О переходе на принцип страны назначения при взимании косвенных налогов во взаимной торговле Беларуси и России

15 сентября 2004 г. в г. Астане Премьер-министром Республики Беларусь Сидорским С.С. и Председателем Правительства Российской Федерации Фрадковым М.Е. подписано Соглашение между Правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. В соответствии с данным Соглашением с 1 января 2005 года во взаимной торговле Республики Беларусь и Российской Федерации осуществлен переход на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения.

Подписанию данного Соглашения предшествовала большая подготовительная работа, проводимая Министерствами финансов, Министерствами по налогам и сборам и другими органами государственного управления Беларуси и России, начиная с 1997 года.

По сравнению с принципом страны происхождения, переход на принцип страны назначения имеет следующие преимущества:

государство полностью контролирует свой собственный доход и не зависит от воздействия налогов в любой другой стране, откуда поступает товар;

экспортируемые товары более конкурентоспособны на внешнем рынке, т.к. к цене экспорта налоги не добавляются, что способствует оживлению деятельности предприятий за счет увеличения объемов экспорта;

данный принцип не зависит от условий взимания налога на добавленную стоимость и акцизов (ставки, льготы и т.д.) в другой стране.

Основной задачей при применении принципа страны назначения является создание системы действенного налогового контроля за перемещением товаров через границу с целью гарантированного налогообложения ввозимых товаров и освобождения от налогов фактически экспортируемых товаров.

Соглашение между Правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг структурно состоит из 9 статей и Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, являющегося неотъемлемой частью Соглашения.

В соответствии с Соглашением при экспорте товаров применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта. Вместе с тем, это положение не распространяется на товары, вывозимые с территории государства одной Стороны и ввозимые на территорию государства другой Стороны, которые на территории государства другой Стороны по тем или иным причинам не подлежат налогообложению.

При импорте товаров косвенные налоги взимаются налоговыми органами в стране импортера, за исключением товаров, ввозимых для переработки с последующим вывозом продуктов переработки, товаров, перемещаемых транзитом, а также товаров, которые в соответствии с законодательством государства-импортера не подлежат налогообложению при их ввозе.

Непосредственно механизм уплаты косвенных налогов и функции налоговых органов по контролю отражены в Положении о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, являющемся, как уже было сказано, неотъемлемой частью Соглашения.

Взимание косвенных налогов по товарам, ввозимым на территорию государства одной Стороны с территории государства другой Стороны, осуществляется налоговыми органами по месту постановки на учет налогоплательщиков.

При импорте товаров налоговая база для целей уплаты налога на добавленную стоимость определяется как сумма стоимости приобретенных товаров и затрат на транспортировку, страхование и доставку данных товаров, а по подакцизным товарам увеличиваться на сумму подлежащих уплате акцизов.

Уплата налога на добавленную стоимость и акцизов производится не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет везенных товаров. Например, при оприходовании ввезенных товаров 18 сентября, уплата косвенных налогов по этим товарам производится не позднее 20 октября. Таким образом, максимальный период отсрочки, предоставляемый налогоплательщику-импортеру по уплате косвенных налогов по ввезенным товарам, может составлять 50 календарных дней (при принятии на учет ввезенных товаров 1 октября уплата налога производится не позднее 20 ноября).

Налогоплательщики-импортеры обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации по форме, установленной Министерством по налогам и сборам, не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. Одновременно с декларацией необходимо представлять следующие документы:

заявление о ввозе товара, составленное по утверждаемой форме;

В заявлении указываются сведения о поставщике товара, виде договора, заключенного с поставщиком, сведения о товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и суммы начисленного налога. Заявление составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр остается в налоговом органе налогоплательщика-импортера, второй и третий экземпляры возвращаются налогоплательщику-импортеру с отметками налогового органа, подтверждающими уплату косвенных налогов. Третий экземпляр направляется налогоплательщиком-импортером поставщику товара.

выписку банка (ее копию), иной документ, подтверждающие фактическую уплату налога по ввезенным товарам;

договор (его копию), на основании которого товар ввозится с территории одного государства на территорию другого государства;

транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства на территорию другого государства;

налогоплательщики Республики Беларусь — счета-фактуры российских налогоплательщиков. 

Перечень представляемых документов сопоставим с теми документами, которые налогоплательщики представляют таможенным органам при ввозе товаров с территории государств, с которыми действует таможенное оформление ввозимых товаров.

Суммы косвенных налогов, уплаченные по ввезенным из Российской Федерации товарам, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

При экспорте товаров в Российскую Федерацию налогоплательщики применяют нулевую ставку налога на добавленную стоимость и освобождение от акцизов. При этом в течение 90 дней налогоплательщики-экспортеры должны подтвердить обоснованность применения нулевой ставки НДС (или освобождения от акцизов).

Для обоснования применения нулевой ставки или освобождения от уплаты акцизов налогоплательщики-экспортеры в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляют следующие документы, заверенные подписью руководителя и главного бухгалтера:

договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров;

выписку банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика.

В случае внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик-экспортер представляет в налоговый орган документы, подтверждающие ввоз товаров, полученных по указанным операциям, и их принятие на учет;

один из экземпляров заявления о ввозе товара, экспортированного с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, с отметкой российского налогового органа, подтверждающей уплату косвенных налогов (либо о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством России не подлежат налогообложению);

копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара.

Названные документы, как говорилось выше, представляются в налоговый орган по месту постановки на учет налогоплательщика-экспортера в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров российскому партнеру.

На основании полученных документов налоговые органы производят проверку обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, а также освобождения от уплаты акцизов, и принимают решение о возмещении налогоплательщику путем зачета или возврата соответствующих сумм налогов.

В случае, если представленные налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств Сторон обмена информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств Сторон, налоговые органы взыскивают косвенные налоги и пени, в размере, устанавливаемом законодательством Республики Беларусь.

В настоящее время положения Соглашения реализованы на практике и обеспечивают применение косвенных налогов по принципу страны назначения в отношении перемещаемых товаров.

В соответствии с Соглашением для урегулирования вопроса взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг необходимо принятие Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг, который будет являться неотъемлемой частью Соглашения.

Подписание и вступление в силу Протокола между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг позволит решить следующие вопросы:

1. Реализовать положения статьи 5 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, согласно которым порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным протоколом. Протокол будет являться неотъемлемой частью Соглашения.

2. Установить единый подход к налогообложению работ (услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

3. Комплексно устранить во взаимной торговле двойное налогообложение давальческих услуг, работ по изготовлению продукции, выполняемых по договорам подряда, ремонтных работ путем применения при выполнении (оказании) таких работ и услуг «нулевой» ставки налога на добавленную стоимость и соответственно обложения налогом продуктов, изготовленных (отремонтированных) в результате выполнения (оказания) работ и услуг, в том государстве, на территорию которого они ввозятся.

В настоящее время с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2005 года № 704 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2000 года № 213» услуги по переработке на территории Республики Беларусь давальческого сырья и транспортные услуги по заказам резидентов Российской Федерации облагаются налогом на добавленную стоимость по «нулевой» ставке.

версия для печати