СМИ о коллегии

Бюджет 2012 года внес вклад в снижение инфляции в Беларуси

20.02.2013г. БЕЛТА - Бюджет 2012 года внес вклад в снижение инфляции в Беларуси. Об этом сообщил сегодня журналистам Первый заместитель Министра финансов Владимир Амарин перед заседанием коллегии Министерства финансов, передает корреспондент БЕЛТА.

«Итоги прошлого года мы оцениваем как позитивные, — отметил Владимир Амарин. — Бюджет исполнен с профицитом, соблюдены все параметры экономической безопасности в бюджетно-финансовой сфере, бюджет внес свой вклад в снижение инфляции, в макроэкономическую стабилизацию и в финансирование важнейших государственных программ».

На 2013 год ставится задача выполнения параметров бездефицитного бюджета. Будет осуществляться поддержка намеченной модернизации предприятий за счет бюджетных средств, главным образом, за счет средств инновационных фондов. Бюджет будет участвовать и в расширении белорусского экспорта. Владимир Амарин также отметил, что для финансистов выдвигается требование повышения финансовой дисциплины, поиска новых источников пополнения бюджета, исключения необоснованных трат государственных средств, будет усиливаться контроль за расходом бюджетных средств.

 

Налог на прибыль в Беларуси может снизиться при сокращении налоговых льгот

20.02.2013г. БЕЛТА - Ставка налога на прибыль в Беларуси может снизиться при сокращении налоговых льгот. Об этом заявил сегодня Министр финансов Андрей Харковец на коллегии Минфина, передает корреспондент БЕЛТА.

«Вариант отказа от излишних избыточных льгот и снижение ставки налога на прибыль видится реальным», — сказал Министр. Такой подход даст возможность развитию всего реального сектора экономики, а не только избранных, отметил он.

По оценке Министра, налоги в Беларуси абсолютно не мешают экономике успешно развиваться. «И дальнейший тренд по ее качественному улучшению должен выстраиваться на поиски внутренних резервов и оптимизацию ее составляющих», — сказал Андрей Харковец. Таким образом, возможности по механическому снижению ставок основных налогов, установления новых налоговых льгот, стимулирующих режимов фактически исчерпаны, отметил он. В этих условиях на первый план выходит расширение налоговой базы и снижение на этой основе ставки налога на прибыль, оказывающего наибольшее влияние на инвестиции. Таким образом, резерв состоит в сокращении налоговых льгот.

Но полностью отказаться от льгот нельзя, тем более, что часть из них имеют системный характер и обоснованы. Но налоговые льготы должны нести реальный экономический эффект, стимулировать создание мощностей и рабочих мест.

 

Минфин Беларуси намерен исключить необоснованные траты средств бюджета-2013

20.02.2013г. БЕЛТА - Министерство финансов Беларуси намерено исключить необоснованные траты средств бюджета-2013. Об этом заявил сегодня Министр финансов Андрей Харковец на итоговой коллегии Минфина, передает корреспондент БЕЛТА.

«Сохранение бездефицитного бюджета, исключение необоснованных трат государственных средств, повышение требовательности к возврату бюджетных ссуд и исполненных гарантий — это залог стабильности внутреннего финансового рынка, социальной защищенности граждан и безусловное выполнение внешних и внутренних обязательств бюджета», — отметил Андрей Харковец.

По его словам, нельзя допустить необеспеченных ресурсами обязательств на республиканском и местном уровнях. Это может привести к росту дефицита бюджета, разбалансированности внутреннего финансового рынка, росту инфляции, снижению устойчивости банковского сектора. В итоге за желаемым ростом расходов на благоустройство территорий, дополнительными социальными послаблениями, сдерживанием тарифов на социально значимые услуги для населения можно получить обратный эффект. Поэтому к финансовым органам в нынешнем году будут повышены требования принимать более действенные меры по повышению финансовой дисциплины. Предстоит искать источники пополнения бюджета, соблюдать жесткие бюджетные ограничения для обеспечения необходимыми ресурсами. Будет усилен контроль за достижением заявленных в бизнес-планах параметров экономической эффективности проектов, реализуемых с господдержкой.

При этом Министр финансов подчеркнул, что фискальные стимуляторы — бюджет, кредиты — в условиях недостаточной динамики улучшения качественных показателей ВВП становятся угрозой для сбалансированного развития экономики. Влияет это и на устойчивость бюджетной системы. В этой связи необходимо осмыслить и проанализировать уроки 2012 года, где очевидна непосредственная связь сбалансированного развития с темпами роста, не обусловленными административным стимулированием. Такими факторами в прошлом году для экономики было недостаточное снижение материалоемкости производства, повышение производительности труда. Поэтому для сбалансированного устойчивого развития в текущем году необходимо обеспечить выполнение этих параметров, то есть повысить производительность труда, снизить материалоемкость, увеличить производство наукоемкой продукции и ее конкурентоспособность на внешних рынках.

Касаясь итогов 2012 года, Андрей Харковец отметил, что инфляция не превысила прогнозных параметров. Сохранены золотовалютные резервы страны, восстановлен докризисный уровень благосостояния граждан. Заработная плата в декабре 2012 года в целом по экономике составила $552, в бюджетной сфере — $418 в эквиваленте.

Но достижение этих целей проходило на фоне замедления темпов роста ВВП, констатировал Министр.

Министр отметил и другие основные задачи бюджетной сферы в 2013 году. Это концентрация ресурсов государственной поддержки на модернизации производств и конкурентоспособных, экспортоориентированных проектах, расширение и оптимизация финансовых механизмов увеличения экспорта. Поставлена также задача эффективно управлять государственным долгом, включая его рефинансирование, в целях сохранения его объемов на экономически безопасном уровне.

 

Бюджетная поддержка экспорта должна оказываться при освоении новых рынков – А.М.Харковец

20.02.2013г. БЕЛТА - Бюджетная поддержка экспорта должна оказываться при освоении новых рынков сбыта. Об этом заявил сегодня Министр финансов Андрей Харковец на итоговой коллегии Минфина, передает корреспондент БЕЛТА.

«Считаю крайне важным, чтобы ресурсы направлялись именно тем предприятиям, которые осваивают новые рынки», — отметил Андрей Харковец. Он констатировал, что уже не раз от руководителей министерств были высказывания об отсутствии возможностей для роста экспорта на традиционных рынках. Задачу по освоению новых регионов для экспорта белорусской продукции поставил и Президент страны. «Поэтому должна быть четкая привязка экспорта к бюджетной поддержке в целях поставки белорусской продукции именно на новые рынки, иначе мы банально потратим бюджетные деньги, не решив главную задачу», — сказал Министр.

Но сейчас факты таковы, что бюджетная поддержка экспорта оказывается чаще всего именно при поставках белорусской продукции на традиционные рынки сбыта. В компанию «Белэксимгарант», которая осуществляет страхование экспортных поставок, обратились в прошлом году 22 субъекта хозяйствования за такой поддержкой. Они получили экспортные кредиты. Но в 80% случаев экспортной площадкой для их поставок была Российская Федерация.

Аналогичная тенденция сложилась и при страховании экспортных рисков по поставкам продукции, производимой без привлечения прямого банковского финансирования. Несмотря на широкий спектр стран, куда предприятия могут экспортировать свою продукцию, используя бюджетную поддержку, основная доля страхования приходится на Россию — 74%. Еще 15% — это страны ближнего зарубежья, в том числе Казахстан и Украина. По словам Андрея Харковца, «поставляется продукция далеко не уникальная и традиционная для данных регионов». Таким образом, страховая защита экспорта направляется в основном в Россию и Казахстан, а не в те регионы, где необходимо закрепляться на новых рынках. В числе новых регионов фигурирует фактически только Венесуэла. «Поэтому, выполняя задачи максимального стимулирования и финансирования поддержки экспорта, „Белэксимгаранту” необходимо обеспечить приоритетную страховую защиту экспорта в новые регионы», — подчеркнул Андрей Харковец.

 

Минфин Беларуси будет оказывать господдержку только проектам с высокой добавленной стоимостью

20.02.2013г. БЕЛТА - Минфин Беларуси намерен оказывать господдержку только проектам с высокой добавленной стоимостью. Об этом заявил сегодня на коллегии Минфина Министр финансов Андрей Харковец, передает корреспондент БЕЛТА.

«Для поддержки процессов модернизации бюджет располагает достаточными ресурсами, чтобы в тех или иных формах просубсидировать процентные ставки на весь объем прироста выдаваемых в текущем году кредитов на модернизацию. Тем не менее, не все механизмы работают», — отметил Андрей Харковец. Принятый еще в 2011 году указ №231 о полном возмещении за счет средств бюджета процентов по кредитам, выданным на реализацию высокоэффективных проектов, также не нашел широкого применения. Только 20 организаций обратились за такой формой поддержки. Это говорит об отсутствии высокоэффективных проектов, подчеркнул Министр финансов. «Также и приведение требований к расходованию инновационных фондов к первоначальным целям их формирования вызвало, можно сказать, некоторое замешательство у руководителей министерств и регионов, привыкших латать за счет этих средств инвестиционные дыры в отраслях», — отметил Андрей Харковец.

В результате до настоящего времени нет четкого перечня проектов, удовлетворяющих требованиям инновационности, не говоря уже о проведении конкурса проектов для выбора наиболее эффективных, как этого требует решение главы государства. «Да, формально конкурсы проводились, но к участию в них не привлечен частный бизнес», — сказал Андрей Харковец. Учитывая принятое Президентом решение не увеличивать долю государства на сумму инвестиций из инновационных фондов, частный бизнес принял бы активное участие в этом процессе, тем более что государство, профинансировав инновационные проекты, получило бы нового налогоплательщика, были бы созданы новые рабочие места, отметил Министр. «Тем самым отсутствует уверенность в том, что мы примем к финансированию наиболее успешные и эффективные проекты, а мы надеемся на значительный их приток, учитывая, что объем средств инновационных фондов весьма значителен — Br2,6 трлн.», — добавил он.

В то же время за господдержкой обращаются как раз те предприятия, чья деятельность и планы развития не удовлетворяют целям и задачам государственной экономической политики, обратил внимание Андрей Харковец. «Мы намерены поддержать только тех, кто за счет реализации инвестиционных проектов в будущем обеспечит добавленную стоимость на одного занятого на уровне европейской, однако в период реализации инвестпроекта не в силах самостоятельно обслуживать привлеченные кредиты. По этому принципу подготовлены изменения в указ, определяющий основные правила оказания господдержки. Речь идет об указе №182», — отметил Министр финансов.

Минфин считает необходимым ужесточить подходы к предоставлению преференций. «Государственная поддержка должна оказываться только в пределах сроков, заложенных в бизнес-планы, и нерадивым предпринимателям от государственных предприятий не стоит повторно обращаться за помощью в бюджет», — подчеркнул Андрей Харковец. «Мы обязаны позаботиться о том, чтобы проблема неплатежей по кредитам не приобрела национального масштаба», — заметил он. Министр финансов привел ряд негативных примеров по белорусским предприятиям в этой части.

На фоне расширения инструментов государственной поддержки требуется и полное задействование собственного потенциала предприятий, продолжил Министр финансов. В качестве одного из механизмов такого участия выступило предложение всех отраслевых министерств о формировании инвестиционных фондов из прибыли. Но к практической его реализации фактически так и не приступили. Решение о формировании инвестиционных фондов принято только 11 госорганами. Но даже здесь квоты для ряда государственных органов вызывают полное разочарование, отметил Андрей Харковец. «Беллесбумпром» формирует инвестиционный фонд в сумме Br250 млн. Какой проект можно реализовать за эти деньги? А Министерство промышленности решило сформировать инвестфонд в Br160 млрд. И это в условиях, когда суммарная чистая прибыль только двух флагманов белорусской промышленности — МАЗа и БелАЗа — за прошлый год почти Br3 трлн.", — привел примеры Министр финансов.

«Отраслевым управлениям Минфина следует настойчиво инициировать образование инвестиционных фондов в максимальном размере за счет чистой прибыли и направление их на создание прорывных в технологичном плане производств», — подчеркнул он. По оценке Министерства финансов, даже на основе результатов работы предприятий госсектора в истекшем году, объем таких ресурсов может составить не менее Br2 трлн. Это очень скромная оценка, сказал Министр. «В ближайшее время практика принятия государственными органами решения о формировании инвестфондов будет проанализирована Минфином, соответствующие выводы и предложения будут направлены в правительство», — резюмировал Андрей Харковец.

 

Глава Минфина Беларуси настаивает на сохранении бездефицитного бюджета в 2013 году

20.02.2013г. Интерфакс - Министр финансов Беларуси Андрей Харковец подчеркивает безусловную приверженность ведомства к жесткой бюджетной политике и цели исполнения запланированного бездефицитного бюджета в 2013 году.

«Сохранение бездефицитного бюджета – это залог стабильности внутреннего финансового рынка и исполнения внешних обязательств бюджета», — заявил А.Харковец, выступая в среду на расширенном заседании коллегии Минфина.

Он подчеркнул, что «принятие дополнительных обязательств бюджета приведет к разбалансировке внутреннего финансового рынка, и мы можем получить обратный (относительно макроэкономической стабильности – ИФ) эффект».

Министр также считает, что сложившийся в белорусской экономике уровень централизации средств в бюджете – 40,7% ВВП в 2012 году – соответствует мировой практике и «сегодня абсолютно не мешает развиваться экономике». В связи с этим А.Харковец заявил, что" возможности по механическому снижению ставок и установлению льготных налоговых режимов фактически исчерпаны".

По его словам, с точки зрения обеспечения доходов бюджета, «на первый план сегодня выходит задача расширения налоговой базы и снижения на этой основе ставки налога на прибыль». «Отказ от избыточных налоговых льгот вместе со снижением налога на прибыль видится вполне реальным», — добавил глава Минфина.

Комментируя исполнение госбюджета в минувшем году, А.Харковец подчеркнул, что «выполнена главная задача, поставленная главой государства, — бездефицитное исполнение бюджета». Министр проинформировал, что консолидированный бюджет Беларуси (республиканский и местные бюджеты – ИФ) в 2012 году исполнен с профицитом Br2,8 трлн, или 0,5% ВВП. Доходы консолидированного бюджета составили Br158 трлн (100,6% плана), расходы – Br155,2 трлн (99,8%). При этом доходы бюджета в реальном выражении выросли на 15,9%, расходы – на 22,7%.

Между тем, А.Харковец признал, что сбалансированное исполнение бюджета в минувшем году стало возможным лишь за счет экстренного привлечения дополнительных доходов бюджета. По его словам, таким образом было привлечено дополнительных доходов на Br11 трлн, и «все это в условиях невыполнения прогноза по росту ВВП». «Республиканский бюджет вынужден был принять на себя все макроэкономические риски, связанные с недопоступлением плановых доходов бюджета, и в конце года Минфин вынужден был в „ручном режиме” перераспределять расходы в пользу приоритетных задач», — заявил Министр.

При этом он констатировал, что «регионы не выполнили поручение правительства в направлении привлечения дополнительных доходов». «Если бы был сокращен размер дотаций из республиканского бюджета в местные бюджета, а у нас на это были основания, то местные бюджеты не обеспечили бы выплату зарплаты», — продолжил А.Харковец. Наряду с этим Министр подчеркнул, что такая же несогласованность в действиях региональных финансовых властей присутствует и в 2013 году.

 

Государственный долг по итогам 2012 года составил 24% ВВП

20.02.2013г. Бизнес-Новости - Об этом сегодня на коллегии Министерства финансов Беларуси заявил Министр финансов Андрей Харковец.

По его словам, государственный долг по итогам 2012 года составил BYR 129 трлн. и «сохранился на экономически безопасном уровне» – около 24% ВВП при пороговом значении 45%.

«Внешний госдолг вырос незначительно, и составил USD 12 млрд. или 19% ВВП. Все внешние государственные займы, входящие в долговой портфель Беларуси, являются долгосрочными, долговой портфель характеризуется низким риском рефинансирования и дешевизной обслуживания», – сказал А. Харковец.

По его словам, средний срок погашения по внешним займам составляет 4,7 года, средняя процентная ставка 3,7% годовых. Наибольшую долю занимают займы России – около 26%, МВФ – 25%, облигации, размещенные на внешних финансовых рынках, – 15%, кредит Антикризисного фонда ЕврАзЭС – 14% и кредиты банков Китая – около 13,5%.

Доля займов на инвестиционные проекты в структуре внешнего долга составила 16,5% и, по словам Харковца, будет увеличиваться. Минфин ожидает привлечения кредитов на строительство белорусской АЭС и реализации проектов с привлечением кредитов банков Китая.

версия для печати