чего рост доходов составил 10,5%. В абсолютном выражении первый из указанных факторов привел к снижению доходов консолидированного бюджета на 250985,0 млн. руб., второй — к их увеличению на 218469,4 млн. руб. Суммарное воздействие названных факторов окончательно выразилось в уменьшении доходной части бюджета на 32515,6 млн. руб. Таким образом, на недобор до плановой суммы налоговых поступлений за первое полугодие 2001 г. повлияло недостаточное расширение налоговой базы. Факторный анализ на уровне каждого налога показал, что за январь-июнь 2001 г. фактическая ставка изъятия была больше плановой по чрезвычайному налогу, доходам от внешнеэкономической деятельности, налогам за использование природных ресурсов и налогам на собственность, а по НДС, прямым налогам на доходы и прибыль, акцизам и подоходному налогу тенденция обратная — налицо превышение плановых параметров над фактическими. Ниже приводится анализ структуры государственного бюджета (без доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов) помесячно за 1999-2000 годы и январь-июнь 2001 года по пяти основным налогам, рис. 5. Из рисунка видно, что удельный вес НДС в структуре доходов с начала 2001 г. имеет понижательную тенденцию.


 

Рис. 5. Композиционная структура доходов государственного бюджета за 1999-2000 гг. и январь-июнь 2001 г. помесячно, %.

В июне 2001 г. по сравнению с июнем прошлого года доли НДС и акцизов в структуре доходов бюджета уменьшились, соответственно, на 6,4 и 0,3 процентных пункта, а удельные веса налогов на доходы и прибыль, подоходного налога и доходов от внешнеэкономической деятельности повысились. При этом наиболее значительно увеличилась доля налогов на доходы и прибыль — на 2,7 процентных пункта.
Расходы консолидированного бюджета за I полугодие 2001 года профинансированы в сумме 2567399,3 млн. рублей, что составляет 41,1% от годового плана (за I полугодие 2000 года расходы бюджета составляли 40,8% от годового плана). В реальном выражении это на 3,7 п.п. больше, чем за I полугодие 2000 года при реальном росте доходов бюджета за аналогичный период на 4,3 п.п.
В то же время по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по функциональной классификации для отдельных разделов бюджетных расходов была характерна различная динамика. Так, наиболее значительный реальный прирост финансирования наблюдался по расходам на международную деятельность – 35,5%, на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий – на 34,1%, на социальную политику – на 23,4% и на охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию – на 18,5%. По-прежнему сохраняется тенденция значительного снижения бюджетного финансирования по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по таким разделам как “Развитие рыночной инфраструктуры” — на 44,4%, “Расходы по пополнению государственных запасов и резервов” — на 44,1%, “Капитальные вложения” – на 17,7%, “Обслуживание государственного долга” – на 7,5% и “Национальная оборона” – на 10,5%. Все это обусловило основные отклонения в функциональной структуре расходов государственного бюджета, рис. 6.

Рис. 6. Функциональная структура расходов бюджета, %

Значительная доля расходов консолидированного бюджета была направлена на финансирование образования и здравоохранения, на которые в сумме пришлось 33,7%. Вместе с другими статьями расходов бюджета по социально-культурной сфере (всего разделы 12, 14, 15, 16, 17, 18) это составило 1207590,4 млн. руб., или 47,0% от расходов консолидированного бюджета. За 1 полугодие 2001 г. капитальные вложения были профинансированы на сумму 164598,7 млн. руб. В структуре капитальных вложений продолжает сохраняться тенденция прошлого года – на промышленность, энергетику и строительный комплекс, транспорт, дорожное хозяйство и связь израсходовано 54,6% от общей суммы финансирования, в том числе на промышленность, энергетику и строительный комплекс – 41,3 %, а на транспорт, дорожное хозяйство и связь – 13,3%. Кроме того, можно выделить здравоохранение и физическую культуру – 12,7%, жилищно-коммунальное хозяйство – 11,9% и образование – 8,0%, что в целом составляет 32,6% от общего объема инвестирования. Однако, если доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и образование по сравнению с январем-июнем прошлого года выросла на 4,2 и 3,7 п.п. соответственно, то доля расходов в здравоохранение и физическую культуру сократилась за этот период на 4,5 п.п. Расходы республиканского бюджета за январь-июнь 2001 г. профинансированы в сумме 1365360,2 млн. руб., что составляет 101,96% от уровня аналогичного периода прошлого года. По итогам шести месяцев 2001 года наблюдалось суммарное превышение расходов государственного бюджета над доходами – дефицит составил 52362,1 млн. рублей, или 0,8% к ВВП. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года это меньше на 0,2% ВВП. Особенностью исполнения бюджета в текущем году является несбалансированность как республиканского, так и местных бюджетов с превышением расходов над доходами. При этом по республиканскому бюджету величина дефицита составила 45113,7млн. руб., а по местным бюджетом – 12948,5 млн. руб. При анализе помесячного исполнения бюджета вырисовывается более позитивная картина. С мая наблюдается изменение динамики дефицита консолидированного бюджета – если в феврале-апреле происходил его рост (помесячно дефицит составил за февраль — 1,3%, за март – 2,7%, за апрель – 2,8% к ВВП), то за май дефицит консолидированного бюджета сократился до 1,5% к ВВП, а в июне бюджет сведен с профицитом в 13391,4 млн. руб., или 0,9% к ВВП, рис. 7.


 

Рис. 7. Динамика налоговой нагрузки и дефицита бюджета помесячно, %

Уровень централизации бюджетных средств в ВВП в июне 2001 года был ниже, чем в июне 1998-2000 годов и составил 35,8% к ВВП (минимальное значение в рассматриваемом периоде было в июне 1996 года – 21,5% к ВВП). Наиболее низкий уровень централизации финансовых ресурсов государства ежегодно наблюдается в августе-сентябре, что хорошо видно на графике.

Государственный долг

Внешний государственный долг Республики Беларусь за июнь месяц сократился на 3,88 млн. долл. США (0,5%) и составил на 1 июля 2001 года 761,18 млн. долл. США. Долг формируют обязательства по кредитам Правительства Республики Беларусь, погашаемым из бюджетных средств, и по кредитам предприятий, привлеченным под гарантии Правительства и погашаемым за счет их собственных средств. На кредиты Правительства приходится 363,34 млн. долл. США, или 47,7%, а под гарантии Правительства Республики Беларусь – 397,83 млн. долл. США, или 52,3%. Главными кредиторами Республики Беларусь являются Германия, Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный Валютный Фонд (МВФ), США. За июнь 2001 года произведены платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга на сумму 7,57 млн. долл. США, в том числе из бюджета — на 0,56 млн. долл. США. По состоянию на 01.07.2001 г. величина государственного внутреннего долга составила 561,8 млрд. руб., увеличившись за месяц на 4,8% (25,7 млрд. руб.) в номинальном выражении. Прирост с начала года составил 148,3 млрд. руб. Большую часть государственного внутреннего долга составляют государственные ценные бумаги – 48,9%, на обязательства Правительства приходится 35,5%. Характеризуя динамику номинального и реального внутреннего государственного долга Республики Беларусь за прошедший 2000 г. и первое полугодие 2001 г., которая представлена на рис. 8 (реальная величина внутреннего долга приведена в ценах декабря 1998 года), надо отметить следующее. Реальная величина внутреннего долга с ноября 1999 г. остается довольно постоянной, наблюдаются едва заметные колебания в 1,5-2%. В номинальном выражении внутренний долг за январь-июнь текущего года к аналогичному периоду предшествующего года вырос в 2 раза, реальная его величина — в 1,2 раза.

Рис. 8. Динамика внутреннего государственного долга Республики Беларусь за 1999 г., 2000 г. и январь-июнь 2001 г.

Рынок государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги являются важным и эффективным инструментом макроэкономического регулирования. Их выпуск — наиболее приемлемый вариант финансирования расходов государственного бюджета. Согласно закону Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2001 год» необходимо осуществить финансирование дефицита бюджета за счет привлечения средств в порядке размещения государственных ценных бумаг в сумме 60,0 млрд. руб. За январь-июнь на финансирование дефицита направлено средств в объеме 38,1 млрд. руб. Из них внешнее финансирование составило 17,9 млрд. руб. — привлечены средства нерезидентов Республики Беларусь путем заключения договоров на покупку ГКО, внутреннее финансирование – 20,2 млрд. руб. (или 33,7% годового плана). За шесть месяцев текущего года Министерством финансов осуществлено 56 выпусков государственных краткосрочных облигаций и четыре выпуска государственных долгосрочных облигаций с купонным доходом общим объемом эмиссии 297,3 млрд. руб. От реализации ГЦБ поступило средств на сумму 257,1 млрд. руб. Погашено в течение этого периода 50 выпусков ГКО на сумму 219,0 млрд. руб. Индикатор развития рынка ценных бумаг — это их доходность. Согласно существующим нормативным положениям доходность ГКО привязана к ставке рефинансирования. Среднее значение эффективности вложения денежных средств в краткосрочные облигации в первом полугодии 2001 г. равнялось 69,5%, а в июне – 59,1% годовых, что было немного выше среднемесячной ставки рефинансирования, рис. 9.


 

Рис. 9. Динамика ставки рефинансирования Нацбанка и доходности гособлигаций за 2000 г., январь-апрель 2001 г.

Процесс первичного размещения государственных облигаций в первом полугодии 2001 г. можно оценить следующим образом. Интерес (соотношение спроса по номиналу к объему эмиссии на аукционе) со стороны субъектов хозяйствования — участников финансового рынка к инвестированию свободных денежных средств в государственные ценные бумаги на протяжении всего периода был невысоким. На закрытых аукционах он колебался от 2 до 100%, однако дефицит в рублевых ресурсах ощущался.

Денежно-кредитное и валютное регулирование

При рассмотрении денежно-кредитной сферы особый интерес представляют изменения, происходящие в области валютного регулирования между Беларусью и Россией. Как видно из графика, для периода 1998-июнь 2001 гг. характерна тенденция постепенного обесценения белорусского рубля — официальный обменный курс белорусского рубля к российскому за анализируемый период понизился в 9,2 раза (с 5,160 до 47,4 белорусского рубля за 1 российский рубль – с учетом деноминации 2000 г..), рис. 10. Лишь в августе-сентябре 1998 г. наблюдалось резкое падение курса российского рубля, что было обусловлено воздействием финансового кризиса 1998 года в России.


 

Рис. 10. Сравнительная динамика обменного курса и паритета покупательной способности Республики Беларусь и Российской Федерации (с учетом деноминации 2000 года)

При этом разрыв между номинальным и реальным обменным курсом сохраняется практически на одном уровнем – если в январе 1998 года спрэд составлял 1,9%, то в июне 2001 года он сократился до 0,42%, что обусловлено достаточно стабильной разницей уровня инфляции в Беларуси и России. Резкое изменение величины обменного курса в 2000 году, связанное с политикой Национального банка РБ по сближению номинальной величины обменного курса на всех сегментах валютного рынка (за 2000 год он снизился в 3,5 раза), в текущем году сменилось более плавной динамикой – за январь-июнь величина обменного курса белорусского рубля снизилась на 12,8% и составила 47,4 белорусского рубля за 1 российский. Продолжает сохраняться тенденция значительного превышения обменного курса над ППС, хотя темпы ее роста несколько замедлились. В июне величина номинального обменного курса превысила ППС на 101,0% (в мае разрыв составлял 91,4%). Такой значительный спред наблюдался только в декабре 1998 года и был связан, как и сейчас, с политикой сближения уровней официального и рыночного обменных курсов. За июнь 2001 года при росте индекса потребительских цен на 2,1% официальный обменный курс белорусского рубля к доллару США увеличился на 1,3% и составил 1380 рубля. Рыночный обменный курс, по расчетам Нацбанка, вырос на 1,8%, составив при этом 1395 рублей за 1 доллар США. Таким образом, разница между официальным и рыночным обменным курсом продолжает оставаться незначительной – 1,1% на конец июня 2001 г. В целом официальный курс белорусского рубля снизился относительно доллара США за январь-июнь 2001 г. на 16,9% (или на 2,6% в среднем за месяц при плане 2,7%).

Бюджетное управление Министерства финансов

версия для печати