Станаўленне
Постановлением Временного рабоче-крестьянского правительства Белоруссии от 7 января 1919 года учрежден Комиссариат финансов республики, реорганизованный по решению 1 съезда Советов в феврале 1919 года в Народный комиссариат финансов БССР.
С образованием Литовско-Белорусской ССР Наркомфин БССР в марте 1919 года ликвидируется, его функции передаются Народному комиссариату финансов Литовско-Белорусской ССР. В 1920 году создается отдел финансов Мингубревкома, который с 1 августа 1920 года переименовывается в Отдел финансов Военревкома БССР, а с 26 августа в Комиссариат финансов Военревкома БССР.
В соответствии с принятыми II съездом Советов БССР дополнениями к Конституции Белорусской ССР Комиссариат финансов Военревкома БССР стал называться Народным комиссариатом финансов Белорусской ССР. Наркомфин БССР в этот период деятельности руководил организацией финансовых учреждений на местах, рассматривал представленные наркоматами сметы расходов, выявлял бескредитные расходы, разассигнование и перевод кредитов, контролировал деятельность сметно-расчетных и кассовых учреждений, проводил налоговую политику в республике.
Для осуществления указанных функций в наркомате были созданы: налоговое управление, бюджетно-расчетное управление, страховое управление, информационно-инструкторский отдел, сметная комиссия и управление делами. Кроме этого, непосредственно наркому подчинялся Комитет цен.
3 ноября 1924 года III сессия ЦИК БССР 6-го созыва на основании ст. 67 Конституции СССР и согласно Конституции БССР утвердила Положение о Народном комиссариате финансов БССР. В соответствии с этим Положением Наркомфин БССР являлся органом Народного комиссариата финансов СССР и подчинялся непосредственно ЦИК БССР, его президиуму, СНК и Экономическому совещанию БССР. Во главе наркомата стоял нарком, избираемый ЦИК БССР. Местными органами Наркомфина БССР были окружные финансовые отделы, финансово-налоговые части райисполкомов и приписные приходно-расходные кассы.
В связи с утверждением положения о Наркомфине БССР и в соответствии со статьями 50—55, 67 и 68 Конституции Союза ССР Президиум ЦИК БССР постановил 30 ноября 1924 года ликвидировать Управление уполномоченного Наркомата финансов РСФСР. Положение ввело новую структуру наркомата в составе управлений: общего, бюджетного, налогового, государственных доходов, местных финансов и финансово-контрольного, валютного отдела и финансово-экономического бюро. При Наркомфине БССР действовали Управление государственного страхования и Главная сберегательная трудовая касса.
В течение 1925—1927 гг, функции, компетенции и структура Наркомата не претерпели существенных изменений. 27 декабря 1927 года ЦИК и СНК БССР приняли постановление “О реорганизации и упрощении советского аппарата и расширении прав местной власти”. Постановление предусматривало упростить и удешевить советский государственный аппарат, усилить борьбу с бюрократизмом, расширить права местных органов, а высвободившиеся средства использовать на индустриализацию страны.
В соответствии с этим постановлением Наркомфин БССР часть своих функций передал финансовым отделам окружных исполкомов, Белорусской конторе Госбанка и т.д. В их ведение перешли функции по надзору и контролю за низовым звеном финансовых учреждений, по составлению окружных бюджетов, ревизионной работе в области налогов и т.д.
Постановлением СНК БССР от 22 августа 1928 года при Наркомфине создается плановая комиссия. В связи с ликвидацией в 1930 году окружного деления местными органами наркомата стали районные финансовые отделы.
В 1930—1931 гг. проводится ряд мероприятий, направленных на улучшение структуры наркомата. В основу ее построения был положен производственно-отраслевой принцип.
Вместо ранее существующих управлений и отделов созданы секторы: контроля, сводно-плановый, научно-экономический, промышленности и товарооборота, сельского хозяйства, куль туры, массовых платежей, массовой работы и мобилизации средств, кадров, спецсектор и секретариат.
В 1935 году секторы были переименованы в отделы и создана штатная комиссия для контроля за соблюдением установленных штатов. В 1937 году вводится должность главного контролера-ревизора ревизионного управления Наркомфина СССР по БССР, отделы реорганизуются в управления, а в 1939 году организована Главная бухгалтерия по учету выполнения республиканского и местного бюджетов. В 1938 году система местных финансовых органов изменяется соответственно новому административно-территориальному делению. Создаются финансовые отделы областных, районных и городских исполнительных комитетов.
В июне 1941 года в связи с немецко-фашистской оккупацией Белоруссии Наркомфин БССР прекратил свою деятельность. В начале 1942 года в Москве была создана оперативная группа Наркомфина БССР в составе 5, а затем 8 человек, которая осуществляла розыск и учет работников финансовых органов, эвакуировавшихся из БССР. 11 ноября 1943 года Совнарком БССР утвердил структуру наркомата в составе: бюджетного управления, управления финансирования народного хозяйства, управления налогов и сборов, управления государственных доходов, управления по штатам, 1-го управления, управления кадров и учебных заведений, бухгалтерии по бюджету, секретариата и административно-хозяйственного управления.
С освобождением территории Белоруссии в декабре 1943 года Наркомат финансов перемещается в г. Гомель, а в июле 1944 года в г. Минск. В Минске Наркомфин БССР развернул свою деятельность в составе: бюджетного управления, отдела центральной бухгалтерии, управления налогов и сборов; управления госдоходов, штатного управления; отдела финансирования промышленности, торговли и кооперации; отдела финансирования сельского, лесного и водного хозяйства; отдела финансирования коммунально-жилищного, дорожного хозяйства, автотранспорта и связи; отдела финансирования культуры и здравоохранения; отдела кадров и подготовки кадров; отдела спецработ; административно-хозяйственного отдела.
В соответствии с законом “О преобразовании Совета народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов народных комиссаров союзных республик и автономных республик в Советы Министров” Указом Президиума Верховного Совета БССР от 26 марта 1946 года Народный комиссариат финансов БССР был преобразован в Министерство финансов БССР.
В течение 1952—1965 гг. структура Министерства финансов БССР претерпела ряд изменений. Так, в соответствии со штатным расписанием, утвержденным Советом Министров БССР, постановлением № 1021 от 25 августа 1953 года был создан отдел финансирования сельского хозяйства, ликвидировано управление по госпособиям многодетным и одиноким матерям, функции которого перешли к управлению финансирования культуры, здравоохранения и социального обеспечения. В 1956 году управление налогов и сборов переименовано в управление налогов и заготовок, а в 1959 году оно было объединено с управлением госдоходов.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 3.05.1956 г. № 583 “О передаче местных органов контрольно-ревизионного управления Министерства финансов СССР в ведение министерств финансов союзных республик” Совет Министров БССР постановлением №340 от 21.06.1956 г. образовал в составе Министерства финансов БССР контрольно-ревизионное управление с возложением на него функций по контролю за исполнением государственного бюджета, а также проведения ревизий и проверок финансовой деятельности предприятий, учреждений и организаций.
Постановлением Совета Министров БССР от 9 июня 1958 года № 402 на базе имеющихся в республике органов государственного страхования СССР было создано Главное управление государственного страхования БССР. В декабре 1968 года согласно распоряжению Совета Министров БССР № 1317р в структуре министерства образована Центральная бухгалтерия по госбюджету, а в июне 1969 года бюро государственной бухгалтерской экспертизы передано в ведение Юридической комиссии при Совете Министров БССР.
Постановлением Совета Министров БССР от 7 августа 1972 года № 243 и приказом министра финансов БССР от 11 апреля 1974 года № 190 утверждено новое Положение о Министерстве финансов. Согласно Положению Министерству финансов предписывалось осуществлять руководство организацией государственных финансов в республике. С выходом указанного постановления Министерство финансов БССР, подчиненные ему органы государственного страхования и другие учреждения и организации, а также финансовые отделы исполкомов Советов народных депутатов завершили формирование системы финансовых органов республики.
В мае 1990 года в целях совершенствования системы контролях соблюдением законодательства о налогах, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет, повышения ответственности предприятий, организаций и населения за выполнением налоговых обязательств в системе Министерства финансов БССР создана государственная налоговая служба в составе: Главной государственной инспекции Минфина БССР, государственных налоговых инспекций по областям, городам, районам и районам в городах.
Главная государственная налоговая инспекция создана как структурное подразделение Министерства БССР. Затем в 1994 году она была выделена из состава министерства и преобразована в Государственный налоговый комитет Республики Беларусь.
В условиях независимости и суверенитета Республики Беларусь, перехода к рыночной экономике, предоставления предприятиям свободы выбора форм хозяйствования, расширения прав местных Советов депутатов в решении экономических и социальных задач стали предъявляться новые требования к финансовой системе республики. Возросли объемы экономической и контрольной работы, значительно расширились контакты с государствами ближнего и дальнего зарубежья, международными финансовыми организациями.
На современном этапе экономического и социального развития республики основными задачами Министерства финансов являются:
- проведение государственной политики, осуществление управления в сфере финансовой деятельности и координации действий в этой сфере других республиканских органов государственного управления;
- обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных и структур;
- разработка предложений по форм финансовых взаимоотношений предприятий, объединений, организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;
- эффективное проведение бюджетной и налоговой политики;
- разработка методологии, отчетности и контроля за состоянием ведомственного контроля в министерствах и других республиканских органах государственного обеспечения;
- финансовое обеспечение подведомственных учреждений и организаций;
- участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирование внешней государственной задолженности;
- контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство.