Студзень - снежань 2007 года
О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов
(январь-декабрь 2007 года)
Динамика ВВП и реального сектора экономики
Финансы субъектов хозяйствования
Потребительский рынок и доходы населения
Динамика ВВП и реального сектора экономики
В 2007 году сохранялась тенденция динамичного развития экономики страны. Деловая и инвестиционная активность в большинстве отраслей экономики оставалась достаточно высокой. В основном были выполнены параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2007 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30 ноября 2006 года № 704. По данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта, по оценке, за 2007 год составил в текущих ценах 96,1 трлн. рублей. Реальный объем производства ВВП был на 8,2% выше, чем в 2006 году рис.1. Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2007 год был предусмотрен рост ВВП на 8-9%.
В январе-сентябре текущего года в основном сохранялись высокие темпы роста основных макроэкономических показателей развития страны рис 1.
Рис. 1. Динамика основных макроэкономических показателей
В 2007 году промышленной продукции (работ, услуг) произведено на сумму 91,5 трлн. руб., что на 8,5% больше, чем в 2007 году (при прогнозе – 7,5-8,5%). В отраслевой структуре валового внутреннего продукта удельный вес добавленной стоимости промышленности уменьшился с 27,6% в 2006 году до 26,7% — в 2007 году.
Доля предприятий государственной формы собственности в общем объеме произведенной промышленной продукции составила 37,2%, предприятий частной формы собственности, имеющих в уставном фонде долю государства, – 50,8%.
Потребительских товаров выпущено на сумму 19,4 трлн. рублей, что на 8,2% выше уровня 2006 года (прогноз – 8,5-9,5%). При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 4,2%, непродовольственных – на 11,7%.
В 2007 году в экономику и социальную сферу республики инвестировано 25,1 трлн. рублей, или на 14,7% (в сопоставимых ценах) больше, чем в 2006 году (при прогнозных темпах прироста 14,5-17%). Доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличилась с 25,7% в 2006 году до 26,1% в 2007 году.
Основными источниками инвестиций являлись собственные средства организаций (41,6%), бюджетные средства (26%), кредиты банков (включая кредиты иностранных банков) (19,6%) и средства населения (7,9%).
На объекты производственного назначения использовано 16,1 трлн. рублей капитальных вложений, что на 11,6% выше уровня 2006 года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 64,4% (в 2006 году – 67,6%). Финансовые вложения в объекты непроизводственного назначения возросли на 20%. На строительство жилых домов использовано 4,6 трлн. рублей инвестиций, что составило 18,4% к их общему объему и 123,1% к уровню 2006 года. В 2007 году в эксплуатацию введено 4 685 тыс. квадратных метров жилья – на 14,2% больше, чем в 2006 году.
Объем продукции сельского хозяйства, по оценке, в 2007 году составил 17,9 трлн. рублей и увеличился по сравнению с 2006 годом в сопоставимых ценах на 4,1% (при прогнозе – 6-7,5%).
Объем грузооборота предприятий транспорта за 2007 год сложился в размере 55 139 млн. ткм и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 5,5%.
Финансы субъектов хозяйствования
В 2007 году предприятиями и организациями республики реализовано продукции, работ, услуг на сумму 203,7 трлн. рублей в текущих ценах, что в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 18,1% больше, чем в 2006 году. Оплаченная выручка составила 96,6% от всей выручки, или 196,7 трлн. рублей.
По итогам 2007 года прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг сложилась в размере 14,3 трлн. рублей, или 14,9% от произведенного валового внутреннего продукта (за 2006 год – 15,7%), что в реальном выражении на 6,2% больше, чем в 2006 году. Рентабельность реализованной продукции сократилась на 1,2 процентных пункта рентабельность продаж – на 0,8 процентных пункта, составив 12 и 7% соответственно.
В 2007 году хозяйствующими субъектами республики было получено 13,8 трлн. рублей прибыли до налогообложения в текущих ценах, или 14,3% ВВП (в 2006 году – 15,1%), рис.2. По сравнению с 2006 годом сумма прибыли до налогообложения возросла на 6,6% в реальном выражении. Чистая прибыль увеличилась на 6,3%, составив 9,1 трлн. рублей.
Рис. 2. Финансовые результаты деятельности организаций республики
В 2007 году 670 организаций, или 6,3% от их общего числа, по результатам деятельности получили чистый убыток. Сумма чистого убытка убыточных предприятий по всем отраслям экономики составила 503,9 млрд. рублей вместо 482,8 млрд. рублей в 2006 году. Доля нерентабельных предприятий и организаций в реальном секторе экономики сократилась по сравнению с предыдущим годом на 2 п.п.
На 1 января 2008 года организации республики имели просроченную задолженность в размере 4,7 трлн. рублей. За 2007 год ее сумма в реальном выражении сократилась (скорректированная на индекс потребительских цен) на 6,9%. При этом просроченная задолженность по кредитам и займам, занимавшая 9,2% общей просроченной задолженности, уменьшилась на 0,5% в реальном выражении и составила 432,1 млрд. рублей.
Основную долю суммарной просроченной задолженности субъектов хозяйствования республики занимала просроченная кредиторская задолженность – 90,8%. Ее сумма на 1 января 2008 года составила 4,2 трлн. рублей, или 13,3% всего объема кредиторской задолженности (вместо 15,8% на 1 января 2007 года). По сравнению с началом 2007 года она уменьшилась в реальном выражении на 7,4%.
Задолженность промышленных предприятий занимала 39,9% в общей просроченной кредиторской задолженности по республике, предприятий сельского хозяйства – 27,1%, торговли и общественного питания – 10%.
В структуре просроченной кредиторской задолженности сократилась доля просроченной задолженности по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению с 12,6% на 1 января 2007 года до 10,6% на 1 января 2008 года. Ее сумма по сравнению с началом 2007 года уменьшилась на 22,4% в реальном выражении, составив 449,1 млрд. рублей.
Сумма просроченной дебиторской задолженности на 1 января 2008 года составила 3,9 трлн. рублей, или 15,8% общей суммы дебиторской задолженности вместо 19,4% на 1 января 2007 года. По сравнению с началом 2007 года она уменьшилась в реальном выражении на 3,8%.
Просроченная кредиторская задолженность по республике на 9,3% превышала просроченную дебиторскую задолженность.
Внешняя просроченная кредиторская задолженность за товары, работы и услуги за 2007 год в реальном выражении увеличилась на 5,8% и составила на 1 января 2008 года 674 млрд. рублей. Внешняя просроченная дебиторская задолженность белорусским предприятиям была в 2 раза меньше.
Сумма накопленной просроченной кредиторской задолженности белорусских организаций хозяйствующим субъектам стран СНГ (205 млрд. рублей) занимала 30,4% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и была меньше просроченной дебиторской задолженности предприятий стран Содружества предприятиям республики на 18,3%.
На просроченную кредиторскую задолженность белорусских организаций субъектам хозяйствования России, основного торгового партнера республики, приходилось 28,4% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и 93,4% просроченной задолженности странам СНГ. Ее сумма составила 191,5 млрд. рублей, что соответствует ее значению на начало 2007 года. В просроченной задолженности предприятиям Беларуси просроченная задолженность российских предприятий (204,7 млрд. рублей) занимала 59,9% и 81,6% просроченной задолженности предприятий стран СНГ.
Инфляция на потребительском рынке за 2007 год составила 12,1%, или 1% в среднемесячном исчислении, что выше прогнозных показателей (0,5-0,6%) и показателей 2006 года (0,5%).
Основной вклад в рост сводного индекса потребительских цен за 2007 год – 8,3% прироста сводного индекса – внесли высокие темпы роста цен на продовольственные товары (на 15,9%). Непродовольственные товары подорожали на 5,9%, что привело к увеличению сводного индекса потребительских цен на 1,5%. Тарифы на платные услуги возросли на 10,5%, увеличив прирост сводного индекса цен на 2,3%.
Среднегодовой индекс потребительских цен в 2007 году составил 108,4%, рис. 3.
Рис. 3. Динамика среднегодовых сводных индексов цен
Прирост цен производителей промышленной продукции за 2007 год составил 17,1%, цен на строительно-монтажные работы – 13% вместо 8,5 и 9,9%, соответственно, за 2006 год.
Ценовая ситуация в промышленности в 2007 году определялась ростом цен во всех отраслях. В электроэнергетике и топливной промышленности они выросли наиболее значительно – на 34 и 31,2%, соответственно, рис. 4.
1 Электроэнергетика | 4 Химическая | 7 Лесная, деревообр. и целлюлозно-бумажная |
2 Топливная | 5 Нефтехимическая | 8 Легкая |
3 Черная металлургия | 6 Машиностроение и металлообработка | 9 Пищевая |
Рис. 4. Прирост цен в целом и по отраслям промышленности за 2007 год.
Потребительский рынок и доходы населения
В 2007 году розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации составил 38,3 трлн. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 15,3% по сравнению с 2006 годом (прогнозом на 2007 год предусмотрен его рост на 9,5-10,5%). Розничный товарооборот торговли составил 36,4 трлн. рублей, организаций общественного питания – 1,9 трлн. рублей, или соответственно 115,6% и 109,8% к уровню 2006 года.
В структуре розничного товарооборота в 2007 году 66% приходилось на торговые организации, 34% — на индивидуальных предпринимателей, торгующих в специально обустроенных помещениях, на рынках, в киосках, палатках и других объектах. При этом удельный вес продовольственных товаров занимал 51%, непродовольственных — 49%, в 2006 году – соответственно 52% и 48%.
Данные о структуре общего объема розничного товарооборота по формам собственности приведены в таблице:
2007 г., млрд. руб. |
В % к итогу | ||
2007 г. | справочно 2006г. |
||
Общий объем розничного товарооборота | 38327,5 | 100 | 100 |
в том числе: | |||
государственная собственность | 5693,3 | 14,8 | 15,4 |
республиканская | 3808,9 | 9,9 | 10,2 |
коммунальная | 1884,4 | 4,9 | 5,2 |
частная собственность | 31426,5 | 82,0 | 81,6 |
смешанная собственность без иностранного участия | 3684,4 | 9,6 | 9,6 |
смешанная собственность с иностранным участием | 1881,0 | 4,9 | 4,2 |
иностранная собственность | 1207,7 | 3,2 | 3,0 |
Доля продажи товаров отечественного производства магазинами в объеме розничного товарооборота торговой сети в 2007 году составила 77%, в том числе продовольственных товаров – 85,3%, непродовольственных – 66,2%.
В 2007 году населению продано продовольственных товаров на 19,6 трлн. рублей, что составляет 111,4% к уровню 2006 года, непродовольственных товаров – на 18,7 трлн. рублей (119,6%).
В продаже основных продовольственных товаров по всем каналам реализации наибольший прирост продаж имели по сравнению с 2006 годом консервы рыбные – на 32,8%, соки – на 29,9%, растительное масло – на 17,3%, цельномолочная продукция – на 15,5%.
В 2007 году на потребительском рынке реализовано алкогольных напитков и пива на 3,6 трлн. рублей, что составляет в общем объеме розничного товарооборота торговых организаций 14%.
Торговыми организациями в 2007 году продано непродовольственных товаров на 10,6 трлн. рублей, что составило 57% от всей продажи непродовольственных товаров. Реализация непродовольственных товаров торговыми организациями в 2007 году по сравнению с 2006 годом возросла на 23%.
В 2007 году объем платных услуг, оказанных населению через все каналы реализации, составил 10 трлн. рублей, или в сопоставимых ценах 111,5% к уровню 2006 года при прогнозе на 2007 год – 109-110%.
Организациями государственной формы собственности оказано 59,1% от общего объема платных услуг, частной – 33,9%.
Темпы роста объемов услуг, оказанных населению организациями всех форм собственности независимо от ведомственной подчиненности, в 2007 году к уровню 2006 года в сопоставимых ценах составили: жилищно-коммунальных – 105,6% (прогноз – 102-103%), культуры – 118,9% (прогноз– 109-110%), туристско-экскурсионных – 134,3% (прогноз – 121-122%), физической культуры и спорта – 119,5% (прогноз – 121-122%), медицинских – 120,1% (прогноз – 104-105%), образования – 109,6% (прогноз – 106-107%).
Объем бытовых услуг, оказанных населению через все каналы реализации, в 2007 году составил 1307,7 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 121,9% к 2006 году при прогнозе роста на год – 114-114,5%. Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими сеть организаций бытового обслуживания населения, оказано бытовых услуг на 808,1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 13% больше, чем в 2006 году.
В 2007 году денежные доходы населения составили 59 трлн. рублей, что на 24,4% больше, чем за 2006 год при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 8,4%. В реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен) денежные доходы населения за 2007 год увеличились по сравнению с 2006 годом на 14,7% (при прогнозе роста на 2007 год на 7,5-8,5%).
Структура денежных доходов населения представлена следующими данными (в процентах к итогу):
2007 г. | 2006 г. | |
Всего денежных доходов | 100 | 100 |
в том числе: | ||
оплата труда | 57,5 | 59,2 |
трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие текущие трансферты) | 19,9 | 21,0 |
доходы от собственности (проценты по депозитам, дивиденды и прочие доходы от собственности) | 1,9 | 1,8 |
прочие доходы (поступления от продажи продукции с/х, официально неучтенные доходы от индивидуальной предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход) | 20,7 | 18,0 |
Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению, которые в 2007 году составили 77,4% от общей суммы денежных доходов населения.
В 2007 году денежные доходы в расчете на душу населения составили 506,7 тыс. рублей в месяц и выросли в реальном выражении на 15,1% по отношению к 2006 году (406,1 тыс. рублей).
Денежные расходы и сбережения населения в 2007 году составили 58,7 трлн. рублей. На покупку товаров и оплату услуг население израсходовало 47,7 трлн. рублей (80,9% от общей суммы денежных расходов и сбережений населения), оплату налогов и добровольных взносов – 9,1 трлн. рублей (15,3%), на сбережения (прирост вкладов, приобретение ценных бумаг, сальдо покупки-продажи иностранной валюты) – 4,4 трлн. рублей (7,4%), изменение задолженности по кредитам – 2,5 трлн. рублей (-4,2%).
Структура использования денежных доходов населения характеризуется следующими данными (в процентах):
Денежные доходы населения |
Из них использовано на: | Превышение доходов над расходами (+), превышение расходов над доходами (-) |
||||
покупку товаров и оплату услуг |
оплату налогов и добровольных взносов |
сбережения | Изменение задолженности по кредитам | |||
2006 г. | 100 | 81,8 | 12,7 | 9,3 | -4,6 | +0,8 |
2007 г. | 100 | 80,9 | 15,5 | 7,4 | -4,2 | +0,4 |
Основным источником дохода для большей части населения по-прежнему является заработная плата по основному месту работы. По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, в 2007 году начисленная среднемесячная заработная плата работников республики составила 701,1 тыс. рублей, что в реальном выражении на 9,5% больше, чем за 2006 год при прогнозе роста на 8-9% (в том числе в декабре – 795 тыс. рублей, реальный прирост к ноябрю 2007 года – 8%).
В отраслях бюджетной сферы средняя заработная плата в 2007 году составила 615 тыс. рублей, в том числе в декабре – 709 тыс. рублей.
При этом по отраслям экономики сохраняются значительные различия в оплате труда. В отраслях материального производства наиболее низкий уровень заработной платы в 2007 году наблюдался в сельскохозяйственном производстве – 423,4 тыс. рублей, что в 1,6 раза ниже, чем в среднем по республике; а самый высокий – в нефтеперерабатывающей промышленности – 1409,6 тыс. рублей, что в 2 раза выше, чем в среднем по республике. В непроизводственной сфере лидером по начисленной среднемесячной заработной плате являлись банки – 1174,7 тыс. рублей, самая низкая заработная плата была у младшего медицинского персонала в здравоохранении с зарплатой в 369,1 тыс. рублей, разрыв составил 3,2 раза, рис. 5. При этом среднемесячная зарплата врачей в 2007 году составила 1006,1 тыс. рублей, что в 1,4 раза выше, чем в среднем по республике, профессорско-преподавательского состава – 1007,1 тыс. рублей (1,4 раза).
1 промышленность | 6 торговля и общепит | 11 наука и научное обслуживание |
2 сельское хозяйство | 7 здравоохранение | 12 банки |
3 транспорт | 8 социальное обеспечение | 13 страхование |
4 связь | 9 образование | |
5 строительство | 10 культура и искусство |
Рис. 5. Среднемесячная начисленная заработная плата по отраслям экономики за 2007 год, тыс. рублей
В 2007 году, по предварительным данным Национального банка, объем внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса составил 58,1 млрд. долл. США, что на 26,3% (из расчета в фактических ценах) больше уровня 2006 года, в том числе экспорт – 27,7 млрд. долл. США, импорт – 30,4 млрд. долл. США. По сравнению с 2006 годом экспорт товаров и услуг возрос на 24,6%, импорт – на 28%.
Сальдо внешнеторговых операций по методологии платежного баланса в 2007 году сложилось отрицательное в размере 2,7 млрд. долл. США, в том числе в торговле товарами – 3,9 млрд. долл. США, в торговле услугами – положительное – 1,2 млрд. долл. США.
Основную часть внешней торговли составляет торговля товарами – 91,4% общей суммы торговли товарами и услугами. Объем внешнего товарооборота, по данным торгового баланса, в 2007 году составил 53,1 млрд. долл. США, или 126% к уровню 2006 года. Из обшей суммы 57% внешнего товарооборота приходилось на страны СНГ. Объем торговли с ними возрос на 30,7%, со странами дальнего зарубежья – на 20,1%.
Рис. 6. Консолидированный торговый баланс
За 2007 год экспортировано товаров на сумму 24,4 млрд. долл. США, что на 23,3% больше, чем в 2006 году, рис. 6. При этом физический объем экспорта возрос на 5,6%, средние цены на экспортируемые товары – на 16,8%. Более половины (53,9%) белорусского экспорта приходилось на страны вне СНГ. Объем экспорта в эти страны возрос на 17,8% по сравнению с 2006 годом, в страны Содружества – на 30,5%.
Стоимостной объем экспорта товаров в Российскую Федерацию в 2007 году увеличился относительно 2006 года на 29,8% (физический объем – на 9,6%, средние цены экспорта – на 17,4%), составив 8,9 млрд. долл. США, и занял 36,5% общего объема экспорта. Импорт российских товаров в стоимостном выражении возрос на 31,2% и составил 17,2 млрд. долл. США. Увеличение стоимости российского импорта вызвано ростом как физических объемов поставок (на 1,6%), так и цен на импортируемые товары (на 29,1%). В результате дефицит в торговле с Россией составил 8,3 млрд. долл. США вместо 6,3 млрд. долл. США в 2006 году. В структуре импортных потоков доля России составила 59,9%. В целом товарооборот с Россией за 2007 год увеличился на 30,7% по сравнению с 2006 годом, составив 26,1 млрд. долл. США.
Товарные потоки из стран дальнего зарубежья увеличились на 23,4%. При этом положительное сальдо экспортно-импортных операций с ними составило 3,4 млрд. долл. США.
Основные торговые партнеры республики (в % от общего товарооборота):
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Россия | 58,6 | 59,4 | 57,9 | 58 | 58,5 | 48,4 | 47,4 | 49,2 |
Украина | 5,7 | 4,5 | 3,3 | 3,3 | 3,6 | 5,5 | 5,8 | 5,7 |
Германия | 5,2 | 5,4 | 6,1 | 5,8 | 5,3 | 5,6 | 5,8 | 5,5 |
Польша | 3,1 | 2,9 | 2,9 | 3,6 | 4,0 | 4,4 | 4,3 | 3,9 |
Великобритания | 1,3 | 1,8 | 3,3 | 4,7 | 4,2 | 3,9 | 3,9 | 3,2 |
Итого | 73,9 | 74,0 | 73,5 | 75,4 | 75,6 | 67,8 | 67,2 | 67,5 |
По предварительным данным Национального банка, внешний оборот услуг за 2007 год составил 4 590,2 млн. долл. США (экспорт – 3 086,8 млн. долл., импорт – 1 503,4 млн. долл.) и вырос по сравнению с 2006 годом на 38,4%. При этом экспорт услуг увеличился на 37%, импорт – на 41,4%. В структуре предоставленных услуг преобладают транспортные услуги – 76% всего экспорта услуг, услуги связи – 4%, строительные услуги – 3,8%. В импорте услуг 51,7% приходилось на транспортные услуги , 10,6% — на аренду недвижимого имущества.
Торговля услугами более динамично развивалась со странами дальнего зарубежья. Прирост в торговле с этими странами составил 42,3%. Со странами Содружества объемы торговли услугами увеличились на 34,4% по сравнению с 2006 годом, в том числе с Россией – на 34,7%. На долю стран дальнего зарубежья приходилось 48,9% общего объема экспорта услуг республики и 58,3% — общего объема импорта услуг.
За 2007 год в консолидированный бюджет поступило 48 049,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 103,0% годового плана (за 2006 год – 102,3% годового плана). Из них на долю НДС, налогов на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходилось 39,9%. При этом 18,0% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 47 626,8 млрд. рублей, что составляет 98,0% годового плана (за 2006 год – 95,8%). В реальном выражении это на 17,9% больше, чем за 2006 год при реальном росте доходов за этот период на 15,5%. Профицит консолидированного бюджета за 2007 год составил 422,1 млрд. рублей, или 0,4% к ВВП (за январь-декабрь 2006 года профицит — 1,4% к ВВП), приложение.
Анализ поступлений доходов свидетельствует о том, что удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП увеличился с 48,4 процента в 2006 году до 50,0 процента в 2007 году, или на 1,6 п.п., что в значительной степени обусловлено введением экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и расширением налогооблагаемых баз. В частности, удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета увеличился с 5,4% в 2006 году до 13,1% в 2007 году, или более чем вдвое.
Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2007 год энергетичность доходов консолидированного бюджета составила 1,07, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 7,4 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что в 2006 году энергетичность доходов была 1,06).
Задолженность по платежам в бюджет по состоянию на 1 января 2008 года, составила 149,5 млрд. рублей. По отношению к ВВП она сократилась почти в два раза: с 0,3% ВВП на начало 2007 г. до 0,16% ВВП на начало 2008 г. Отношение задолженности к годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,8% на 1.01.2007 г. до 0,4% на 1.01.2008 г.
Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) за 2006-2007 годы, табл. 1. Как видно из таблицы, в 2007 году налоговые доходы выросли на 1,2 п.п. по сравнению с 2006 годом (учитывая отмену налогов на фонд заработной платы и рост доходов от ВЭД), а доля неналоговых доходов и взносов на государственное социальное страхование в ВВП сократилась.
Таблица 1
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2006-2007 гг., %
Показатели | январь-декабрь 2006 |
январь-декабрь 2007 |
Налоговые доходы — всего | 70,1 | 71,3 |
в том числе: | ||
|
16,0 | 15,5 |
в т.ч. — подоходный налог | 6,5 | 6,4 |
|
1,8 | 0 |
|
3,3 | 3,2 |
|
38,4 | 35,0 |
в т.ч. — НДС | 19,2 | 18,0 |
- акцизы | 7,4 | 6,3 |
|
5,4 | 13,1 |
Взносы на государственное социальное страхование | 24,2 | 23,4 |
Неналоговые доходы | 5,7 | 5,3 |
Итого доходов | 100,0 | 100,0 |
За 2007 год производительность труда в экономике сложилась на уровне 107,7%, в то время как реальный рост заработной платы работников в бюджетной сфере за этот период составил 106%, что явилось вкладом бюджетно-налоговой политики в сбалансированность внешней позиции.
Расходы консолидированного бюджетаза 2007 год профинансированы 47 626,8 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 10 448,8 млрд. рублей. При этом кредиторская задолженность по средствам консолидированного бюджета составила 166,3 млрд. рублей (в 2006 году – 250 млрд. рублей). Отношение кредиторской задолженности к годовым расходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,87% на 1.01.2007 г. до 0,45% на 1.01.2008 г.
В 2007 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 17,9% по сравнению с 2006 годом в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – на 35,8%, общегосударственные расходы – на 20,9%, расходы на жилищные и коммунальные услуги – на 18,6%.
В 2007 году по сравнению с 2006 годом на 3,1 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета на поддержку национальной экономики; на 0,3 процентных пункта – доля общегосударственных расходов при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации, рис. 7.
Рис. 7. Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу
Более 90% расходов бюджета по разделу «Национальная экономика» приходилось на расходы по четырем подразделам: «Промышленность, энергетика, строительство и архитектура» – 37,1% всех расходов на национальную экономику, «Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность» – 34,7%, «Дорожное хозяйство» – 16,1% и «Транспорт» – 6,9%.
Расходы по разделу «Социальная политика» составили 27,3% всех расходов консолидированного бюджета, «Образование» – 11,6%, «Здравоохранение» — 9,1%, «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» – 2,4%.
В расходах консолидированного бюджета в 2007 году в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 78,6%, в том числе на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 20,1%, субсидии и текущие трансферты – 42,7%, обслуживание государственного долга – 0,8%. Доля капитальных расходов составила 20,1%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 17,2% всех бюджетных расходов.
Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2007 году сложились на 52% из расходов республиканского бюджета и 48% — расходов местных бюджетов, рис. 8.
Рис.8. Структура расходов консолидированного бюджета (без ФСЗН).
Доля местных бюджетов в доходах и расходах консолидированного бюджета страны является одним из критериев бюджетной децентрализации. В последние годы для бюджетного процесса республики было характерно повышение уровня централизации ресурсов в республиканском бюджете, рис. 9. Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2007 году составил 67,7% вместо 50,1% в 2003 году. В формировании доходной части местных бюджетов значительную роль играют безвозмездные поступления из республиканского бюджета. В 2007 году финансовая помощь местным бюджетам составила 16,2% всех доходов этих бюджетов.
Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) в 2007 году составили 24 813,3 млрд. руб., или 118,7% (в реальном выражении) к уровню 2006 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 25 424,2 млрд. руб., что на 23,5% больше, чем в 2006 году.
Наибольший удельный вес в доходах республиканского бюджета (без учета ФСЗН) (25,3%) занимали доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций. По сравнению с 2006 годом их объем возрос в 2,8 раза в реальном выражении. За счет налога на добавленную стоимость обеспечено 24,5% всех поступлений в республиканский бюджет.
Финансирование по всем разделам республиканского бюджета в разрезе функциональной классификации было осуществлено выше уровня 2006 года. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку национальной экономики (на 39,7% в реальном выражении) и общегосударственные расходы (25,1%).
В 2007 году расходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили доходы на 610,9 млрд. рублей, или 0,6% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета составил 326 млрд. рублей, или 0,3% ВВП.
В целом тенденции в бюджетной сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2007 году, как и ранее, была подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.
Приложение
Консолидированный бюджет Республики Беларусь
(в сопоставимой структуре), млрд. рублей
2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | |
1. ДОХОДЫ — всего | 23 004,2 | 30 824,9 | 38 391,2 | 48 048,9 |
1.1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: | 16 751,4 | 22 330,0 | 26 929,0 | 34 235,6 |
Подоходный налог | 1 403,8 | 1 882,3 | 2 480,1 | 3 081,0 |
Налог на прибыль | 1 629,7 | 2 376,9 | 3 140,8 | 3 837,1 |
Налоги на собственность | 957,0 | 1 148,6 | 1 268,4 | 1 519,2 |
НДС | 3 854,5 | 5 909,0 | 7 364,8 | 8 669,6 |
Акцизы | 1 125,8 | 1 368,0 | 2 829,7 | 3 045,9 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 1 094,8 | 1 682,3 | 2 068,7 | 6 281,3 |
1.2 ВЗНОСЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ |
5 382,2 | 7 345,5 | 9 287,7 | 11 256,7 |
1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 869,7 | 1 149,4 | 2 174,5 | 2 556,7 |
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) | 22 546,5 | 30 556,0 | 37 256,2 | 47 626,8 |
2.1 Общегосударственные расходы | 2 533,2 | 4 003,6 | 4 936,9 | 6 471,1 |
2.1 Национальная оборона | 483,0 | 720,1 | 998,8 | 1 206,2 |
2.3 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности | 1 000,7 | 1 382,7 | 1 719,2 | 2 062,7 |
2.4 Национальная экономика | 4 507,5 | 5 983,5 | 7 600,9 | 11 189,0 |
2.5 Охрана окружающей среды | 314,6 | 384,6 | 460,3 | 537,8 |
2.6 Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство | 1 398,8 | 1 671,8 | 1 674,0 | 2 152,5 |
2.7 Здравоохранение | 2 256,3 | 2 985,4 | 3 527,7 | 4 325,2 |
2.8 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации | 528,7 | 705,1 | 918,8 | 1 120,4 |
2.9 Образование | 2 985,4 | 4 007,9 | 4 788,4 | 5 547,3 |
2.10 Социальная политика | 6 538,4 | 8 711,3 | 10 631,2 | 13 014,5 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) | 22 546,5 | 30 556,0 | 37 256,2 | 47 626,8 |
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: | 18 204,2 | 24 610,1 | 29 444,7 | 37 417,8 |
Заработная плата | 3 879,6 | 5 290,0 | 6 528,0 | 7 501,9 |
Начисления на заработную плату | 1 064,0 | 1 477,6 | 1 801,0 | 2 048,8 |
Выплата процентов | 243,3 | 229,5 | 293,4 | 386,8 |
Субсидии и текущие трансферты | 9 023,3 | 12 618,2 | 15 107,7 | 20 347,5 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ | 4 084,0 | 5 387,2 | 7 608,9 | 9 596,5 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ | 258,3 | 558,7 | 202,5 | 612,5 |
Дефицит (профицит) | 457,7 | 268,9 | 1 135,0 | 422,1 |
Финансирование | -457,7 | -268,9 | -1 135,0 | -422,1 |
Внутреннее финансирование | -693,8 | -467,1 | -1 150,7 | -3 513,6 |
Внешнее финансирование | 236,1 | 198,2 | 15,7 | 3 091,5 |
Справочно: | ||||
ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ | ||||
Доходы | 5 416,7 | 7 404,7 | 9 384,6 | 11 4 21 ,7 |
в т.ч. трансферты республиканского бюджета | 36,1 | 288,9 | 115,4 | 12,2 |
Расходы | 5 226,0 | 6 735,5 | 8 491,1 | 10 484,8 |
Сальдо | 190,7 | 669,3 | 893,5 | 936,9 |