Январь - декабрь 2004 года

О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов

январь-декабрь 2004 года

Динамика ВВП и реального сектора экономики

Финансы субъектов хозяйствования

Инфляция

Потребительский рынок и доходы населения

Внешняя торговля

Государственные финансы

Рынок страховых услуг

Динамика ВВП и реального сектора экономики

По оценке Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта в 2004 году составил в текущих ценах 49,4 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 11% больше, чем в 2003 году. Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2004 год был предусмотрен рост ВВП на 9-10%. В 2003 году прирост ВВП к предыдущему году был 7%.
В 2004 году отмечалось более динамичное развитие экономики страны, чем в предыдущие годы, рис. 1. 

Рис. 1. Динамика основных макроэкономических показателей Республики Беларусь (в % к предыдущему году)

В значительной степени рост валового внутреннего продукта был обеспечен динамичным развитием промышленности, сельского хозяйства и строительства. Доля добавленной стоимости промышленности в ВВП возросла с 25,5% в 2003 году до 26,8% в 2004 году, сельского хозяйства – с 7,7 до 8,9%, строительства – с 6 до 6,5%.
В 2004 году произведено промышленной продукции, работ, услуг на сумму 47,2 трлн. рублей, или на 15,6% (в сопоставимых ценах) больше, чем в 2003 году (при прогнозе на 9-10%).
Потребительских товаров выпущено на сумму 12 трлн. рублей, что на 12,9% превышает уровень 2003 года (прогноз – на 9-10%). При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 13,3%, непродовольственных – на 12,6%.
Объем продукции сельского хозяйства в 2004 году составил 11,4 трлн. руб. и увеличился по сравнению с 2003 годом в сопоставимых ценах на 12,9% при прогнозе на 9-11%.
В 2004 году в экономику и социальную сферу республики инвестировано 10,2 трлн. рублей — на 20,2% больше, чем в предыдущем году (в сопоставимых ценах) (при прогнозных темпах прироста на 2004 год 18-20%). Доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличилась с 18,3% в 2003 году до 20,7% в 2004 году.
Наиболее значительно увеличили капитальные вложения предприятия государственной формы собственности – на 21,4% (в сопоставимых ценах), частной – на 16,9%. Основными источниками инвестиций являлись собственные средства предприятий, включая кредиты, — 57,6%. Доля бюджетного финансирования инвестиционной деятельности составила 20%, средств населения, включая кредиты, — 11,5%.
На объекты производственного назначения использовано 6,7 трлн. рублей капитальных вложений, что на 20,4% больше, чем в 2003 году. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 65,2% (в 2003 году – 66%). Финансовые вложения в объекты непроизводственного назначения возросли на 19,7%. На строительство жилых домов использовано 1,8 трлн. рублей, что на 14,4% больше, чем в 2003 году. В эксплуатацию введено 3,5 млн. квадратных метров общей площади жилых домов, что на 15,7% превышает уровень 2003 года.
Объем грузооборота предприятий транспорта за 2004 год сложился в размере 43 235,6 млн. ткм и увеличился по сравнению с 2003 годом на 4,7%. 

Финансы субъектов хозяйствования

2004 год был отмечен рядом позитивных тенденций в финансовом положении хозяйствующих субъектов страны. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг предприятий и организаций республики за 2004 год увеличилась по сравнению с 2003 годом в реальном выражении (скорректированная на индекс потребительских цен) на 18% и составила 95 трлн. рублей в текущих ценах. Оплаченная выручка составила 96,8% (в 2003 году – 96%) от всей выручки, или 92 трлн. рублей.
По итогам 2004 года прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг сложилась в размере 7,7 трлн. рублей, что в реальном выражении в 1,6 раза больше, чем в 2003 году. Рентабельность реализованной продукции и рентабельность продаж увеличились в 1,3 раза, составив 13,4 и 8,1% соответственно.
Доля нерентабельных предприятий и организаций в реальном секторе экономики сократилась с 36,2% в 2003 году до 20,9% в 2004 году, рис. 2. Сумма чистого убытка убыточных предприятий по всем отраслям экономики составила 711,4 млрд. рублей вместо 832,3 млрд. рублей в 2003 году. 

Рис. 2. Финансовые результаты деятельности организаций республики 

За 2004 год хозяйствующими субъектами республики было получено 6,5 трлн. рублей прибыли до налогообложения в текущих ценах, или 13,2% ВВП (в 2003 году – 10%). По сравнению с 2003 годом сумма прибыли до налогообложения возросла в 1,5 раза в реальном выражении. Чистая прибыль увеличилась в 1,7 раза, составив 3,8 трлн. рублей.
В 2004 году в состоянии расчетов между предприятиями и организациями сохранилась позитивная тенденция предыдущих лет – сокращение просроченной задолженности. На 1 января 2005 года предприятия и организации республики имели суммарную просроченную задолженность в размере 4,9 трлн. рублей. За 2004 год ее сумма сократилась в реальном выражении (скорректированная на индекс потребительских цен) на 16,4%. При этом просроченная задолженность по кредитам и займам, занимавшая 7,9% общей просроченной задолженности, возросла на 35,7% в реальном выражении и составила 389,1 млрд. рублей.
Доминирующую часть суммарной просроченной задолженности субъектов хозяйствования страны занимала просроченная кредиторская задолженность – 92,1%. Ее сумма на 1 января 2005 года составила 4,6 трлн. рублей, или 25,4% всего объема кредиторской задолженности (вместо 35,8% на 1 января 2004 года). По сравнению с началом 2004 года сумма накопленной просроченной задолженности сократилась в реальном выражении на 19,1%.
Общая просроченная кредиторская задолженность по республике на 44% состояла из задолженности промышленных предприятий, 21,7% — предприятий сельского хозяйства, 8,3% — жилищно-коммунального хозяйства.
Сумма просроченной дебиторской задолженности на 1 января 2005 года составила 3,8 трлн. рублей, или 29,8% общей суммы дебиторской задолженности вместо 43,3% на 1 января 2004 года. По сравнению с началом 2004 года она сократилась в реальном выражении на 20,8%.
Просроченная кредиторская задолженность по республике на 20,2% превышала просроченную дебиторскую, в том числе в промышленности – на 32%.
Сокращение удельного веса неденежной формы расчетов в оплаченной выручке от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2004 году по сравнению с 2003 годом позволило увеличить платежеспособность предприятий. На 1 января 2005 года денежные средства на счетах предприятий составили 48,8% от суммы просроченной кредиторской задолженности, что в 2,1 раза выше, чем на 1 января 2004 года.
Внешняя просроченная кредиторская задолженность за 2004 год в реальном выражении сократилась на 16% и составила на 1 января 2005 года 679,5 млрд. рублей. Внешняя просроченная дебиторская задолженность белорусским предприятиям была в 2,7 раза меньше.
Сумма накопленной просроченной задолженности белорусских предприятий хозяйствующим субъектам стран СНГ (349,8 млрд. рублей) занимала 51,5% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и превысила просроченную дебиторскую задолженность предприятий стран Содружества предприятиям республики в 2,1 раза.
На просроченную задолженность белорусских предприятий субъектам хозяйствования России, основного торгового партнера республики, приходилось 48,8% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и 94,8% просроченной задолженности странам СНГ. Ее сумма составила 331,5 млрд. рублей, что на 27,7% меньше (в реальном выражении), чем на начало 2004 года. В просроченной задолженности предприятиям Беларуси просроченная задолженность российских предприятий (132,3 млрд. рублей) занимала 52,8% и 80,7% просроченной задолженности предприятий стран СНГ. 

 

Инфляция на потребительском рынке за 2004 год составила 14,4%, или 1,1% в среднемесячном исчислении, что соответствует прогнозу на 2004 год (1,1-1,4%). В 2003 году потребительские цены увеличивались в среднем на 1,9% в месяц. Среднегодовой индекс потребительских цен за прошедший год по сравнению с 2003 годом составил 118,1%, рис. 3.
Основной вклад в рост сводного индекса потребительских цен за 2004 год – 9,2% прироста сводного индекса – внесли высокие темпы роста цен на продовольственные товары (на 16,3%). Непродовольственные товары подорожали на 6,9%, что привело к увеличению сводного индекса потребительских цен на 1,5%. Тарифы на платные услуги возросли на 17,2%, увеличив прирост сводного индекса цен на 3,7%. 

Рис. 3. Динамика сводных индексов цен 

Цены производителей промышленной продукции за 2004 год возросли на 19%, строительно-монтажные работы подорожали на 24,6%. В среднем за месяц прирост цен производителей промышленной продукции составил 1,5%, цен на строительно-монтажные работы – 1,8% вместо 2,1 и 2,3%, соответственно, за 2003 год. Среднегодовой индекс цен производителей промышленной продукции в 2004 году по отношению к 2003 году сложился на уровне 124,2%, цен на строительно-монтажные работы – 127%.
Выше чем в среднем по промышленности темпы прироста цен были в черной металлургии и нефтехимической промышленности, продукция которых дорожала на 2,3 и 1,8% в среднем за месяц. В легкой и химической промышленности цены увеличивались на 1 и 1,1% в месяц, рис. 4. 
 

1 Электроэнергетика 4 Химическая 7 Лесная, деревообр. и целлюлозноумажная
2 Топливная 5 Нефтехимическая 8 Легкая
3 Черная металлургия 6 Машиностроение и металлообработка 9 Пищевая
Рис. 4. Прирост цен в целом и по отраслям промышленности за 2004 года. 

Потребительский рынок и доходы населения

За 2004 год розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации составил 19,5 трлн. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 12,1% по сравнению с 2003 годом (при прогнозе его роста на 2004 год — на 8-9%). Розничный товарооборот торговли составил 18,5 трлн. рублей, организаций общественного питания – 1,0 трлн. рублей, или соответственно 112% и 114,2% к уровню 2003 года.
В структуре розничного товарооборота 63% приходилось на торговые организации, доля продажи товаров индивидуальными предпринимателями и физическими лицами составила 37%, из них торгующими в обустроенных помещениях – 7%. Из общего объема розничного товарооборота в 2004 году на долю частной собственности приходилось 81,3 %, государственной – 16,8% и иностранной собственности — 1,9% (в 2003 году — соответственно 79,8; 18,4 и 1,8). При этом удельный вес продовольственных товаров занимал 56%, непродовольственных — 44% вместо 60 и 40% в 2003 году. Доля продажи товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота в 2004 году составила 79,7%, в том числе продовольственных – 86,2%, непродовольственных – 69,7%.
За 2004 год объем платных услуг, оказываемых населению через все каналы реализации, сложился в размере 5,2 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 12,9% больше уровня 2003 года, при прогнозе роста на 2004 год 9-10%. В отличие от розничного товарооборота организациями государственной формы собственности оказано 68,5% от общего объема платных услуг, частной – 31,2%. Юридическими лицами оказано платных услуг на 4,9 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 12,4% больше, чем в 2003 году. Объем бытовых услуг через все каналы реализации за 2004 год составил 597,2 млрд. рублей и увеличился на 16,3% по сравнению с 2003 годом. Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими сеть организаций бытового обслуживания населения, оказано бытовых услуг на 396 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 111,7% к уровню 2003 года.
В 2004 году денежные доходы населения составили 35,5 трлн. рублей и выросли по сравнению с 2003 годом на 34,1% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 18,1%. В реальном выражении денежные доходы населения возросли по сравнению с 2003 годом на 13,6% (при прогнозе роста на 8-9%), а реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом налогов и добровольных взносов, скорректированные на индекс потребительских цен) — на 13,7%. В декабре 2004 г. по сравнению с декабрем 2003 года реальные денежные доходы увеличились на 22,3%, по сравнению с ноябрем 2004 года – на 19,3%.

Структура денежных доходов населения представлена ниже (в процентах к итогу): 

  2003 г. 2004 г.
Всего денежных доходов в том числе: 100 100
оплата труда работников 46,9 49,3
социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и проч.) 17,7 18,1
доходы от собственности 1,5 1,4
доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы 33,9 31,2
 

Денежные расходы и сбережения населения в 2004 году составили 35,3 трлн. рублей. Из них на покупку товаров и оплату услуг население израсходовало 25,7 трлн. рублей (72,9% от общей суммы денежных расходов и сбережений), оплату налогов и добровольных взносов – 3,4 трлн. рублей (9,7%), накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, покупку валюты и другие расходы – 6,2 трлн. рублей (17,4%).
Основным источником дохода для большей части населения по-прежнему является заработная плата по основному месту работы. За 2004 год начисленная среднемесячная заработная плата работников по отраслям экономики республики составила 350,2 тыс. рублей, что в реальном выражении на 16,8% больше, чем за 2003 год (в том числе за декабрь – 434,9 тыс. руб., реальный рост к декабрю 2003 года — 26,5%).
При этом по отраслям экономики сохраняются значительные различия в оплате труда. В отраслях материального производства наиболее низкий уровень заработной платы в 2004 году наблюдался в сельскохозяйственном производстве – 193,9 тыс. рублей, что в 1,8 раза ниже, чем в среднем по республике; а самый высокий – в нефтеперерабатывающей промышленности – 798,5 тыс. рублей, что в 2,3 раза выше, чем в среднем по республике. Таким образом, в реальном секторе экономики разрыв между нижней и верхней границами в оплате труда в 2004 году составлял 4 раза. В непроизводственной сфере лидером по начисленной среднемесячной заработной плате за 2004 год являлись банки – 634,3 тыс. рублей, аутсайдером — младший медицинский персонал в здравоохранении с зарплатой в 194,7 тыс. рублей, разрыв составил 3,3 раза, рис. 5. При этом зарплата врачей в 2004 году составила 513,3 тыс. рублей, что в 1,5 раза выше, чем в среднем по республике, профессорско-преподавательского состава – 515,1 тыс. рублей (в 1,5 раза выше). 
 

1 промышленность 6 торговля и общепит 11 наука и научное обслуживание
2 сельское хозяйство 7 здравоохранение 12 банки
3 транспорт 8 социальное обеспечение 13 страхование
4 связь 9 образование  
5 строительство 10 культура и искусство  
Рис. 5. Среднемесячная начисленная заработная плата по отраслям экономики за 2004 год, тыс. рублей 

Внешняя торговля

В 2004 году объем внешней торговли товарами и услугами, по данным Министерства статистики и анализа, составил 32 814,9 млн. долл. США, что на 37,1% больше уровня 2003 года (при прогнозе на 12,2-13,2%), в том числе экспорт – 15 482,5 млн. долл. США, импорт – 17 332,4 млн. долл. США. По сравнению с 2003 годом экспорт товаров и услуг возрос на 35,2% (прогноз –на 12-13%), импорт – на 38,7% (прогноз – на 12,5-13,5).
Рост внешнеторгового оборота сопровождался увеличением отрицательного сальдо внешнеторговых операций. По итогам 2004 года в целом оно сложилось в размере 1 849,9 млн. долл. США. При этом в торговле товарами дефицит составил 2 593,8 млн. долл., а в торговле услугами положительное сальдо достигло 743,9 млн. долл. США.
Основу внешней торговли республики по-прежнему составляет торговля товарами – 91,7% общей суммы торговли товарами и услугами. Стоимостной объем внешнего товарооборота в 2004 году составил 30 097,2 млн. долл. США, или 140% к уровню 2003 года. Объем торговли со странами СНГ увеличился на 41,7%, со странами дальнего зарубежья – на 37,1%.
За 2004 год экспортировано товаров на сумму 13 751,7 млн. долл. США, что на 38,3% больше, чем за 2003 год (при прогнозе на 12-13%), рис. 6. Значительный рост стоимости экспорта в прошедшем году стал результатом увеличения его физического объема на 15% и средних цен на экспортируемые товары на 20,2%. Более половины (53,1%) белорусского экспорта приходилось на страны СНГ. Объем экспорта в эти страны возрос на 34,2% по сравнению с 2003 годом, в страны дальнего зарубежья – на 41,4%. 

Рис. 6. Консолидированный торговый баланс

Стоимостной объем экспорта товаров в Российскую Федерацию в 2004 году увеличился относительно 2003 года на 32,4% и составил 6 463 млн. долл. США. Такой рост экспортных потоков был обеспечен как увеличением физических объемов (на 15,1%), так и средних цен экспорта (на 15%). Экспорт белорусских товаров на российские рынки занял 47% общего объема экспорта. Импорт российских товаров в прошедшем году вырос по сравнению с 2003 годом на 46,6% в результате роста цен на импортируемые товары на 22% и физического объема импорта на 20,1%, составив 11 142,6 млн. долл. США. В структуре импортных потоков на долю России приходилось 68,2%. Сальдо в торговле с Российской Федерацией сложилось отрицательным в размере 4 679,6 млн. долл. США, что в 1,7 раза больше, чем в 2003 году. Суммарный объем взаимной торговли с Россией по итогам 2004 года составил 17 605,6 млн. долл. США что на 41,1% выше уровня 2003 года.
Товарные потоки из других стран СНГ увеличились на 48,5%, из стран дальнего зарубежья – на 29,4%. При этом положительное сальдо экспортно-импортных операций с последними возросло в 1,9 раза и составило 1 916,5 млн. долл. США.
В целом по республике дефицит внешней торговли товарами сложился в размере 2 593,8 млн. долл. США и увеличился по сравнению с 2003 годом в 1,6 раза.
Географическое распределение внешней торговли в 2004 году, сложившееся в последние годы, не претерпело особых изменений. В прошедшем году 63,5% общего объема экспортно-импортных операций приходилось на страны СНГ (вместо 62,7% в 2003 году), и около 75% товарооборота страны – на пять основных торговых партнеров, табл. 1. При этом доля товарооборота с Россией увеличилась на 0,5 процентных пункта по сравнению с 2003 годом и составила 58,5%. В последние два года сокращается доля товарооборота с Германией одновременно с ростом удельного веса Украины и Польши в торговом обороте республики. 

Таблица 1
Основные торговые партнеры республики (в % от общего товарооборота) 

  1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Россия 55,6 58,6 59,4 57,9 58 58,5
Украина 5,5 5,7 4,5 3,3 3,3 3,6
Германия 7,2 5,2 5,4 6,1 5,8 5,3
Польша 3,4 3,1 2,9 2,9 3,6 4,0
Великобритания 1,0 1,3 1,8 3,3 4,7 4,2
Итого 72,7 73,9 74,0 73,5 75,4 75,6
 

В 2004 году значительно сократилась по сравнению с предыдущим годом доля бартерных поставок во внешней торговле страны. На бартерные операции приходилось 1,9% общего объема белорусского экспорта и 1,4% импорта товаров вместо 4% экспорта и 3% импорта в 2003 году.
По данным Национального банка, внешний оборот услуг за 2004 год составил 2 717,7 млн. долл. США (экспорт – 1 730,8 млн. долл., импорт – 986,9 млн. долл.). Рост оборота услуг по сравнению с 2003 годом на 11,4% сопровождался увеличением экспорта услуг на 15,1% (при прогнозе на 12%) и импорта их на 5,6% (прогноз – 11%). В торговле услугами сложилось положительное сальдо в размере 743,9 млн. долл. США.
Торговля услугами более динамично развивалась со странами Содружества, прирост составил 22% по сравнению с 2003 годом, в том числе с Россией – 21,1%. Со странами вне СНГ объемы торговли услугами увеличились на 4,7%. В общем объеме экспорта услуг республики на долю экспорта в страны дальнего зарубежья приходилось 64% и 46% — общего объема импорта услуг. 

Государственные финансы

За январь-декабрь 2004 года в консолидированный бюджет поступило, по предварительным данным, 22,1 трлн. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Без учета ФСЗН доходы консолидированного бюджета сложились в сумме 16,7 трлн. рублей. Из них на долю НДС, акцизов и прямых налогов на доходы и прибыль приходится 51%. При этом около четверти всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость — 22,9%.
Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 22,0 трлн. рублей, без учета ФСЗН – 16,8 трлн. рублей. В реальном выражении это на 11,4% больше, чем за 2003 год, при реальном росте доходов за этот же период на 15,6%. Дефицит консолидированного бюджета без учета ФСЗН составил за 2004 год 170,2 млрд. рублей, или 0,3% к ВВП (за 2003 год дефицит был в размере 1,6% ВВП), профицит по ФСЗН – 190,7 млрд. рублей, или 0,4% ВВП. Таким образом, по консолидированному бюджету с учетом доходов и расходов ФСЗН сложился профицит в размере 20,5 млрд. рублей, или 0,04% ВВП.

Доходы и расходы консолидированного бюджета в динамике представлены на рис. 7 (для сопоставимости ряда – без учета ФСЗН).
 

Рис. 7. Динамика номинальных ежемесячных темпов роста доходов и расходов консолидированного бюджета без ФСЗН в 2003 — 2004 гг., % (январь 2003 – 2004 гг. = 100%)
Величина бюджетной напряженности зависит от расхождения кривых доходов и расходов. Как видно из рисунка, лезвия бюджетных “ножниц” в декабре 2004 года “раскрылись”, что говорит о наличии бюджетной напряженности в конце года — если в ноябре 2004 года дефицит номинальных ежемесячных показателей составлял 25,2 процентных пункта, то в декабре – уже 138,8 п.п. На графике, иллюстрирующем динамический ряд ежемесячных темпов роста номинальных доходов и расходов за период 2003 – 2004 гг., наблюдается ситуация, когда темпы роста номинальных доходов в декабре 2004 года снизились по сравнению с декабрем 2003 года на 26 процентных пунктов, а расходов – остались на том же уровне. При этом на протяжении года сохранялась тенденция превышения темпов роста ежемесячных расходов над доходами.
Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП (с учетом недоимки, но без учета ФСЗН) за 2004 год по сравнению с 2003 годом практически не изменилась: 34,1% в 2003 году и 34,2% — в 2004 году. При этом удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП увеличился с 33,4 до 33,7% в сравниваемых периодах при сокращении удельного веса недоимки с 0,7 до 0,5% ВВП *. Удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, но без учета ФСЗН) снизился с 2% на 1.01.2004 г. до 1,4% на 1.01.2005 г., табл. 2.

* Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП

Таблица 2 
Динамика централизации доходов консолидированного бюджета 

Показатели Ед. изм. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
1. Валовой внутренний продукт млрд. руб. 17173,2 26138,3 36564,8 49445,2
2. Доходы консолидированного бюджета (с государственными внебюджетными и бюджетными целевыми фондами, без ФСЗН) млрд. руб. 5747,1 8636,1 12210,6 16669,1
3. Недоимка по доходам и поступлениям млрд. руб. 134,2 218,6 250,0 235,2
4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам консол. бюджета (с гос. целевыми фондами) % 2,3 2,5 2,0 1,4
5. Общая совокупная налоговая нагрузка (централизация) % 34,3 33,9 34,1 34,2
в том числе:          
уд. вес доходов конс. бюджета в ВВП % 33,5 33,0 33,4 33,7
уд. вес недоимки в ВВП % 0,8 0,9 0,7 0,5

Рассмотрим результаты экономико-статистического анализа эластичности доходов и расходов бюджета от индекса потребительских цен (ИПЦ). За январь-декабрь 2004 г. коэффициент эластичности инфляционной части доходов бюджета от уровня потребительских цен сократился по сравнению с 2003 г. на 0,03 процентных пункта и составил 1,35, а расходов – увеличился на 0,2 п.п., составив 2,18. Другими словами, если за январь-декабрь 2003 года прирост индекса потребительских цен на 1% приводил к увеличению инфляционной части доходов бюджета на 1,38%, то за январь-декабрь 2004 года – на 1,35%. В то же время эластичность расходной части характеризуется более высокими показателями: на каждый процент прироста индекса потребительских цен в январе-декабре 2003 года приходилось 1,98% прироста расходов бюджета, а в январе-декабре 2004 года – уже 2,18%. Следовательно, инфляция, вызывая незначительный рост налоговых платежей, одновременно стимулирует государственные расходы, причем, как видно из таблицы 3, в опережающем порядке. В идеале разрыв между темпами роста инфляционных расходов и доходов должен стремиться к нулю или отрицательному значению. В 2000 году этот разрыв был наиболее низок за последние пять лет. 

Таблица 3 

Динамика коэффициента эластичности инфляционной части доходов и расходов бюджета в зависимости от уровня потребительских цен за январь-декабрь 2000-2004 гг., % 

Коэффициент эластичности 2000
январь-декабрь
2001
январь-декабрь
2002
январь-декабрь
2003
январь-декабрь
2004
январь-декабрь
- доходов 1,62 1,15 1,63 1,38 1,35
- расходов 1,79 1,40 1,75 1,98 2,18
- разрыв между темпами роста инфляционных расходов и доходов +0,17 +0,25 +0,12 +0,60 +0,83
 

В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2004 год, на основе которого разрабатывался бюджет на 2004 год, индекс роста потребительских цен (ИПЦ) должен был составлять 1,1-1,4 процента в среднем за месяц. Фактическое значение ИПЦ за 2004 год сложилось в размере 1,1 процента в среднем за месяц. Таким образом, фактический индекс роста потребительских цен оказался на нижней границе прогнозного уровня, поэтому сверхплановых инфляционных доходов бюджет не получил.
Одним из факторов измерения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений (без учета ФСЗН) к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2004 год энергетичность доходов составила 1,04, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 4,6 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что за 2003 год энергетичность доходов была 1,03).
Расходы консолидированного бюджета за 2004 год профинансированы в сумме 16 839,3 млрд. рублей без ФСЗН, расходы Фонда социальной защиты населения составили 5 197,1 млрд. рублей.
По сравнению с 2003 годом в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Значительный реальный прирост наблюдался по расходам на государственное управление и местное самоуправление – 25,7%; поддержку отраслей реального сектора экономики – 25,6; государственные целевые бюджетные фонды – 20,4; правоохранительную деятельность – 18,9; капитальные вложения – 18,4; науку – 17%, табл. 4.

Таблица 4
Реальные темпы роста расходов консолидированного бюджета (в % к предыдущему году, скорректировано по индексу потребительских цен) 

  2001 2002 2003 2004
Расходы бюджета — всего 115,6 101,1 114,8 111,4
в том числе:        
Управление 121,1 104,9 116,2 125,7
Оборона 127,6 99,1 113,0 106,1
Правоохранительная деятельность 124,2 97,0 111,7 118,9
и обеспечение безопасности        
Наука 115,7 93,3 118,8 117,0
Реальный сектор экономики 106,4 86,1 135,1 122,5
Жилищно-коммунальное хозяйство 112,4 95,4 120,3 105,1
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 128,1 94,1 99,2 105,9
Образование 122,6 109,9 105,4 108,7
Здравоохранение 119,6 102,7 110,5 112,1
Социальная политика 144,2 125,1 108,1 113,0
Физическая культура и спорт 112,1 93,5 122,0 118,0
Обслуживание государственного долга 94,1 86,6 88,4 101,5
Капитальные вложения 92,2 90,0 138,5 118,8
Целевые бюджетные фонды 110,9 95,1 114,5 120,4
 

Все это обусловило основные отклонения в функциональной структуре расходов консолидированного бюджета. В 2004 году по сравнению с 2003 годом наиболее значительно выросла доля расходов государственных целевых бюджетных фондов – с 15,5% до 16,8% и доля прямых расходов бюджета на реальный сектор экономики (без жилищно-коммунального хозяйства) – с 6,4% до 7,2%, рис. 8.
 

Рис. 8. Функциональная структура расходов бюджета (без ФСЗН), в процентах к итогу

Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) за 2004 год составили 8 872 млрд. руб., или 122,7% (в реальном выражении) к уровню 2003 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 9 123 млрд. руб., что реально составляет 115,3% к уровню 2003 года. Доходы Фонда социальной защиты населения сложились в размере 5 387,8 млрд. руб., расходы – 5 197,1 млрд. руб.
Финансирование по всем разделам республиканского бюджета в разрезе функциональной классификации было осуществлено выше уровня 2003 года. Наиболее значительно возросли расходы целевых бюджетных фондов (на 50,3%), на финансирование реального сектора экономики (на 27%), предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (на 25%). В результате в структуре расходов республиканского бюджета увеличилась доля целевых бюджетных фондов с 16,7% в 2003 году до 21,8% в 2004 году, расходов на реальный сектор экономики – с 2 до 2,3% соответственно.
За 2004 год превышение расходов республиканского бюджета (с учетом ФСЗН) над доходами составило 60,2 млрд. рублей, или 0,1% к ВВП. 

Рынок страховых услуг

В настоящее время на страховом рынке Республики Беларусь действуют 29 страховых организации и 10 страховых брокеров.
Среднесписочная численность работников страховых организаций за 2004 год составила 11 731 человек, в том числе штатных работников – 4 487.
За 2004 год поступило страховых взносов по прямому страхованию и сострахованию на общую сумму 388,3 млрд. рублей (за 2003 год – 215,4 млрд. рублей), при этом доля Белгосстраха в общей сумме собранных страховых взносов составила 62,6 %.
Сумма собранных страховыми организациями взносов (скорректированных с учетом инфляции) за 2004 год по сравнению с 2003 годом увеличилась на 52,6 %, табл. 5. 

Таблица 5 
Реальный прирост за 2004 год (скорректированный с учетом инфляции) собранных взносов по сравнению с 2003 годом 

Показатель Страховые взносы
Январь
2004 г.
Янв-
февр2004 г.
Янв-
март
2004 г.
Янв-
апр 
2004 г.
Янв-
май
2004.
Янв-
июнь
2004 г.
Янв-
июль
2004 г.
Янв-
авг
2004 г.
Янв-
сент
2004 г.
Янв-
окт
2004 г.
Янв-
ноя
2004 г.
Янв-
дек
2004г.
Абсолютный прирост, млрд. руб. 4,5 14,5 25,1 36,0 46,4 56,8 66,8 80,2 92,5 105,7 120,9 133,9
Относительный прирост, % 26,3 43,4 47,5 48,5 49,0 48,9 47,1 48,2 47,9 48,8 51,7 52,6
 

Страховые выплаты за указанный период составили 151,5 млрд. рублей (за 2003 год – 79,5 млрд. рублей), или 39% от суммы поступивших страховых взносов, рис. 9. Из них 100,3 млрд. рублей (66,2 % общей суммы выплат) приходилось на долю Белгосстраха (за 2003 год – 46,5 млрд. рублей и 58,5 % соответственно).
 

Рис. 9. Выплачено страхового возмещения и обеспечения (млрд. руб., скорректированных с учетом инфляции) 

Реальный прирост (скорректированный с учетом инфляции) выплаченного страховыми организациями возмещения и обеспечения за 2004 год по сравнению с 2003 годом составил 61,4 %. 
 

Главное управление бюджетной политики

версия для печати