Студзень - верасень 2007 года
О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов
(январь-сентябрь 2007 года)
Динамика ВВП и реального сектора экономики
Финансы субъектов хозяйствования
Потребительский рынок и доходы населения
Динамика ВВП и реального сектора экономики
По данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за за январь-сентябрь 2007 года составил в текущих ценах 69 476,7 млрд. рублей. Реальный объем производства ВВП был на 8,4% выше, чем в январе-сентябре 2006 года (в январе-сентябре 2006 года прирост ВВП по отношению к январю-сентябрю 2005 года составлял 9,6%). Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2007 год предусмотрен рост ВВП на 8-9%, на январь-сентябрь – на 8,3%.
В январе-сентябре текущего года в основном сохранялись высокие темпы роста основных макроэкономических показателей развития страны рис 1.
Рис. 1. Изменение основных показателей развития экономики в % к соответствующему периоду предыдущего года
В январе-сентябре 2007 года произведено промышленной продукции, работ, услуг на сумму 65,7 трлн. рублей, что на 8,2% (в сопоставимых ценах) выше уровня января-сентября 2006 года (при прогнозе на год – 7,5-8,5%, прогноз на январь-сентябрь – 7%).
Доля предприятий государственной формы собственности в общем объеме произведенной промышленной продукции составила 37,7%, предприятий частной формы собственности, имеющих в уставном фонде долю государства, – 50,1%.
Потребительских товаров выпущено на сумму 14 трлн. рублей, что на 7,3% выше уровня января-сентября 2006 года (прогноз на год – 8,5-9,5%, на январь-сентябрь – 8%). При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 2%, непродовольственных –на 12,2%.
В январе-сентябре 2007 года в экономику и социальную сферу республикиинвестировано 16,8 трлн. рублей — на 16,6% больше, чем в январе-сентябре прошлого года (в сопоставимых ценах) (при прогнозных темпах прироста на 2007 год 14,5-17%). Доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличилась с 22,2% в январе-сентябре 2006 года до 24,1% в январе-сентябре 2007 года.
Основными источниками инвестиций являлись собственные средства организаций (42,4%), бюджетные средства (24,1%), кредиты банков (включая кредиты иностранных банков) (20%) и средства населения (8,6%).
На объекты производственного назначения использовано 10,8 трлн. рублей капитальных вложений, что на 15,9% больше, чем в январе-сентябре 2006 года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 64,7%, что почти соответствует уровню января-сентября 2006 года. Финансовые вложения в объекты непроизводственного назначения возросли на 18,4%. На строительство жилых домов использовано 3,3 трлн. рублей, что на 22,9% больше, чем в январе-сентябре 2006 года.
Объем продукции сельского хозяйства за девять месяцев 2007 года составил 14,3 трлн. руб. и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в сопоставимых ценах на 5,6% (при прогнозе на год – 6-7,5%, на январь-сентябрь – 5,5%).
Объем грузооборота предприятий транспорта за январь-сентябрь 2007 года сложился в размере 40 595,4 млн. ткм и увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2006 года на 5,4%.
Финансы субъектов хозяйствования
В январе-сентябре 2007 года предприятиями и организациями республики реализовано продукции, работ, услуг на сумму 145,6 трлн. рублей в текущих ценах, что в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 16,2% больше, чем в январе-сентябре 2006 года. Оплаченная выручка составила 138,7 трлн. рублей, или 95,3% от всей выручки.
Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг за январь-сентябрь 2007 года сложилась в размере 10,4 трлн. рублей, или 15% от произведенного валового внутреннего продукта (за январь-сентябрь 2006 года – 16,7%). По сравнению с январем-сентябрем 2006 года прибыль от реализации продукции увеличилась в реальном выражении на 2,4%, рентабельность реализованной продукции сократилась на 1,5 процентных пункта, рентабельность продаж – на 0,9 процентных пункта, составив 12,3 и 7,2% соответственно.
За девять месяцев текущего года хозяйствующими субъектами республики было получено 10,2 трлн. рублей прибыли до налогообложения в текущих ценах, или 14,7% ВВП за январь-сентябрь (в январе-сентябре 2006 года – 16,1%). По сравнению с тем же периодом 2006 года сумма прибыли до налогообложения увеличилась на 4,2% в реальном выражении. Чистая прибыль возросла на 2,3%, составив 6,7 трлн. рублей. Более 50% прибыли до налогообложения занимала прибыль предприятий промышленности, рис. 2.
Рис. 2. Структура прибыли до налогообложения в январе-сентябре 2007 г.
В январе-сентябре 2007 года 1 193 организации, или 11,1% от их общего числа, по результатам деятельности получили чистый убыток. Сумма чистого убытка убыточных предприятий по всем отраслям экономики составила 519,1 млрд. рублей вместо 476,8 млрд. рублей в январе-сентябре 2006 года. Доля нерентабельных предприятий и организаций в реальном секторе экономики сократилась по сравнению с январем-сентябрем 2006 года на 2,1 процентных пункта, рис. 3.
Рис. 3. Финансовые результаты деятельности организаций республики в январе-сентябре 2006-2007 гг.
На 1 октября 2007 года предприятия и организации республики имели просроченную задолженность в размере 4,8 трлн. рублей. За девять месяцев текущего года ее сумма увеличилась в реальном выражении (скорректированная на индекс потребительских цен) на 2,7%. При этом просроченная задолженность по кредитам и займам, занимавшая 8,6% общей просроченной задолженности, возросла на 2,5% в реальном выражении и составила 418,5 млрд. рублей.
Основную долю суммарной просроченной задолженности субъектов хозяйствования республики занимала просроченная кредиторская задолженность – 91,4%. Ее сумма на 1 октября 2007 года составила 4,4 трлн. рублей, или 14,7% всего объема кредиторской задолженности (вместо 16,5% на 1 октября 2006 года). По сравнению с началом 2007 года она увеличилась в реальном выражении на 2,7%, а относительно 1 октября 2006 года сократилась на 4,2%.
Задолженность промышленных предприятий формировала 40,9% общей просроченной кредиторской задолженности по республике, предприятий сельского хозяйства – 26,5%, торговли и общественного питания – 9,8%.
Сумма просроченной дебиторской задолженности на 1 октября 2007 года составила 3,9 трлн. рублей, или 16,7% общей суммы дебиторской задолженности вместо 19,5% на 1 октября 2006 года. По сравнению с началом текущего года она увеличилась в реальном выражении на 4,8%, а относительно 1 октября 2006 года – сократилась на 2,5%.
Просроченная кредиторская задолженность по республике на 12,3% превышала просроченную дебиторскую.
Внешняя просроченная кредиторская задолженность за товары, работы и услуги за январь-сентябрь текущего года в реальном выражении возросла на 13,5% и составила на 1 октября 2007 года 680,1 млрд. рублей. Внешняя просроченная дебиторская задолженность белорусским предприятиям была в 2,2 раза меньше.
Сумма накопленной просроченной кредиторской задолженности белорусских предприятий хозяйствующим субъектам стран СНГ (224,3 млрд. рублей) занимала 33% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и была меньше просроченной дебиторской задолженности предприятий стран Содружества предприятиям республики на 2,7%.
На просроченную кредиторскую задолженность белорусских предприятий субъектам хозяйствования России приходилось 29,9% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и 90,8% просроченной задолженности странам СНГ. Ее сумма составила 203,6 млрд. рублей, что на 0,8% больше (в реальном выражении), чем на начало года. В просроченной задолженности предприятиям Беларуси просроченная задолженность российских предприятий (190,7 млрд. рублей) занимала 60,8% и 82,7% просроченной задолженности предприятий стран СНГ.
В сентябре 2007 года прирост индекса потребительских цен на товары и услуги составил 0,9%, что на 0,6 процентных пункта выше значения предыдущего месяца и на 0,7 процентных пункта – сентября 2006 года, рис. 4.
Рис. 4. Динамика индекса потребительских цен
Основной вклад в рост сводного индекса потребительских цен – 0,9% прироста сводного индекса – внесли темпы роста цен на продовольственные товары (на 1,6%). Непродовольственные товары подорожали на 0,5%, что привело к росту сводного индекса потребительских цен на 0,1%. Тарифы на платные услуги снизились в сентябре по сравнению с августом на 0,2%, сократив сводный индекс на 0,1%.
Всего за девять месяцев 2007 года инфляция на потребительском рынке составила 5,4% против 3,1% за аналогичный период предыдущего года. Среднемесячный прирост цен за январь-сентябрь 2007 года (0,6%) был на 0,3 процентных пункта выше, чем за тот же период 2006 года.
Цены производителей промышленной продукции за сентябрь 2007 года относительно августа возросли на 1,1%; строительно-монтажные работы подорожали на 1%. Прирост цен производителей промышленной продукции за девять месяцев 2007 года составил 13,4%, цен на строительно-монтажные работы – 8,7% вместо 5,8 и 7%, соответственно, за тот же период 2006 года.
Ценовая ситуация в промышленности в сентябре определялась ростом цен во всех отраслях. Наиболее значительно возросли цены в топливной промышленности – на 2,5% по сравнению с августом, рис. 5.
1 Электроэнергетика | 4 Химическая | 7 Лесная, деревообр. и целлюлозно-бумажная |
2 Топливная | 5 Нефтехимическая | 8 Легкая |
3 Черная металлургия | 6 Машиностроение и металлообработка | 9 Пищевая |
Рис. 5. Прирост цен в целом и по отраслям промышленности за январь-сентябрь 2007 года.
Потребительский рынок и доходы населения
В январе-сентябре 2007 года розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации составил 27,4 трлн. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 16% по сравнению с январем-сентябрем 2006 года (прогнозом на 2007 год предусмотрен его рост на 9,5-10,5%, на январь-сентябрь 2007 г. – 9,5%). Розничный товарооборот торговли в январе-сентябре 2007 года составил 26,1 трлн. рублей, организаций общественного питания – 1,3 трлн. рублей, или соответственно 116,3% и 110,8% к уровню января-сентября 2006 года.
В структуре розничного товарооборота в январе-сентябре 2007 года 66% приходилось на торговые организации, 34% — на индивидуальных предпринимателей, торгующих в специально обустроенных помещениях, на рынках, в киосках, палатках и других объектах. При этом удельный вес продовольственных товаров занимал 53%, непродовольственных — 47%, в январе-сентябре 2006 года – соответственно 54% и 46%.
Данные о структуре общего объема розничного товарооборота по формам собственности приведены в таблице:
Январь-сентябрь 2007 г., млрд. руб. |
В % к итогу | ||
январь-сентябрь 2007 г. |
справочно январь-сентябрь 2006г. |
||
Общий объем розничного товарооборота | 27431,6 | 100 | 100 |
в том числе: | |||
государственная собственность | 4058,8 | 14,8 | 15,4 |
республиканская | 2719,2 | 9,9 | 10,2 |
коммунальная | 1339,6 | 4,9 | 5,2 |
частная собственность | 22508,1 | 82,0 | 81,7 |
смешанная собственность без иностранного участия | 2628,5 | 9,6 | 9,7 |
смешанная собственность с иностранным участием | 1345,7 | 4,9 | 3,9 |
иностранная собственность | 864,7 | 3,2 | 2,9 |
Доля продажи товаров отечественного производства магазинами в объеме розничного товарооборота торговой сети в январе-сентябре 2007 года составила 77,3%, в том числе продовольственных товаров – 85,4%, непродовольственных – 66,2%.
В январе-сентябре 2007 года населению продано продовольственных товаров на 14,2 трлн. рублей, что составляет 111,4% к уровню соответствующего периода 2006 года, непродовольственных товаров – на 13,2 трлн. рублей (121,3%).
В продаже основных продовольственных товаров по всем каналам реализации наибольший прирост продаж имели по сравнению с соответствующим периодом 2006 года консервы рыбные – на 31,3%, соки – на 29,3%, растительное масло – на 15,8%, цельномолочная продукция – на 14,6%.
В январе-сентябре 2007 года на потребительском рынке реализовано алкогольных напитков и пива на 2,6 трлн. рублей, что составляет в общем объеме розничного товарооборота торговых организаций 14%.
Торговыми организациями в январе-сентябре 2007 года продано непродовольственных товаров на 7,4 трлн. рублей, что составило 56% от всей продажи непродовольственных товаров. Реализация непродовольственных товаров торговыми организациями в январе-сентябре 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года возросла на 24%.
В январе-сентябре 2007 г. объем платных услуг, оказанных населению через все каналы реализации, составил 7,2 трлн. рублей, или в сопоставимых ценах 111% к уровню января-сентября 2006 г. при прогнозе на 2007 год – 109-110%, на январь-сентябрь 2007 г. – 109%.
Организациями государственной формы собственности оказано 58,9% от общего объема платных услуг, частной – 34%.
Темпы роста объемов услуг, оказанных населению организациями всех форм собственности независимо от ведомственной подчиненности, в январе-сентябре 2007 г. к уровню января-сентября 2006 г. в сопоставимых ценах составили: жилищно-коммунальных – 104,3% (прогноз – 102-103%), культуры – 120,1% (прогноз – 109-110%), туристско-экскурсионных – 132,9% (прогноз – 121-122%), физической культуры и спорта – 114,9% (прогноз – 121-122%), медицинских – 119,2% (прогноз – 104-105%), образования – 111,3% (прогноз – 106-107%).
Объем бытовых услуг, оказанных населению через все каналы реализации, в январе-сентябре 2007 г. составил 924,5 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 120,4% к соответствующему периоду 2006 года при прогнозе роста на год – 114-114,5%. Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими сеть организаций бытового обслуживания населения, оказано бытовых услуг на 578,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 13% больше, чем в январе-сентябре 2006 г.
В январе-сентябре 2007 г. денежные доходы населения составили 42,3 трлн. рублей, что на 24,7% больше, чем за соответствующий период прошлого года при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 7,6%. В реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен) денежные доходы населения за январь-сентябрь 2007 г. увеличились по сравнению с январем-сентябрем 2006 г. на 15,9% (при прогнозе роста на 2007 год на 7,5-8,5%). В сентябре 2007 г. по сравнению с сентябрем прошлого года реальные денежные доходы увеличились на 13,2%.
Структура денежных доходов населения представлена следующими данными (в процентах к итогу):
Январь-сентябрь 2007 г. |
Январь-сентябрь 2006 г. |
|
Всего денежных доходов | 100 | 100 |
в том числе: | ||
оплата труда | 58,4 | 60,6 |
трансферты населению(пенсии, пособия, стипендии и другие текущие трансферты) | 20,3 | 21,5 |
доходы от собственности (проценты по депозитам, дивиденды и прочие доходы от собственности) | 1,9 | 1,8 |
прочие доходы (поступления от продажи продукции с/х, официально неучтенные доходы от индивидуальной предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход) | 19,4 | 16,1 |
Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению, которые в январе-сентябре 2007 г. составили 78,7% от общей суммы денежных доходов населения.
В январе-сентябре 2007 г. денежные доходы в расчете на душу населения составили 484 тыс. рублей в месяц и выросли в реальном выражении на 16,3% по отношению к аналогичному периоду 2006 года (386,8 тыс. рублей).
Денежные расходы и сбережения населения в январе-сентябре 2007 г. составили 42,1 трлн. рублей. На покупку товаров и оплату услуг население израсходовало 34,1 трлн. рублей (81% от общей суммы денежных расходов и сбережений населения), оплату налогов и добровольных взносов – 6,5 трлн. рублей (15,4%), на сбережения (прирост вкладов, приобретение ценных бумаг, сальдо покупки-продажи иностранной валюты, изменение задолженности по кредитам) – 1,5 трлн. рублей (3,6%).
Структура использования денежных доходов населения характеризуется следующими данными (в процентах):
Денежные доходы населения |
Из них использовано на: | Превышение доходов над расходами (+), превышение расходов над доходами (-) |
|||
покупку товаров и оплату услуг |
оплату налогов и добровольных взносов |
сбережения | |||
Январь-сентябрь 2006 г. | 100 | 81,5 | 12,7 | 4,8 | +1,0 |
Январь-сентябрь 2007 г. | 100 | 81,0 | 15,4 | 3,6 | +0,4 |
Основным источником дохода для большей части населения по-прежнему является заработная плата по основному месту работы. По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, в январе-сентябре 2007 года начисленная среднемесячная заработная плата работников республики составила 682,5 тыс. рублей, что в реальном выражении на 10% больше, чем за аналогичный период 2006 года (в том числе в сентябре – 713,4 тыс. руб., реальный прирост к сентябрю 2006 года – 8,1%).
В отраслях бюджетной сферы средняя заработная плата в январе-сентябре 2007 года составила 601,4 тыс. рублей, в том числе в сентябре – 603,4 тыс. рублей.
При этом по отраслям экономики сохраняются значительные различия в оплате труда. В отраслях материального производства наиболее низкий уровень заработной платы за январь-сентябрь 2007 года наблюдался в сельскохозяйственном производстве – 418 тыс. рублей, что в 1,6 раза ниже, чем в среднем по республике; а самый высокий – в нефтеперерабатывающей промышленности – 1372 тыс. рублей, что в 2 раза выше, чем в среднем по республике. В непроизводственной сфере лидером по начисленной среднемесячной заработной плате являлись банки – 1159 тыс. рублей, самая низкая заработная плата была у младшего медицинского персонала в здравоохранении с зарплатой в 359,9 тыс. рублей, разрыв составил 3,2 раза, рис. 6. При этом среднемесячная зарплата врачей за три квартала 2007 года составила 983,8 тыс. рублей, что в 1,4 раза выше, чем в среднем по республике, профессорско-преподавательского состава – 971,5 тыс. рублей (1,4 раза).
1 промышленность | 6 торговля и общепит | 11 наука и научное обслуживание |
2 сельское хозяйство | 7 здравоохранение | 12 банки |
3 транспорт | 8 социальное обеспечение | 13 страхование |
4 связь | 9 образование | |
5 строительство | 10 культура и искусство |
Рис. 6. Среднемесячная начисленная заработная плата по отраслям экономики за январь-сентябрь 2007 г., тыс. рублей
В январе-сентябре 2007 года, по предварительным данным Национального банка, объем внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса составил 40,7 млрд. долл. США, что на 21% (из расчета в фактических ценах) больше уровня того же периода 2006 года, в том числе экспорт – 19,6 млрд. долл. США, импорт – 21,1 млрд. долл. США. По сравнению с январем-сентябрем 2006 года экспорт товаров и услуг возрос на 18,6%, импорт – на 23,4%.
Сальдо внешнеторговых операций по методологии платежного баланса в январе-сентябре 2007 года сложилось отрицательное в размере 1 505,6 млн. долл. США, в том числе в торговле товарами – 2 336,2 млн. долл. США, в торговле услугами – положительное – 830,7 млн. долл. США.
Основную часть внешней торговли составляет торговля товарами – 90,9% общей суммы торговли товарами и услугами. Объем внешнего товарооборота, по данным торгового баланса, в январе-сентябре 2007 года составил 37 млрд. долл. США, или 119,9% к уровню января-сентября 2006 года. Из обшей суммы 56,6% внешнего товарооборота приходилось на страны СНГ (вместо 54,8% в январе-сентябре 2006 года). Объем торговли с ними возрос на 23,9%, со странами дальнего зарубежья – на 14,9%.
Рис. 7. Консолидированный торговый баланс
За девять месяцев 2007 года экспортировано товаров на сумму 17,2 млрд. долл. США, что на 16,6% больше, чем в январе-сентябре 2006 года, рис.7. Увеличение стоимостного объема экспорта обусловлено ростом цен на экспортируемые товары на 12,6% и его физического объема на 3,6%. За счет увеличения средних экспортных цен обеспечено 78,7% прироста стоимостного объема экспорта товаров. Более половины (53,7%) белорусского экспорта приходилось на страны вне СНГ. При этом стоимостной объем экспорта в эти страны увеличился на 7,5% по сравнению с январем-сентябрем 2006 года, в страны Содружества он возрос на 29,2%.
Экспорт товаров в Российскую Федерацию в январе-сентябре 2007 года вырос относительно того же периода 2006 года на 29,3% (физический объем – на 10,1%, средние цены экспорта увеличились на 17,4%), составив 6 360,4 млн. долл. США, и занял 37% общего объема экспорта. Импорт российских товаров увеличился на 19,6%. В структуре импортных потоков доля России составила 59%. Увеличение стоимости российского импорта вызвано значительным ростом цен на импортируемые товары — на 23,2% при снижении физического объема поставок на 2,9%. В результате дефицит в торговле с Россией составил 5 346 млн. долл. США вместо 4 867 млн. долл. США в январе-сентябре 2006 года. В целом товарооборот с Россией за девять месяцев 2007 года увеличился на 22,8% по сравнению с январем-сентябрем 2006 года, составив 18 066,8 млн. долл. США, и занял 48,8% всего внешнего товарооборота республики.
Товарные потоки из стран вне СНГ возросли на 26,7%. При этом положительное сальдо экспортно-импортных операций с ними составило 2 412,1 млн. долл. США против 3 206,1 млн. долл. США в январе-сентябре 2006 года.
В январе-сентябре 2007 года сложилось отрицательное сальдо в торговле товарами в размере 2 644,3 млн. долл. США. В январе-сентябре 2006 года дефицит в торговле товарами составлял 1 397 млн. долл. США.
Основными торговыми партнерами республики в январе-сентябре 2007 года являлись: Россия – 48,8% в общем товарообороте, Нидерланды – 8,7%, Украина – 5,5%, Германия – 5,5%, Польша – 3,8%.
По предварительным данным государственной статистической отчетности о внешней торговле услугами, внешний оборот услуг за девять месяцев 2007 года составил 3 263,8 млн. долл. США (экспорт – 2 200,1 млн. долл., импорт – 1 063,7 млн. долл.) и вырос по сравнению с январем-сентябрем 2006 года на 39,8%. При этом экспорт услуг увеличился на 36,6%, импорт – на 47,1%. В торговле услугами сложилось положительное сальдо в размере 1 136,4 млн. долл. США.
Торговля услугами более динамично развивалась со странами вне СНГ, прирост составил 48% по сравнению с январем-сентябрем 2006 года. Со странами Содружества объемы торговли услугами увеличились на 31,9%, в том числе с Россией – на 32%. На долю стран вне СНГ приходилось 49,2% общего объема экспорта услуг республики и 58,4% — общего объема импорта услуг.
В январе-сентябре 2007 года в консолидированный бюджет поступило 34 254,4 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 76,3% годового плана (за аналогичный период прошлого года – 77,9% годового плана). Из них на долю НДС, налога на прибыль и доходы, акцизов и подоходного налога приходилось 39,5%. При этом 17,9% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 31 526,1 млрд. рублей, что составляет 68,2% годового плана (за январь-сентябрь 2006 года – 70,0%). В реальном выражении это на 14,1% больше, чем за январь-сентябрь 2006 года при реальном росте доходов за этот период на 16,7%. Профицит консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2007 года составил 2728,3 млрд. рублей, или 3,9% к ВВП (за январь-сентябрь 2006 года профицит — 2,8% к ВВП), приложение.
Данные анализа доходов свидетельствуют о том, что централизация доходов консолидированного бюджета к ВВП за январь-сентябрь 2007 года составила 49,6% (в январе-августе 2007 г. – 50,7%).
Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за девять месяцев 2007 года энергетичность доходов составила 1,08, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 8,3 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что за девять месяцев 2006 года энергетичность доходов была 1,04).
Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды по состоянию на 1 октября 2007 года составила 177,3 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 24,5%. По сравнению с 1 сентября 2007 года (204,6 млрд. рублей) задолженность по платежам в бюджет на 1 октября 2007 года сократилась на 13,3%. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,96% на 1.10.2006 г. до 0,51% на 1.10.2007 г., т.е. почти в два раза.
Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) за январь-сентябрь 2006-2007 годов, табл. 1. Как видно из таблицы, в январе-сентябре 2007 года налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности выросли более чем вдвое по сравнению с январем-сентябрем 2006 года за счет введения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.
Таблица 1
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2006-2007 гг., %
Показатели | январь-сентябрь 2006 |
январь-сентябрь 2007 |
Налоговые доходы — всего | 70,9 | 70,4 |
в том числе: | ||
|
16,3 | 15,2 |
в т.ч. — подоходный налог | 6,4 | 6,2 |
|
1,8 | 0 |
|
3,4 | 3,2 |
|
38,5 | 34,6 |
в т.ч. — НДС | 19,0 | 17,9 |
- акцизы | 7,5 | 6,4 |
|
5,4 | 12,6 |
Взносы на государственное социальное страхование | 24,8 | 23,8 |
Неналоговые доходы | 4,3 | 5,8 |
Итого доходов | 100,0 | 100,0 |
Расходы консолидированного бюджетав январе-сентябре 2007 года профинансированы в сумме 31 526,1 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 7 242,3 млрд. рублей. При этом кредиторская задолженность по средствам консолидированного бюджета составила 368,6 млрд. рублей (в январе-сентябре 2006 года – 308,8 млрд. рублей). Отношение кредиторской задолженности к скользящим годовым расходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,08% на 1.10.2006 г. до 1,07% на 1.10.2007 г.
В январе-сентябре текущего года при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 14,1% по сравнению с соответствующим периодом 2006 года в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли общегосударственные расходы – на 26,2%, расходы на поддержку отраслей национальной экономики – на 20,1%, расходы на жилищные и коммунальные услуги – на 16,5%.
В январе-сентябре 2007 года по сравнению с январем-сентябрем 2006 года на 1,3 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета на поддержку национальной экономики; на 1,1 процентных пункта – доля общегосударственных расходов при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации, рис. 8.
Рис. 8. Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу
Более 90% расходов бюджета по разделу «Национальная экономика» приходилось на расходы по четырем подразделам: «Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность» – 48,7% всех расходов на национальную экономику, «Дорожное хозяйство» – 23,2%, «Промышленность, энергетика, строительство и архитектура» – 13,2% и «Транспорт» – 8,3%.
Расходы социального характера по разделам: «Социальная политика», «Образование», «Здравоохранение», «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» составили 52,8% всех расходов консолидированного бюджета. В январе-сентябре 2006 года доля этих расходов составляла 55,2%.
В расходах консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2007 года в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 81,5%, в том числе на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 22,2%, субсидии и текущие трансферты – 43,6%. Доля капитальных расходов составила 17,1%.
Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) составили 17 671,1 млрд. руб., или 121,9% (в реальном выражении) к уровню января-сентября 2006 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 16 246,9 млрд. руб., что на 16,3% больше, чем в январе-сентябре 2006 года.
Почти половина (48,5%) всех поступлений в республиканский бюджет (без учета ФСЗН) обеспечена за счет налога на добавленную стоимость и налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. По сравнению с январем-сентябрем 2006 года объем поступлений по налогу на добавленную стоимость увеличился на 10,1% в реальном выражении. В 2,7 раза возросли налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 24,3%.
В финансировании из республиканского бюджета в разрезе функциональной классификации имелись существенные различия по сравнению с январем-сентябрем 2006 года. Финансирование общегосударственных расходов увеличилось в реальном выражении на 24,8%, расходы на поддержку национальной экономики – на 17,2%, здравоохранения – на 5,8%. Расходы социального характера всего по разделам: «Социальная политика (без ФСЗН)», «Образование», «Здравоохранение», «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации», составили 17,5% всех расходов республиканского бюджета.
В январе-сентябре 2007 года доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили расходы на 1 424,2 млрд. рублей, или 2% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета составил 2 397,7 млрд. рублей, или 3,5% ВВП.
В целом тенденции в бюджетно-налоговой сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2007 году, как и ранее, подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.
Приложение
Консолидированный бюджет Республики Беларусь (в сопоставимой структуре) |
|||
млрд.рублей | |||
9 месяцев 2005 года | 9 месяцев 2006 года | 9 месяцев 2006 года | |
1. ДОХОДЫ — всего | 22 320,2 | 27 289,5 | 34 254,4 |
1.1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: | 16 174,8 | 19 345,7 | 24 116,7 |
Подоходный налог | 1 318,1 | 1 744,4 | 2 119,2 |
Налог на прибыль | 1 752,7 | 2 322,9 | 2 710,0 |
Налоги на собственность | 848,1 | 923,2 | 1 109,7 |
НДС | 4 258,9 | 5 184,7 | 6 125,7 |
Акцизы | 978,6 | 2 049,0 | 2 182,1 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 1 246,5 | 1 473,9 | 4 297,8 |
1.2 ВЗНОСЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ |
5 290,8 | 6 771,0 | 8 156,3 |
1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 854,6 | 1 172,7 | 1 981,3 |
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) | 20 945,9 | 25 682,9 | 31 526,0 |
2.1 Общегосударственные расходы | 2 703,7 | 3 123,2 | 4 240,6 |
2.1 Национальная оборона | 514,1 | 643,0 | 765,1 |
2.3 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности | 952,7 | 1 199,2 | 1 444,1 |
2.4 Национальная экономика | 4 025,7 | 5 193,8 | 6 714,2 |
2.5 Охрана окружающей среды | 214,6 | 209,0 | 289,4 |
2.6 Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство | 952,1 | 1 135,7 | 1 424,2 |
2.7 Здравоохранение | 2 112,4 | 2 549,1 | 2 980,1 |
2.8 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации | 474,7 | 634,1 | 748,9 |
2.9 Образование | 2 862,2 | 3 432,3 | 3 836,0 |
2.10 Социальная политика | 6 133,7 | 7 563,4 | 9 083,6 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) | |||
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: | 17 365,5 | 21 127,0 | 25 681,7 |
Заработная плата | 3 842,5 | 4 832,7 | 5 507,7 |
Начисления на заработную плату | 1 073,5 | 1 333,8 | 1 505,2 |
Выплата процентов | 174,7 | 219,2 | 293,8 |
Субсидии и текущие трансферты | 8 893,4 | 10 883,5 | 13 746,5 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ | 3 340,9 | 4 509,7 | 5 403,3 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ | 239,4 | 46,2 | 441,0 |
ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) | 1 374 | 1 607 | 2 728 |
Финансирование | -1 374 | -1 607 | -2 728 |
Внутреннее финансирование | -1 162 | -1 530 | -2 617,4 |
Внешнее финансирование | -212 | -76 | -110,8 |
Справочно: | |||
ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ | |||
Доходы | 5 332,1 | 6 838,6 | 8 276,1 |
в т.ч. трансферты республиканского бюджета | 187,7 | 115,4 | 12,2 |
Расходы | 4 811,4 | 6 005,2 | 7 302,6 |
Сальдо | 520,7 | 833,3 | 973,5 |