Агульная інфармацыя
В рамках сотрудничества Республики Беларусь с Международным валютным фондом (далее - МВФ), Министерство финансов осуществляет подготовку и представление данных статистики государственных финансов Республики Беларусь (далее – СГФ) в МВФ. В целях сопоставимости такие данные представляются в формате, соответствующем международным стандартам отчетности, а именно Руководства по статистике государственных финансов Международного валютного фонда (далее – РСГФ). Данное руководство подготовлено Статистическим департаментом МВФ и является методологической основой для составления налогово-бюджетных данных стран всего мирового сообщества.
В связи с очередным пересмотром в 2008 году стандартов статистики национальных счетов и необходимостью гармонизации методологии формирования данных экономической статистики МВФ пересмотрел стандарты статистики государственных финансов и опубликовал новое Руководство по СГФ 2014.
С 2017 года данные по статистике государственных финансов формируются Министерством финансов и представляются в МВФ в соответствии с РСГФ2014.
Основным источником информации, используемой при подготовке данных СГФ, является отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы Республики Беларусь, которая составляется в соответствии бюджетной классификацией и по такой же структуре, что и утвержденные бюджеты на соответствующий финансовый год. Базовым документом, на основании которого осуществляется формирование бюджета, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь.
Центральное место в системе СГФ Республики Беларусь занимает сектор государственного управления. В настоящее время при формировании отчетности СГФ Министерство финансов в составе сектора государственного управления Республики Беларусь выделяет республиканский и местные бюджеты, бюджеты государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, других государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетные средства бюджетных организаций.
Между СГФ и бюджетной классификацией Республики Беларусь существует различие в определении доходов и расходов.
В системе СГФ доходами называется увеличение чистой стоимости активов в результате операций и не включаются поступления от реализации нефинансовых активов. В Бюджетном Кодексе Республики Беларусь доходы бюджета определены как поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами бюджетного законодательства источниками финансирования дефицита бюджета.
Таким образом, в бюджетной отчетности доходы включают некоторые поступления, которые в СГФ трактуются как нефинансовые активы. Например, в бюджетной классификации Республики Беларусь к доходам отнесены: доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, доходы от конфискованного имущества, доходы от продажи земельных участков.
В системе СГФ расходами называется уменьшение чистой стоимости активов в результате операций. Приобретение нефинансовых активов не влияет на чистую стоимость активов и не считается расходными операциями. Расходы в Республике Беларусь определены как денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства (статья 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь).
Согласно РСГФ 2014 капитальные вложения в основные фонды (приобретение оборудования и других основных средств, капитальное строительство) отражаются в СГФ не как расходы, а как операции по приобретению нефинансовых активов.
В связи с указанными различиями для формирования данных по СГФ и приведения данных бюджетной отчетности в соответствие с классификационными категориями СГФ используются таблицы переклассификации.