СМИ о коллегии

В Беларуси следует эффективнее использовать госимущество — Харковец

15.02.2012г. БЕЛТА - В Беларуси следует эффективнее использовать государственное имущество. Об этом заявил сегодня на коллегии Министерства финансов руководитель ведомства Андрей Харковец, передает корреспондент БЕЛТА.

Беларуси предстоит максимально полно задействовать внутренний потенциал экономического роста, подчеркнул министр. По его словам, здесь есть несколько направлений для приложения знаний и опыта финансистов. «Задача — значительно более эффективно использовать государственное имущество. Это особенно важно для развития регионов, развития малого и среднего бизнеса», — отметил Андрей Харковец. По его словам, доля этого бизнеса в ВВП остается по-прежнему низкой — лишь 20% формируется в малом и среднем предпринимательстве.

«Учитывая особенности распределения налоговых платежей от данной категории предприятий, повышение эффективности этого бизнеса является потенциальным источником для роста доходов местных бюджетов и развития соответствующих территорий. Кроме того, наличие необходимого для развития производства неиспользуемого имущества и возможность его эффективного применения — это реальный шаг к удешевлению инвестиционных проектов за счет во многом уже сформированного начального капитала для открытия и ведения нового бизнеса. А это уже значительный рычаг в руках местных органов власти для развития экономики и укрепления бюджета», — отметил министр.

 

Жесткая денежно-кредитная политика сохранится в Беларуси в 2012 году

15.02.2012г. БЕЛТА - Жесткая денежно-кредитная политика сохранится в Беларуси в 2012 году, заявил сегодня на коллегии Министерства финансов руководитель министерства Андрей Харковец, передает корреспондент БЕЛТА.

«В 2012 году сохранится жесткая денежно-кредитная политика, предполагающая прекращение эмиссионной поддержки банков со стороны Национального банка, будут использоваться лишь стандартные инструменты их ликвидности», — подчеркнул руководитель Минфина. Процентные ставки по этим инструментам будут поддерживаться на положительном уровне и снижаться с учетом соответствующей динамики инфляции. Тем самым будет исключена иждивенческая практика обращений в Национальный банк за избирательной поддержкой отдельных регионов и проектов, которая была широко распространена до недавнего времени.

Бюджетно-налоговая система будет также подчинена достижению целей экономической политики через создание дополнительных налоговых стимулов, роста экономики и инвестиций. В 2012 году для этого снижена налоговая нагрузка на прибыль предприятий с 24% до 18%. «Это делает ставку налога на прибыль самой низкой в Таможенном союзе и одной из самых низких среди наших западных соседей, восточноевропейских стран», — напомнил Андрей Харковец.

 

Беларусь в 2012 году должна выйти на положительное сальдо внешней торговли в $1,3-1,5 млрд.

15.02.2012г. БЕЛТА - Беларусь в 2012 году должна выйти на положительное сальдо внешней торговли в $1,3-1,5 млрд., заявил сегодня на коллегии Министерства финансов руководитель министерства Андрей Харковец, передает корреспондент БЕЛТА.

«Критически важная для экономики страны позиция — обеспечение внешней сбалансированности, — отметил министр. — Для этого в текущем году нам необходимо выходить на положительное сальдо внешней торговли на уровне не менее $1,3-1,5 млрд.».

Сбалансированная внешняя торговля — это единственный выход страны из кризиса, возможность формирования источников ускоренного экономического роста, повышения денежных доходов населения, основа экономической безопасности страны, уверен Андрей Харковец. Достижение этой цели находится в прямой зависимости от конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках. «Низкая производительность труда и высокая импортоемкость продукции снижает преимущества белорусских товаров даже на традиционных рынках», — констатировал руководитель Минфина.

В связи с этим необходимы новые производства с высокой добавленной стоимостью. Задача финансовых органов — создать режим с наиболее благоприятными условиями для выполнения эффективных проектов. Только так можно улучшить ситуацию в регионах, повысить доходы бюджета, подчеркнул министр. «Ориентир здесь поставлен главой государства и правительством — это создание рабочих мест с добавленной стоимостью на одного работающего не менее $60 тыс. в год», — напомнил Андрей Харковец.

 

В Беларуси созданы условия для быстрой окупаемости инвестиционных проектов

15.02.2012г. БЕЛТА - В Беларуси созданы условия для быстрой окупаемости инвестиционных проектов. Об этом заявил сегодня на коллегии Министерства финансов Беларуси руководитель министерства Андрей Харковец, передает корреспондент БЕЛТА.

Министр отметил, что в сфере бюджетного потребления присутствуют значительные возможности для оптимизации. Андрей Харковец подчеркнул особую роль обеспечения внешней сбалансированности для экономики страны. «Сбалансированная внешняя торговля — это единственный выход страны из кризиса, возможность формирования источников ускоренного экономического роста, повышения денежных доходов населения, основа экономической безопасности страны. Достижение этой цели находится в прямой зависимости от конкурентоспособности нашей продукции на внешних рынках. Низкая производительность труда и высокая импортоемкость продукции снижает преимущество наших товаров даже на традиционных рынках. Необходимы новые производства с высокой добавленной стоимостью. Задача финансовых органов — создать режим наибольшего благоприятствования для реализации новых эффективных проектов, выступая оппонентом там, где экономическая эффективность не доказана. Только так можно улучшить ситуацию в регионах, повысить доходы бюджета», — сказал он. Ориентир — создание рабочих мест с добавленной стоимостью на одного работающего не менее $60 тыс. в год. Во втором квартале текущего года на коллегии Министерства финансов будут заслушаны отчеты руководителей финансовых органов о наличии в регионах таких проектов, о чем будет доложено правительству.

Бюджетно-налоговая система будет также подчинена достижениям целей экономической политики через создание дополнительных налоговых стимулов роста экономики и инвестиций. «В текущем году для этого снижена налоговая нагрузка на прибыль предприятий с 24% до 18%, что делает ставку налога на прибыль самой низкой в Таможенном союзе и одной из самых низких среди наших западных соседей и успешных европейских стран. Созданы условия для быстрой окупаемости инвестиционных проектов, особенно в части освоения новых высокотехнологичных производств. Это то, что в комплексе со снижением ставки налога на прибыль, введением амортизационной премии и возможностью переноса убытков на будущую прибыль позволит значительно сократить сроки окупаемости инвестиционных проектов и должно стать механизмом для роста экспорта и положительного сальдо внешней торговли. Здесь используются значительные ресурсы, и вводится четкая регламентация источников финансирования государственных программ», — сказал министр. Общая сумма ресурсов, по его словам, оценивается в Br18,5 трлн. Указанные средства будут использованы на поддержку жилищного строительства, объектов жилищной инфраструктуры, а также реализацию проектов развития агропромышленого комплекса. Половина из них — это средства, фондируемые правительством.

 

Эффективность бизнес-планов следует оценивать с учетом условий ЕЭП

15.02.2012г. БЕЛТА - Эффективность бизнес-планов в Беларуси следует оценивать с учетом условий ЕЭП. Об этом заявил сегодня на коллегии Министерства финансов руководитель ведомства Андрей Харковец, передает корреспондент БЕЛТА.

В решении задач качественного роста экономики регионов, а значит и страны в целом, делается ставка на развитие реального сектора и эффективные инвестиции. В этом финансовая система и бизнес должны выступать партнерами, что взаимовыгодно и бюджету и предприятиям, отметил Андрей Харковец.

«Тем не менее, это не значит, что финансовые органы должны безоговорочно, пусть и не сразу, как мы это привыкли, но соглашаться со всеми, кто ищет для себя поддержку в бюджете. Со стороны финансового работника должна присутствовать требовательность к качеству бизнес-плана, даваться аргументированная и объективная оценка его реальной эффективности», — подчеркнул министр.

По его словам, цена ошибки при принятии решения о государственной поддержке — высока, так как зачастую не достигается запланированный эффект. «Ведь тем самым закрывается реализация для других, может быть, даже значительно более эффективных бизнес-проектов. При этом мы не должны проявлять оптимизма, думая, что, оказав ресурсную поддержку из бюджета, если не избавимся от имеющихся на предприятии проблем, то надолго забудем об их существовании. У нас целый ворох примеров, когда государственная поддержка не достигала результатов. Около 50% предприятий не выполняют условий ее оказания. В их числе предприятия как республиканской, так и коммунальной собственности. А ряд предприятий вовсе не предпринимает попыток модернизации производства», — отметил Андрей Харковец.

«Сегодня на бизнес-планы следует смотреть исходя из новых требований конкуренции на общем рынке Единого экономического пространства. Важнейшим элементом их экспертизы должна стать оценка потенциала и перспектив интеграции наших предприятий, если это целесообразно, в крупные финансово-промышленные корпорации, в сети, за которыми стоят значительные финансовые ресурсы, известные торговые марки, бренды, а также сложившиеся рынки сбыта продукции. Считаю, что для оценки проектов необходимо шире опираться на потенциал Министерства иностранных дел и Торгово-промышленной палаты», — сказал министр.

Но и в отношении прибыльных предприятий, по его словам, также должна проводиться подготовительная работа. «Рентабельность сегодня — это не гарантия выживания в будущем, особенно в условиях прихода на рынки наших торговых партнеров лидеров мировой индустрии. Мы не должны замыкаться рамками внутреннего потребления. Точками роста должны стать высокоэффективные проекты, прежде всего в промышленности. От отраслевых и региональных руководителей требуется поиск и поддержка таких проектов, их реализация за счет собственных и заемных ресурсов», — отметил Андрей Харковец. По его мнению, интересен в этой сфере опыт Российской Федерации, где готовы финансово стимулировать позитивные подвижки в развитии регионов. «Предлагаю детально обсудить эти вопросы с регионами и выработать консолидированную позицию путем дальнейшего стимулирования регионального развития», — сказал министр.

 

Проект закона об инвестиционных фондах внесут на рассмотрение правительства в I полугодии 2012 года

15.02.2012г. БЕЛТА - Подготовка проекта закона об инвестиционных фондах завершается в Беларуси. Об этом сообщил сегодня на коллегии Министерства финансов руководитель ведомства Андрей Харковец, передает корреспондент БЕЛТА.

Документ будет внесен в правительство в первом полугодии 2012 года.

По мнению Андрея Харковца, в Беларуси необходимо создать правовые основы для формирования института коллективных инвесторов и инвестиционных фондов.

Руководитель Минфина также затронул вопросы развития рынка ценных бумаг. «В числе важнейших задач, которые ставятся при развитии и либерализации рынка ценных бумаг, ограждение этого рынка от недобросовестных эмитентов для защиты интересов инвесторов», — рассказал он.

Не отвечает требованиям времени и роль страхования в экономике. Монополия государства сдерживает развитие частной инициативы и приход иностранного капитала. «Необходимы условия для создания здоровой конкуренции, улучшения капитализации и финансовой устойчивости страховых организаций, а также повышения привлекательности рынка для иностранных инвесторов», — считает Андрей Харковец.

 

Минфин Беларуси предлагает изменить систему финансирования бюджетных организаций

15.02.2012г. БЕЛТА - Минфин Беларуси предлагает в текущем году выработать предложения по изменению системы финансирования бюджетных организаций. Об этом сообщил сегодня на коллегии Министерства финансов Беларуси руководитель ведомства Андрей Харковец, передает корреспондент БЕЛТА.

«Считаю необходимым в текущем году выработать конкретные предложения по изменению системы финансирования бюджетных организаций и представить их для широкого обсуждения в правительстве», — сказал министр.

По словам Андрея Харковца, в бюджете страны традиционно основная часть средств направляется на финансирование бюджетного сектора. «Социальная составляющая этих расходов превышает 50%. Поэтому министерство финансов большое внимание уделяет эффективности использования бюджетных средств в приоритетных отраслях социальной сферы: здравоохранении, образовании, науке и культуре. Вместе с тем возможности бюджета по финансированию бюджетных организаций снижаются. Это связано с объективной необходимостью сокращения налоговой нагрузки на экономику, направлением средств бюджета на поддержку национальной экономики, обслуживание внешнего и внутреннего государственного долга», — отметил министр.

Андрей Харковец добавил, что структура расходов на финансирование бюджетной сферы в условиях ограниченных финансовых ресурсов также изменяется в пользу текущих расходов за счет сокращения бюджетных инвестиций, что сдерживает развитие этого сектора.

«Устойчивое развитие бюджетной сферы, как и коммерческих организаций, невозможно без реформ. Повышение отдачи бюджетных расходов видится в изменении механизмов финансирования бюджетных организаций, поиска оптимальных инструментов повышения заинтересованности в сокращении затрат в этих организациях, оптимизации их сети», — сказал министр.

Такая реформа, по мнению Андрея Харковца, должна реализовываться по трем основным направлениям. Первое из них предусматривает переход от финансирования затрат бюджетных организаций к бюджетированию, ориентированному на результат. «В бюджетную отрасль будут привнесены элементы рыночной конкуренции за каждый бюджетный рубль. Бюджет оплатит конкретную услугу, оказанную организацией, вместо финансирования ее содержания», — подчеркнул министр.

Второе направление обусловлено тем, что такой переход невозможен без изменения организационно-правовых форм бюджетных организаций. «Для этого необходимо провести их инвентаризацию, определить те из них, которые будут финансироваться исключительно из бюджета, и те, финансирование которых возможно из разных источников, будь то бюджет, собственные ресурсы, привлеченные средства», — сказал Андрей Харковец.

Третье направление, по его словам, предусматривает отказ от стандартного контроля сметы бюджетных организаций и переход на принципы аудита эффективности. «Мы должны оценивать не то, на что потрачены бюджетные средства, а результат, который достигнут организацией или целой отраслью социальной сферы при использовании государственных средств. Предложение о переходе к аудиту эффективности высказано и Комитетом государственного контроля. Министерство финансов имеет поручение правительства по развитию такой системы анализа и оценки деятельности бюджетных организаций», — сказал министр.

 

Беларусь планирует восстановить свои позиции в международных рейтингах

15.02.2012г. БЕЛТА - Беларусь планирует восстановить свои позиции в международных рейтингах. Об этом заявил сегодня на коллегии Министерства финансов руководитель ведомства Андрей Харковец, передает корреспондент БЕЛТА.

«Необходимо восстановление суверенных рейтинговых позиций страны на внешних рынках, — отметил министр. — В 2011 году они были снижены на две ступени. Работа по сопровождению рейтингов требует значительно более агрессивного продвижения и отстаивания интересов страны».

Андрей Харковец также отметил, что снижение возможностей бюджетного участия в финансировании экономики и укрепление собственного потенциала каждого предприятия должно сопровождаться развитием инструментов рынка ценных бумаг, а значит, и умением самостоятельного поиска предприятиями ресурсов на этом рынке. Это вполне реальная и достижимая задача, уверен министр. Для этого необходимо сокращать, а лучше прекращать господдержку там, где ею пользуются неэффективно. «Нужно также стимулировать привлечение инвестиций рыночными способами, например, распространить сложившуюся практику субсидирования процентных ставок по кредитам на реализацию госпрограмм на самостоятельное привлечение ресурсов для развития предприятий», — сказал руководитель Минфина. Третьим условием он назвал создание в Беларуси института коллективных инвесторов и инвестфондов.

 

Беларусь в 2013-2014 годах должна выплатить почти $6 млрд. по внешнему госдолгу

15.02.2012г. БЕЛТА - Беларусь в 2013-2014 годах должна будет выплатить почти $6 млрд. по внешнему государственному долгу. Об этом заявил сегодня на коллегии Министерства финансов руководитель ведомства Андрей Харковец, передает корреспондент БЕЛТА.

В течение последних лет значительные темпы развития экономики обеспечивались, как правило, за счет бюджетной поддержки в виде государственных заимствований с очевидным отставанием в использовании собственного потенциала предприятий. Бюджетное участие в поддержке экономики привело к росту внешнего государственного долга.

За последние три года внешний госдолг Беларуси вырос в 3,2 раза и на 1 января 2012 года составил $11,8 млрд. «Пиковые нагрузки по возврату долгов приходятся на 2013-2014 годы, когда придется вернуть почти $6 млрд., что объективно вынуждает правительство сконцентрировать ресурсы именно на это направление», — рассказал министр.

Высокий уровень внешнего госдолга и приближение его к параметрам порогового значения ставит в качестве первостепенных задач по управлению долгом сохранение его объемов на экономически безопасном уровне, совершенствование структуры долга и обеспечение доступа ко всем формам заимствований, снижение стоимости заимствований, обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме.

По информации Минфина, на 1 января 2012 года государственный долг Беларуси составил Br116,4 трлн. В общей структуре госдолга внешний долг составил 84,6%, или $11,8 млрд., при установленном лимите $13 млрд. В общей структуре госдолга Беларуси внутренний государственный долг составил 15,4%, или Br17,9 трлн. при установленном лимите Br18,7 трлн. Рост объема внутреннего госдолга связан с выпуском государственных ценных бумаг правительства. В состав внутреннего госдолга входят обязательства правительства, оформленные как внутренний госдолг, государственные ценные бумаги.

 

Выход Беларуси из кризиса зависит от сальдо внешней торговли — глава Минфина

15.02.2012г.  Интерфакс - Министр финансов Беларуси Андрей Харковец считает, что Беларусь может выйти из кризиса только через обеспечение профицита внешней торговли.

«В 2012 году необходимо обеспечить профицит внешней торговли в сумме $1,3-1,5 млрд. Это единственный выход страны из кризиса», — заявил А.Харковец, выступая в среду в Минске на расширенном заседании коллегии Минфина.

Министр подчеркнул, что «в 2011 году макроэкономическая несбалансированность привела национальную экономику к кризису». В числе наиболее эффективных антикризисных мер, он назвал переход к свободному курсообразованию, двукратное сокращение эмиссионной поддержки экономики, ужесточение денежно-кредитной и бюджетной политики, а также расширение приватизационных процессов.

А.Харковец убежден, что жесткая денежно-кредитная и фискальная политика «сохраняет свою актуальность и сейчас».

Помимо профицита внешней торговли, в числе первоочередных задач властей, министр выделил необходимость существенного снижения инфляции и профицитного исполнения бюджетов всех уровней. В связи с этим, перед финансовыми органами стоит задача «противостоять желанию экстенсивного развития регионов», отметил А.Харковец. По его мнению, регионы должны получать дополнительные доходы местных бюджетов за счет стимулирования частного сектора и эффективного распределения имеющихся средств.

Кроме того, министр подчеркнул, что в этом году «будет исключена практика обращения к Национальному банку от регионов, для реализации избирательных экономических проектов».

 

Беларуси необходимы функционирующие инвестфонды и равные условия на страховом рынке — глава Минфина

15.02.2012г.  Интерфакс - Министр финансов Беларуси Андрей Харковец подчеркивает необходимость развития в стране рынка ценных бумаг, а также предлагает создать в республике институт коллективных инвесторов, наряду с либерализацией страхового рынка.

«Необходимо создание правовых условий для коллективных инвесторов. В Минфине завершается работа над проектом закона об инвестиционных фондах», — сказал А.Харковец, выступая в среду в Минске на расширенном заседании коллегии Минфина.

«В страховом секторе необходимо создать условия для здоровой конкуренции и повысить привлекательность страхового рынка для иностранных инвесторов», — отметил министр.

По его словам, соответствующий проект указа подготовлен Минфином и рассматривается в правительстве.

Кроме того, А.Харковец подчеркнул необходимость развития рынка ценных бумаг в качестве источника финансирования инвестпроектов за счет внутренних ресурсов в условиях ужесточения механизма распределения бюджетных средств.

версия для печати