Январь - сентябрь 2004 года

О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов

январь-сентябрь 2004 года

Динамика ВВП и реального сектора экономики

Финансы субъектов хозяйствования

Инфляция

Потребительский рынок и доходы населения

Внешняя торговля

Государственные финансы

Рынок страховых услуг

Динамика ВВП и реального сектора экономики

По оценке Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за январь-сентябрь 2004 года составил в текущих ценах 35,1 трлн. рублей. Реальный объем производства ВВП (в сопоставимых ценах) был на 10,8% выше, чем в январе-сентябре 2003 года (в январе-сентябре 2003 года прирост ВВП по отношению к январю-сентябрю 2002 года составлял 6%). Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2004 год предусмотрен рост ВВП на 9-10%, на январь-сентябрь – на 9%.
В январе-сентябре текущего года отмечается увеличение по сравнению с январем-сентябрем 2003 года темпов роста основных макроэкономических показателей развития страны, рис 1.

Рис. 1. Изменение основных показателей развития экономики в % к соответствующему периоду предыдущего года (экспорт и импорт – январь-август 2004 г. к январю-августу 2003 г. и январь-август 2003 г. к январю-августу 2002 г.)

В значительной степени рост валового внутреннего продукта был обеспечен динамичным развитием промышленности, сельского хозяйства и строительства. Доля добавленной стоимости промышленности в ВВП возросла с 25,7% в январе-сентябре 2003 года до 27,5% в январе-сентябре текущего года, сельского хозяйства – с 7,7 до 9,2%, строительства – с 5,5 до 6,2%.
В январе-сентябре 2004 года произведено промышленной продукции, работ, услуг на сумму 34,3 трлн. рублей, или на 15,7% (в сопоставимых ценах) больше, чем за аналогичный период 2003 года (при прогнозе на год – 9-10%, на январь-сентябрь – 8%).
Потребительских товаров выпущено на сумму 8,8 трлн. рублей, что на 13,6% превышает уровень января-сентября 2003 года (прогноз на год – 9-10%). При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 13,7%, непродовольственных – на 14,1%.
В январе-сентябре текущего года в экономику и социальную сферу республики инвестировано 6,5 трлн. рублей — на 20% больше, чем в январе-сентябре прошлого года (в сопоставимых ценах) (при прогнозных темпах прироста на 2004 год 18-20%, на январь-сентябрь – 22%). Доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличилась с 16,6% в январе-сентябре 2003 года до 18,6% в январе-сентябре 2004 года.
Наиболее значительно увеличили капитальные вложения предприятия государственной формы собственности – на 23,6% (в сопоставимых ценах), частной – на 15,4%. Основными источниками инвестиций являлись собственные средства предприятий, включая кредиты, — 57,3%. Доля бюджетного финансирования инвестиционной деятельности составила 20,1%, средств населения, включая кредиты, — 13,2%.
На объекты производственного назначения использовано 4,1 трлн. рублей капитальных вложений, что на 18,3% больше, чем в январе-сентябре 2003 года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 63,1% (как и в январе-сентябре2003 г.). Финансовые вложения в объекты непроизводственного назначения возросли на 21,3%. На строительство жилых домов использовано 1,3 трлн. рублей, что на 13,6% больше, чем в январе-сентябре 2003 года.
Объем грузооборота предприятий транспорта за январь-сентябрь 2004 года сложился в размере 32 004,6 млн. ткм и увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2003 года на 5,4%.

Финансы субъектов хозяйствования

В текущем году отмечается ряд позитивных тенденций в финансовом положении хозяйствующих субъектов страны. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг предприятий и организаций республики за январь-август 2004 года увеличилась по сравнению с тем же периодом прошлого года в реальном выражении (скорректированная на индекс потребительских цен) на 19,5% и составила 60,4 трлн. рублей в текущих ценах. Оплаченная выручка составила 95,3% (в январе-августе 2003 года – 94,4%) от всей выручки, или 57,6 трлн. рублей.
По итогам восьми месяцев прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг сложилась в размере 5,1 трлн. рублей, что в реальном выражении в 1,7 раза больше, чем в январе-августе 2003 года. Рентабельность реализованной продукции и рентабельность продаж увеличились в 1,4 раза, составив 13,9 и 8,4% соответственно.
В январе-августе 2004 года 3 435 организаций, или 29,4% от их общего числа, по результатам деятельности получили чистый убыток. Сумма чистого убытка убыточных предприятий по всем отраслям экономики составила 574,2 млрд. рублей вместо 615,7 млрд. рублей в январе-августе 2003 года. Доля нерентабельных предприятий и организаций в реальном секторе экономики сократилась в 1,4 раза, рис. 2.

Рис. 2. Финансовые результаты деятельности предприятий и организаций республики в январе-августе 2003-2004 гг.

За восемь месяцев текущего года хозяйствующими субъектами республики было получено 4,2 трлн. рублей прибыли до налогообложения в текущих ценах, или 13,7% ВВП за январь-август (в январе-августе 2003 года – 9,7%). По сравнению с тем же периодом 2003 года сумма прибыли до налогообложения возросла в 1,6 раза в реальном выражении. Чистая прибыль увеличилась в 1,8 раза, составив 2,4 трлн. рублей. Более 60% прибыли до налогообложения занимала прибыль предприятий промышленности, рис. 3.

 

Рис. 3. Структура прибыли до налогообложения в январе-августе 2004 г.

На 1 сентября 2004 года предприятия и организации республики имели суммарную просроченную задолженность в размере 5 трлн. рублей. За восемь месяцев текущего года ее сумма сократилась в реальном выражении (скорректированная на индекс потребительских цен) на 11,9%. При этом просроченная задолженность по кредитам и займам, занимавшая 6,3% общей просроченной задолженности, возросла на 14,9% в реальном выражении и составила 313,5 млрд. рублей.
Доминирующую часть суммарной просроченной задолженности субъектов хозяйствования страны занимала просроченная кредиторская задолженность – 93,7%. В текущем году отмечается тенденция сокращения просроченной кредиторской задолженности как по сравнению с началом года, так и по сравнению с тем же периодом прошлого года. Ее сумма на 1 сентября 2004 года составила 4,6 трлн. рублей, или 26,8% всего объема кредиторской задолженности (вместо 37,3% на 1 сентября 2003 года). По сравнению с началом 2004 года сумма накопленной просроченной задолженности сократилась в реальном выражении на 13,3%.
Задолженность промышленных предприятий формировала 42,5% общей просроченной кредиторской задолженности по республике, предприятий сельского хозяйства – 21,5%, жилищно-коммунального хозяйства – 7,9%.
Сумма просроченной дебиторской задолженности на 1 сентября 2004 года составила 3,7 трлн. рублей, или 29,2% общей суммы дебиторской задолженности вместо 41,1% на 1 сентября 2003 года. По сравнению с началом текущего года она сократилась в реальном выражении на 19,5%.
Просроченная кредиторская задолженность по республике на 26,6% превышала просроченную дебиторскую, в том числе в промышленности – на 40,5%.
Сокращение удельного веса неденежной формы расчетов в оплаченной выручке от реализации товаров, продукции, работ, услуг в январе-августе 2004 года по сравнению с январем-августом 2003 года позволило увеличить платежеспособность предприятий. На 1 сентября 2004 года денежные средства на счетах предприятий составили 42,3% от суммы просроченной кредиторской задолженности, что в 2,1 раза выше, чем на ту же дату 2003 года.
Внешняя просроченная кредиторская задолженность за январь-август текущего года в реальном выражении сократилась на 6,4% и составила на 1 сентября 2004 года 721,1 млрд. рублей. Внешняя просроченная дебиторская задолженность белорусским предприятиям была в 2,8 раза меньше.
Сумма накопленной просроченной задолженности белорусских предприятий хозяйствующим субъектам стран СНГ (341,3 млрд. рублей) занимала 47,3% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и превысила просроченную дебиторскую задолженность предприятий стран Содружества предприятиям республики в 2 раза.
На просроченную задолженность белорусских предприятий субъектам хозяйствования России, основного торгового партнера республики, приходилось 44,6% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и 94,3% просроченной задолженности странам СНГ. Ее сумма составила 321,7 млрд. рублей, что на 26,3% меньше (в реальном выражении), чем на начало года. В просроченной задолженности предприятиям Беларуси просроченная задолженность российских предприятий (146,4 млрд. рублей) занимала 56,5% и 86,7% просроченной задолженности предприятий стран СНГ.

Инфляция

В сентябре 2004 года потребительские цены по отношению к августу выросли на 0,1%, что на 1,6 процентных пункта ниже значения сентября 2003 года, рис. 4. При этом цены на продовольственные товары снизились на 0,1%, что привело к такому же снижению и сводного индекса потребительских цен. Непродовольственные товары подорожали на 0,6%. Рост цен на товары этой группы вызвал прирост сводного индекса потребительских цен на 0,1%. Тарифы на платные услуги возросли на 0,3%, дав 0,1% прироста сводного индекса цен.

Рис. 4. Динамика сводных индексов цен

Всего за девять месяцев 2004 года инфляция на потребительском рынке составила 9% против 18,4% за аналогичный период предыдущего года. Среднемесячный прирост цен за январь-сентябрь 2004 года (1%) был в 1,9 раза ниже, чем за тот же период 2003 года.
Цены производителей промышленной продукции за сентябрь 2004 года относительно августа возросли на 1%, строительно-монтажные работы подорожали так же на 1%. Прирост цен производителей промышленной продукции за девять месяцев 2004 года составил 15,9%, цен на строительно-монтажные работы – 19,5% вместо 21,6 и 22,9%, соответственно, за тот же период 2003 года.
Ценовая ситуация в промышленности в сентябре определялась в основном ускорением роста цен в черной металлургии, продукция которой подорожала на 5,7%. В электроэнергетике и легкой промышленности цены увеличились на 0,1% относительно августа, рис. 5.

1 Электроэнергетика 6 Машиностроение и металлообработка  
2 Топливная 7 Лесная, деревообр. и целлюлозно-бумажная  
3 Черная металлургия 8 Легкая  

Рис. 5. Прирост цен в целом и по отраслям промышленности за январь-сентябрь 2004 года.

Потребительский рынок и доходы населения>

В январе-сентябре 2004 года розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации составил 13,9 трлн. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 11,3% по сравнению с январем-сентябрем 2003 года (при прогнозе его роста на 2004 год — на 8-9%, на 9 месяцев 2004 года — на 7,5%). Розничный товарооборот торговли составил 13,2 трлн. рублей, предприятий общественного питания – 719,3 млрд. рублей, или соответственно 111,2% и 114,2% к уровню 9 месяцев 2003 года.
В структуре розничного товарооборота 63% приходилось на торговые предприятия, доля продажи товаров индивидуальными предпринимателями и физическими лицами составила 37%, из них торгующими в обустроенных помещениях — 7%. Однако если темп роста объемов товарооборота торговых предприятий составлял 14,2%, то товарооборот индивидуальных предпринимателей, торгующих в обустроенных помещениях, рос высокими темпами — 37,4% к январю-сентябрю прошлого года. Из общего объема розничного товарооборота на долю частной собственности приходилось 80,5%, государственной – 17,6% и иностранной собственности — 1,9% (в январе-сентябре 2003 г. — соответственно 79,1; 19,2 и 1,7). При этом удельный вес продовольственных товаров занимал 57%, непродовольственных — 43%, что несколько отличается от структуры продаж января-сентября 2003 года (61 и 39%).
За 9 месяцев 2004 года объем платных услуг, оказываемых населению через все каналы реализации, сложился в размере 3,8 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 13,3% больше уровня января-сентября 2003 года, при прогнозе роста на 2004 год 9-10%, а на январь-сентябрь 2004 года — 8%. В отличие от розничного товарооборота организациями государственной формы собственности оказано 69,3% от общего объема платных услуг, частной -30,4%. Объем бытовых услуг, оказанных населению через все каналы реализации, в январе-сентябре 2004 г. составил 424,8 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 16,9% больше, чем в январе-сентябре прошлого года. Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими сеть организаций бытового обслуживания населения, оказано бытовых услуг на 284,7 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах на 11,1% больше, чем за 9 месяцев 2003 г.
В январе-августе 2004 года денежные доходы населения составили 21,2 трлн. рублей (в расчете на душу населения – 269 тыс. рублей) и выросли по сравнению с январем-августом 2003 года на 34,5% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 19,9%. В реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен) денежные доходы населения по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 12,2%, а реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом налогов и добровольных взносов) возросли по сравнению с январем-августом 2003 года на 12,1% (при прогнозе на год 8-9%). В августе 2004 года по сравнению с августом 2003 года реальные денежные доходы увеличились на 10,2%, по сравнению с июлем 2004 года снизились на 1,2%.

Структура денежных доходов населения за январь-август 2004 года представлена ниже (в процентах к итогу):

  Январь-август
2004 г.
Январь-август
2003 г.
Всего денежных доходов 100 100
в том числе:    
оплата труда работников, включая выплаты социального характера 49,8 49,9
социальные трансферты 18,3 18,5
доходы от собственности 1,5 1,8
доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы 30,4 29,8

Денежные расходы и сбережения населения в январе-августе 2004 года составили 21 трлн. рублей. Из них на покупку товаров и оплату услуг население израсходовало 15,3 трлн. рублей (72,6% от общей суммы денежных расходов и сбережений), оплату налогов и добровольных взносов – 2 трлн. рублей (9,6%), накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, покупку валюты и другие расходы – 3,7 млрд. рублей (17,8%).
Основным источником дохода для большей части населения по-прежнему является заработная плата по основному месту работы. За январь-сентябрь 2004 года начисленная среднемесячная заработная плата работников по отраслям экономики республики составила 333,8 тыс. рублей, что в реальном выражении на 15% больше, чем за соответствующий период 2003 года (в том числе за сентябрь – 367,9 тыс. руб., реальный рост к сентябрю 2003 года – 17%).
При этом по отраслям экономики сохраняются значительные различия в оплате труда. В отраслях материального производства наиболее низкий уровень заработной платы за 9 месяцев 2004 года наблюдался в сельскохозяйственном производстве – 185,3 тыс. рублей, что в 1,8 раза ниже, чем в среднем по республике; а самый высокий – в нефтеперерабатывающей промышленности – 789,5 тыс. рублей, что в 2,4 раза выше, чем в среднем по республике. Таким образом, в реальном секторе экономики разрыв между нижней и верхней границами в оплате труда за январь-сентябрь 2004 года составил 4,3 раза (в сентябре прошлого года этот разрыв составлял 5,4 раза). В непроизводственной сфере лидером по начисленной среднемесячной заработной плате являлись банки – 622,4 тыс. рублей, аутсайдером — младший медицинский персонал в здравоохранении с зарплатой в 183,5 тыс. рублей, разрыв составил 3,4 раза (в сентябре прошлого года – так же 3,4 раза), рис. 6. При этом зарплата врачей за январь-сентябрь 2004 года составила 483,8 тыс. рублей, что в 1,5 раза выше, чем в среднем по республике, профессорско-преподавательского состава – 483,7 тыс. рублей (1,5 раза).

1 промышленность 6 торговля и общепит 11 наука и научное обслуживание
2 сельское хозяйство 7 здравоохранение 12 банки
3 транспорт 8 социальное обеспечение 13 страхование
4 связь 9 образование  
5 строительство 10 культура и искусство  

Рис. 6. Среднемесячная начисленная заработная плата по отраслям экономики за январь-сентябрь 2004 г., тыс. рублей

При этом в сентябре 2003 года не было отраслей, в которых начисленная среднемесячная заработная плата была бы ниже уровня минимального потребительского бюджета.*

* По расчетам Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек в сентябре 2004 г. составил 203,9 тыс. рублей.

В территориальном разрезе по размеру среднемесячной начисленной заработной платы рабочих и служащих абсолютное лидерство естественно занимает город Минск – 440,8 тыс. рублей за январь-сентябрь 2004 г. (132,1% от среднего значения по всей стране). Следующие по величине среднемесячной зарплаты Минская и Гомельская области идут с отставанием — 325,5 и 326,4 тыс. рублей соответственно, что примерно равно среднереспубликанскому уровню. Замыкающей в данном списке является Могилевская область — 291,8 тыс. рублей, или 87,4 % от среднереспубликанского уровня.
По состоянию на 30 сентября 2004 года по данным государственной статистической отчетности просроченная задолженность по заработной плате за август и предыдущие месяцы в Республике Беларусь отсутствовала.

Внешняя торговля

В январе-августе 2004 года объем внешней торговли товарами и услугами, по данным Министерства статистики и анализа, составил 19 962,5 млн. долл. США, что на 31,5% больше уровня того же периода 2003 года, в том числе экспорт – 9 630,4 млн. долл. США, импорт – 10 332,1 млн. долл. США. По сравнению с январем-августом 2003 года экспорт товаров и услуг возрос на 30,6%, импорт – на 32,4%.
Рост внешнеторгового оборота сопровождался увеличением отрицательного сальдо внешнеторговых операций. По итогам восьми месяцев 2004 года в целом оно сложилось в размере 701,7 млн. долл. США вместо 427,6 млн. долл. в январе-августе 2003 года. При этом в торговле товарами дефицит увеличился с 807,1 до 1154,2 млн. долл., а в торговле услугами положительное сальдо возросло с 379,5 млн. долл. в январе-августе прошлого года до 452,5 млн. долл. в январе-августе текущего года.
Основу внешней торговли республики составляет торговля товарами – 91,9% общей суммы торговли товарами и услугами. Стоимостной объем внешнего товарооборота в январе-августе 2004 года составил 18 352,4 млн. долл. США, или 135,1% к уровню января-августа 2003 года. Географическое распределение внешней торговли, сложившееся в последние годы, не претерпело особых изменений. В январе-августе текущего года 62,9% общего объема экспортно-импортных операций приходилось на страны СНГ (вместо 61,0% в январе-августе 2003 года). Объем торговли с ними увеличился на 37,1%, со странами дальнего зарубежья – на 31,9%.
За восемь месяцев 2004 года экспортировано товаров на сумму 8 599,1 млн. долл. США, что на 34,6% больше, чем за восемь месяцев 2003 года. При этом в августе отмечен максимальный стоимостной объем экспорта – 1250,2 млн. долл., что на 45,8% превышает уровень августа 2003 года, рис. 7. Значительный рост стоимости экспорта в январе-августе текущего года стал результатом увеличения его физического объема на 15,1% и средних цен на экспортируемые товары на 16,9%. Более половины (52,9%) белорусского экспорта приходилось на страны СНГ. Объем экспорта в эти страны возрос на 36,3% по сравнению с январем-августом 2003 года, в страны дальнего зарубежья – на 32,9%.

Рис. 7. Консолидированный торговый баланс

Стоимостной объем экспорта товаров в Российскую Федерацию в январе-августе 2004 года увеличился относительно того же периода 2003 года на 36% и составил 4 035,5 млн. долл. США. Такой рост экспортных потоков был обеспечен как увеличением физических объемов (на 18,3%), так и средних цен экспорта (на 13,7%). Экспорт белорусских товаров на российские рынки занял 46,9% общего объема экспорта. Импорт российских товаров в январе-августе текущего года вырос по сравнению с январем-августом прошлого года на 36,9% в результате роста цен на импортируемые товары на 21,2% и физического объема импорта на 12,9%, составив 6 560,1 млн. долл. США. В структуре импортных потоков на долю России приходилось 67,3%. Сальдо в торговле с Российской Федерацией сложилось отрицательным в размере 2 524,6 млн. долл. США, что на 40,9% больше, чем в январе-августе 2003 года. Суммарный объем взаимной торговли с Россией по итогам восьми месяцев 2004 года составил 10 595,6 млн. долл. США что на 36% выше уровня аналогичного периода 2003 года.
Товарные потоки из других стран СНГ увеличились на 51,1%, из стран дальнего зарубежья – на 30,6%. При этом положительное сальдо экспортно-импортных операций с последними возросло на 38,2% и составило 1 278,8 млн. долл. США.
В целом по республике дефицит внешней торговли товарами сложился в размере 1 154,2 млн. долл. США и увеличился по сравнению с январем-августом 2003 года на 43%.
Основные объемы внешнеторговых операций в январе-августе 2004 года приходились на Россию – 57,7% в общем товарообороте, Германию – 5,2%, Великобританию – 4,6%, Польшу – 4%.
В январе-августе 2004 года значительно сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля бартерных поставок во внешней торговле страны. На бартерные операции приходилось 1,9% общего объема белорусского экспорта и 1,5% импорта товаров вместо 4,3% экспорта и 3,3% импорта в январе-августе 2003 года.
По данным Национального банка, внешний оборот услуг за восемь месяцев 2004 года составил 1 610,1 млн. долл. США (экспорт – 1 031,3 млн. долл., импорт – 578,8 млн. долл.). Рост оборота услуг по сравнению с январем-августом 2003 года на 0,8% сопровождался увеличением экспорта услуг на 4,3% и сокращением импорта их на 5%. В торговле услугами сложилось положительное сальдо в размере 452,5 млн. долл. США, что на 19,2% больше, чем в январе-августе 2003 года.
Торговля услугами более динамично развивалась со странами Содружества, прирост составил 8,4% по сравнению с январем-августом 2003 года, в том числе с Россией – 11,4%. Со странами вне СНГ объемы торговли услугами сократились на 3,7%. В общем объеме экспорта услуг республики на долю экспорта в страны дальнего зарубежья приходилось 65,2% и 50,7% — общего объема импорта услуг.

Государственные финансы

В январе-сентябре 2004 года в консолидированный бюджет поступило 15 811,2 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Без учета ФСЗН доходы консолидированного бюджета сложились в сумме 11 960,5 млрд. рублей. Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога приходилось 51%. При этом почти четверть всех поступлений в бюджет обеспечена за счет налога на добавленную стоимость — 23,1%. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 15 243,4 млрд. рублей, без учета ФСЗН – на 11 555,1 млрд. рублей. В реальном выражении это на 11,6% больше, чем за 9 месяцев 2003 года при реальном росте доходов на 16,1%. Профицит консолидированного бюджета без учета ФСЗН составил за январь-сентябрь 2004 года 405,4 млрд. рублей, или 1,2% к ВВП (за январь-сентябрь 2003 года — дефицит — 0,2% ВВП), профицит ФСЗН – 162,3 млрд. рублей, или 0,5% ВВП.

Доходы и расходы консолидированного бюджета в динамике представлены на рис. 8.

Рис. 8. Динамика номинальных ежемесячных темпов роста доходов и расходов консолидированного бюджета в 2003 г. – сентябре 2004 г., % (январь 2003 – 2004 гг. = 100%)

На графике, иллюстрирующем динамический ряд ежемесячных темпов роста номинальных доходов и расходов за период 2003 – сентябрь 2004 гг., наблюдается ситуация, когда темпы роста номинальных доходов в январе-апреле 2004 года практически совпадали с темпами роста доходов в 2003 году, а в мае-сентябре 2004 года — даже ниже прошлогодних. Так, в сентябре 2004 года темпы роста номинальных доходов ниже по сравнению с сентябрем 2003 года на 8 п.п. Темпы роста расходов в сентябре 2004 года также снизились по сравнению с сентябрем прошлого года на 2,6 п.п., обозначив дефицит номинальных ежемесячных темпов роста доходов и расходов в сентябре 2004 года 35 п.п.
Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП ** (с учетом недоимки, но без учета ФСЗН) в январе-сентябре 2004 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла с 34,4 до 34,8%, или на 0,4 п.п., причем удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП вырос с 33,6 до 34% в сравниваемых периодах (на 0,4 п.п.), а недоимка – не изменилась. По данным Министерства по налогам и сборам, удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов) сократился с 2,5% на 1.10.2003 до 2,3% на 1.10.2004 и составил 276,5 млрд. рублей. Следует отметить и тот факт, что по сравнению с январем-августом 2004 г. в январе-сентябре 2004 г. централизация сократилась с 35,4 до 34,8%.

** Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП.

Если сравнить общую совокупную налоговую нагрузку (другими словами, централизацию с учетом недоимки) в январе-сентябре 2004 года (без учета ФСЗН) с аналогичными периодами 2001-2003 годов, то видно, что она имеет определенную сезонность: в начале года – выше, к концу года падает. И если в первом-втором кварталах 2004 года централизация с учетом недоимки превышала уровень 2001-2003 гг., то с середины 2004 года она сравнялась с показателями 2003 года, рис. 9.

Рис. 9. Динамика общей совокупной налоговой нагрузки в % ВВП за 2001-2004 гг.

Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (без доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН) по пяти основным налогам за 9 месяцев последних пяти лет, табл. 1. Как видно из таблицы, в январе-сентябре 2004 года только доля прямых налогов на доходы и прибыль увеличилась на 2,3 п.п. по сравнению с январем-сентябрем прошлого года, а удельные веса НДС, акцизов и доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций в структуре суммарно уменьшились на 2,9 п.п.

Таблица 1
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета без фондов за январь-сентябрь 2000-2004 гг., %

Показатели янв.-сент. 2000 янв.-сент. 2002 янв.-сент. 2002 янв.-сент. 2003 янв.-сент. 2004
НДС 32,1 30,1 32,8 28,8 28,1
Налоги на доходы и прибыль 17,1 17,5 13,9 13,6 15,9
Подоходный налог 10,5 11,0 11,0 9,9 9,9
Акцизы 9,5 9,5 9,3 8,4 8,2
Доходы от внешней торговли 5,4 6,3 7,4 10,0 8,0
Прочие поступления в бюджет 25,4 25,7 25,6 29,3 29,9
Итого доходов (без доходов гос. внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН) 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

 

Расходы консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2004 года профинансированы в сумме 11 555,1 млрд. рублей без ФСЗН, расходы Фонда социальной защиты населения составили 3 688,4 млрд. рублей.
По сравнению с аналогичным периодом 2003 года в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Значительный реальный прирост наблюдался по расходам на судебную власть – 45,7%, поддержку отраслей реального сектора экономики – 32,8%; государственное управление и местное самоуправление – 28,0%; физическую культуру и спорт – 23,1%.
Ниже уровня прошлого года за январь-сентябрь 2004 года профинансированы расходы на капитальные вложения – 98,8% от объема девяти месяцев 2003 года в реальном выражении.
Все это обусловило основные отклонения в функциональной структуре расходов консолидированного бюджета. За январь-сентябрь 2004 года по сравнению с тем же периодом 2003 года наиболее значительно выросла доля прямых расходов бюджета на реальный сектор экономики (без жилищно-коммунального хозяйства) – с 6,2% до 7,3%, государственные целевые бюджетные фонды– с 16,0% до 17,1% и здравоохранение – с 13,1% до 13,5%, рис. 10.

Рис. 10. Функциональная структура расходов бюджета (без ФСЗН), в процентах к итогу

Наиболее значительно сократился удельный вес расходов бюджета на капитальные вложения — с 5% до 4,6% (при реальном снижении на 1,2%) и образование – с 18,7% до 18,2% (при реальном росте на 8,2%) в расходах консолидированного бюджета (без учета ФСЗН).
Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) за январь-сентябрь 2004 г. составили 6 364,3 млрд. руб., или 121,3% в сопоставимых ценах от соответствующего уровня прошлого года. Расходы республиканского бюджета за этот период профинансированы в сумме 6 351,2 млрд. руб., что реально составляет 115,7% от уровня аналогичного периода прошлого года.
Сравнительный анализ расходов республиканского бюджета за январь-сентябрь 2002-2004 гг. по экономической классификации свидетельствует о наиболее динамичном и стабильном росте за эти три года субсидий при отсутствии значительных колебаний по другим статьям расходов, рис. 11.

Рис. 11. Структура расходов республиканского бюджета за январь-сентябрь 2002-2004 (без ФСЗН) гг., в процентах к итогу

Так, за девять месяцев последних трех лет удельный вес субсидий в структуре расходов республиканского бюджета увеличился почти в 3 раза. При этом доля расходов бюджета на оплату труда понизилась в январе-сентябре 2003 года на 2,2 процентных пункта, а затем снова возросла январе-сентябре 2004 года на 2,3 процентных пунктов. Такие колебания объясняются как опережающим ростом расходов республиканского бюджета в целом (при аналогичном росте доходов республиканского бюджета), так и функциями республиканского бюджета, обеспечивающими, прежде всего финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. При росте фонда оплаты труда за январь-сентябрь 2004 года против января-сентября 2003 года на 23,7% среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы за сравниваемые периоды увеличилась на 17,8% в реальном выражении.
За 9 месяцев 2004 года превышение доходов республиканского бюджета (с учетом ФСЗН) над расходами составило 175,4 млрд. рублей, или 0,5% к ВВП.

Рынок страховых услуг

В настоящее время на страховом рынке Республики Беларусь действует 29 страховые организации и 10 страховых брокеров.
За январь-сентябрь 2004 г. поступило страховых взносов по прямому страхованию и сострахованию на общую сумму 285,6 млрд. рублей (за аналогичный период 2003 года – 161,8 млрд. рублей), при этом доля Белгосстраха в общей сумме собранных страховых взносов составила 62,9 %.
Сумма собранных страховыми организациями взносов (скорректированных с учетом инфляции) за январь-сентябрь 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 57,7 %, табл. 2.

Таблица 2
Реальный прирост (скорректированный с учетом инфляции) собранных взносов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

Показатель Страховые взносы
Январь
2004г.
Январь-
февраль
2004г.
Январь-
март 2004 г.
Январь-
апрель
2004 г.
Январь-
май 
2004 г
Январь-
июнь
2004 г.
Январь-
июль
2004 г.
Январь-
август
2004 г.
Январь-
сентябрь
2004 г.
Абсолютный прирост, млн. руб. 4 460,7 14 485,7 25 063,2 35 955,1 46 441,3 56 813,2 66 823,0 80 171,0 104 550,4
Относительный прирост, % 26,3 43,4 47,5 48,5 49,0 48,9 47,1 48,2 57,7

Страховые выплаты за указанный период составили 104,4 млрд. рублей (за январь-сентябрь 2003 г. – 56,5 млрд. рублей), или 36,5 % от суммы поступивших страховых взносов (за январь-сентябрь 2003 г. – 35,0%), рис. 12. Из них 70,2 млрд. рублей (67,3% общей суммы выплат) приходится на долю Белгосстраха (за январь-сентябрь 2003 г. – 33,9 млрд. рублей и 59,9 % соответственно).

Рис. 12. Выплачено страхового возмещения и обеспечения (млрд. руб., скорректированных с учетом инфляции)

Реальный прирост (скорректированный с учетом инфляции) выплаченного страховыми организациями возмещения и обеспечения за январь-сентябрь 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 64,9 %.

Главное управление бюджетной политики

версия для печати