Часто задаваемые вопросы
-
О бухгалтерском учете доходов и расходов
-
1
Согласно абзацу второму пункта 2 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10 декабря 2013 г. № 80 (далее – Национальный стандарт), изменение в учетной оценке – корректировка учетной оценки активов или обязательств, величины погашения стоимости активов, обусловленная появлением относящейся к этим активам или обязательствам новой информации или изменением обстоятельств, на которых основывалась их учетная оценка, и не являющаяся исправлением ошибки в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности.
Сумма изменения в учетной оценке, за исключением изменения, указанного в части второй пункта 7 Национального стандарта, отражается в составе доходов или расходов того отчетного периода, в котором произошло это изменение, если это изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности за отчетный период (абзацы первый и второй части первой пункта 7 Национального стандарта).
Введенное с 8 января 2021 г. подпунктом 1.6 пункта 1 Указа № 512 продление моратория обусловило необходимость изменения в учетной оценке обязательства арендатора перед арендодателем и дебиторской задолженности арендатора арендодателю, сумма которого отражается в январе 2021 г. на основании первичного учетного документа, соответствующего требованиям, установленным пунктом 2 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», в бухгалтерском учете:
арендодателя по дебету счетов 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»), 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-4 «Прочие расходы») и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетов;
арендатора по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетов и кредиту счетов 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности»), 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-1 «Прочие доходы»). -
2
В соответствии с подпунктом 2.5. пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» к дополнительным мерам стимулирования труда по контракту, заключенному с работником, относится в том числе предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до пяти календарных дней.
В соответствии с частью шестой пункта 9 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102), в состав прямых затрат на оплату труда включаются затраты на оплату труда и другие выплаты работникам, занятым в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, которые могут быть прямо включены в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг, а также суммы обязательных отчислений, установленных законодательством, от указанных выплат.
Согласно пункту 10 Инструкции № 102 к управленческим расходам в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, относятся условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные затраты» и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-5 «Управленческие расходы»), за исключением случаев, установленных законодательством.
С учетом изложенного, начисление затрат на оплату дополнительных поощрительных отпусков отражается по дебету счетов учета затрат на производство, управленческих расходов и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
-
3
В соответствии с п. 14 Инструкции N102 в состав доходов по инвестиционной деятельности включаются проценты, причитающиеся к получению. Таким образом, проценты, начисленные банком по остаткам денежных средств на расчетных счетах, и проценты, полученные от размещения денежных средств на банковских депозитах включаются в состав доходов по инвестиционной деятельности, учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
-
4
Указанные расходы относятся к управленческим расходам. Управленческие расходы учитываются на счетах 26 «Общехозяйственные затраты» (в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность), 44 «Расходы на реализацию» (в организациях, осуществляющих торговую, торгово-производственную деятельность).
-
5
Согласно статье 20 Закона Республики Беларусь от 08.01.1998 N135-З «О совместном домовладении» товариществом собственников признается объединение собственников жилых и (или) нежилых помещений, создаваемое в целях обеспечения сохранения, содержания и пользования недвижимым имуществом совместного домовладения. Товарищества собственников ведут свою деятельность за счет вступительных и иных взносов, платежей членов товарищества, доходов от его хозяйственной деятельности, субсидий, дотаций, прочих поступлений (благотворительные взносы, доходы по депозитам и др.).
Расходами Товарищества собственников признаются административно-управленческие расходы; расходы по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту (расходы на инвентарь и материалы; расходы на дератизацию и дезинфекцию; расходы на дежурное освещение мест общего пользования; оплату по договору о техническом обслуживании подрядной организации; оплату по договорам специализированным подрядным организациям (обслуживание лифтового оборудования, чистка вентиляции, аварийные работы и др.); прочие расходы); прочие расходы.
Административно-управленческие расходы включают расходы на оплату труда с начислениями (включая взносы в Фонд социальной защиты населения); содержание служебного помещения правления Товарищества собственников (отопление, водоснабжение, освещение, оплата телефона и др.); канцелярские расходы; обучение управленческого персонала (повышение квалификации, приобретение нормативно-правовых документов и специальной литературы); расходы на информационные и юридические услуги; командировочные расходы; прочие расходы.
Рабочий план счетов товарищества собственников разрабатывается на основе типового плана счетов и Инструкции о порядке его применения, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 N50. -
6
Указанные в вопросе суммы в бухгалтерском учете не являются доходами (расходами) арендодателя. Исходя из норм Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 N50, арендодателем стоимость коммунальных услуг, возмещаемая арендатором, отражается на счетах учета расчетов.
-
7
В соответствии с Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 N50, (далее - Инструкция по применению Типового плана счетов) на счете 45 «Товары отгруженные» отражается движение товаров, переданных комиссионеру по договору комиссии.
Стоимость товаров, переданных комиссионеру по договору комиссии, отражается по дебету счета 45 «Товары отгруженные» и кредиту счета 41 «Товары».
При поступлении извещения комиссионера о реализации переданных ему товаров суммы, учтенные на счете 45 «Товары отгруженные», списываются с этого счета в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».
На основании отчета комиссионера выручка от реализации товара признается комитентом доходом в сумме, указанной в отчете комиссионера. Сумма комиссионного вознаграждения причитающегося комиссионеру, признается комитентом расходами, связанными с реализацией товаров, и отражается по дебету счета 44 «Расходы на реализацию» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». -
8
В соответствии с пунктом 67 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50), счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» предназначен для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации.
Согласно пункту 67 Инструкции № 50 чистая прибыль отчетного года направляется на выплату доходов собственнику имущества (учредителям, участникам) организации, на покрытие убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, за счет их вкладов в общее имущество простого товарищества, на доведение величины уставного фонда до величины чистых активов организации.
Согласно пункту 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее - Инструкция № 102), в состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»), включаются в том числе материальная помощь работникам организации, вознаграждения по итогам работы за год, другие расходы по текущей деятельности.
Учитывая изложенное, начисление премий за основные результаты работы, предусмотренных системой оплаты труда, отражается по дебету счетов 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» (пункты 9-12 Инструкции № 102) и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Начисленные единовременные поощрительные премии, не связанные напрямую с результатом выполнения трудовых обязанностей, отражаются по дебету счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности») и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Использование нераспределенной прибыли для выплат стимулирующего характера законодательством по бухгалтерскому учету не предусмотрено.
-
1
-
О бухгалтерском учете запасов
-
1
В соответствии с абзацем четвертым части первой пункта 3 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10.2014 № 69 (далее – Национальный стандарт № 69), выраженная в иностранной валюте стоимость полученных активов (сумма понесенных расходов) и стоимость относящихся к этим активам (расходам) обязательств, собственного капитала отражаются в бухгалтерском учете в белорусских рублях по официальному курсу на дату (даты) перечисления аванса в иностранной валюте в части стоимости активов (суммы расходов), приходящейся на аванс, и дату совершения хозяйственной операции в части стоимости активов (суммы расходов), не приходящейся на аванс, если был перечислен аванс в иностранной валюте в размере частичной стоимости активов (частичной суммы расходов). Исходя из норм пункта 2 Национального стандарта № 69, к авансам относятся полученные и выданные авансы, предварительна оплата, задатки, аккредитивы.
Суммы курсовых разниц, возникающих в организации, кроме случаев, указанных в пунктах 5, 6 Национального стандарта № 69, отражаются по дебету (кредиту) счетов учета денежных средств, расчетов и других счетов и кредиту (дебету) счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Согласно абзацу седьмому пункта 15 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102, разницы, возникающие при погашении обязательства в валюте, отличной от валюты обязательства, за исключением случаев, установленных законодательством, включаются в состав доходов и расходов по финансовой деятельности, учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Дата Официальные курсы российского рубля по отношению к доллару США, установленные Центральным банком Российской Федерации белорусского рубля по отношению к российскому рублю, установленные Национальным банком Республики Беларусь белорусского рубля по отношению к доллару США, установленные Национальным банком Республики Беларусь 15.07.2015 56,9774 268,6 15 330 27.07.2015 58,0374 260,36 15 120 05.08.2015 62,9182 246,21 15 497
Указанные в вопросе хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете организации-покупателя следующим образом:Дата Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма, руб. Расчет, руб. 15.07.2015 Отражается сумма перечисленной предоплаты в росс. руб. в эквиваленте 400 долл. США 60 52 5 177 152 19274,58 х 268,6 27.07.2015 Отражается стоимость полученных материалов 10 60 30 324 000 400 х 15 330 + 1600 х 15120 Отражается разница, возникающая при погашении обязательства в валюте, отличной от валюты обязательства 60 91-1 954 848 400 х 15 330 – 5 177 152 05.08.2015 Отражается сумма перечисленной оплаты в росс. руб. в эквиваленте 1600 долл. США за полученные материалы 60 52 20 386 550 82801,47 х 246,21 Отражается сумма курсовых разниц, возникающих при пересчете в белорусские рубли выраженных в долл. США обязательств перед поставщиком 91-4 60 603 200 1600 х (15 497 – 15 120) Отражается сумма разниц, возникающих при погашении обязательства в валюте, отличной от валюты обязательства 60 91-1 4 408 650 1600 х 15 497 – 20 386 550 Таким образом, в изложенной в вопросе ситуации стоимость полученных материалов определяется исходя из официальных курсов белорусского рубля по отношению к доллару США, установленных Национальным банком Республики Беларусь, на дату перечисления предоплаты в размере частичной стоимости материалов и дату получения материалов в оставшейся неоплаченной сумме.
-
1
-
О Законе от 12 июля 2013 г. «О бухгалтерском учете и отчетности»
-
1
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон) руководитель микроорганизации, товарищества собственников, общественной и религиозной организации (объединения) вправе вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично, если этот руководитель отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру, указанным в пункте 3 статьи 8 Закона:
- наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее трех лет;
- отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
Учитывая изложенное, если на 1 января 2014 года частное предприятие не является микроорганизацией или является таковым, но его руководитель не отвечает вышеуказанным требованиям, то с 1 января 2014 года руководитель частного предприятия должен принять на работу главного бухгалтера, соответствующего требованиям Закона, либо передать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим такие услуги.
Если на 1 января 2014 года руководитель микроорганизации отвечает вышеуказанным требованиям, то с 1 января 2014 года он вправе вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично.
-
2
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон) в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь отдельные категории организаций могут быть освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 291 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Кодекс) организации (за исключением унитарных предприятий и хозяйственных обществ, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 статьи 286 Кодекса, а также организаций, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами) с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальные предприниматели, размер валовой выручки которых нарастающим итогом с начала года не превышает 4100000000 белорусских рублей, вправе с начала налогового периода вести учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Указанные в части первой пункта 1 статьи 291 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вместо книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, вправе с начала налогового периода вести соответственно бухгалтерский учет и отчетность и учет доходов и расходов на общих основаниях.
Учитывая изложенное, положения Закона не применяются по отношению к организациям, ведущим учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
-
1
-
О заполнении форм первичных учетных документов
-
1
Согласно пункту 1 статьи 298 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – Гражданский кодекс) денежные обязательства должны быть выражены в белорусских рублях. В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах («специальных правах заимствования» и др.). В этом случае подлежащая оплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законодательством или соглашением сторон.
Пунктом 2 статьи 298 Гражданского кодекса предусмотрено, что использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Республики Беларусь по обязательствам допускается в случаях, порядке и на условиях, определенных законодательством.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон) бухгалтерский учет – система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности.
Согласно абзацу двадцать первому статьи 1 Закона учетная оценка – стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона учетная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации производится в официальной денежной единице Республики Беларусь.
Согласно абзацу тринадцатому статьи 1 Закона первичный учетный документ – документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета.
Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать сведения, указанные в пункте 2 статьи 10 Закона, в том числе содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях. Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
С учетом изложенного, если расчеты по договору аренды осуществляются в белорусских рублях, стоимостные показатели в первичном учетном документе указываются в белорусских рублях. В этом документе могут указываться дополнительные сведения, в том числе эквивалент суммы арендной платы в иностранной валюте, указанной в договоре аренды, заключенном между арендодателем и арендатором.
-
2
Строки «по доверенности» и «выданной» накладных ТТН-1 и ТН-2 не являются обязательными к заполнению. В данных строках при необходимости указываются документы, подтверждающие полномочия на получение товара водителем, экспедитором либо иным лицом, в т.ч. директором.
Согласно пункту 5 статьи 186 ГК РБ руководитель юридического лица в пределах своей компетенции действует от его имени без доверенности.
Таким образом, грузоотправитель самостоятельно решает какие конкретно документы требовать от представителя грузополучателя, в т.ч. директора, для надлежащего исполнения своих обязательств. -
3
Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать сведения, указанные в части первой пункта 2 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон). Согласно части второй пункта 2 статьи 10 Закона первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
Формы приходного кассового ордера (далее – ордер КО-1) и приходного кассового ордера (валютный) (далее – КО-1в) установлены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.03.2010 № 38 (далее – постановление № 38).
Порядок заполнения ордеров КО-1, КО-1в определен в Инструкции по заполнению форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций, утвержденной постановлением № 38.
Оттиск печати не относится к обязательным сведениям, указываемым в ордерах КО-1, КО-1в. Однако оттиск печати может проставляться как дополнительная информация, место указания которой определяется организацией самостоятельно, при этом оттиск печати не должен препятствовать прочтению иных записей. -
4
В соответствии с абзацем двадцать первым статьи 1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) учетная оценка – стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности.
Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать сведения, указанные в пункте 2 статьи 10 Закона № 57-З, в том числе содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях. Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона № 57-З учетная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации производится в официальной денежной единице Республики Беларусь.
Таким образом, поскольку расчеты между Заказчиком и Исполнителем по договору возмездного оказания услуг осуществляются в белорусских рублях, стоимостные показатели в акте оказанных услуг указываются в белорусских рублях. Этот акт оказанных услуг может содержать дополнительные сведения, в том числе эквивалент денежного обязательства по заключенному договору в иностранной валюте. -
5
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, утверждаются уполномоченными государственными органами, указанными в этом перечне.
В соответствии с частью первой пункта 4 статьи 10 Закона № 57-З формы первичных учетных документов, не указанных в пункте 3 статьи 10 Закона № 57-З, могут утверждаться республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь либо руководителем организации.
С учетом изложенного, в приведенной ситуации изменение предварительной цены товара в бухгалтерском учете отражается на основании составленного организацией первичного учетного документа, соответствующего требованиям, установленным пунктом 2 статьи 10 Закона № 57-З. -
6
Правовые и методологические основы бухгалтерского учета, требования к составлению и представлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности определены Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).
В соответствии с абзацем тринадцатым статьи 1 Закона № 57-З первичный учетный документ – документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета.
Согласно абзацу двадцать четвертому статьи 1 Закона № 57-З хозяйственная операция – действие или событие, подлежащие отражению организацией в бухгалтерском учете и приводящие к изменению ее активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона № 57-З принцип начисления означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним.
Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать сведения, указанные в пункте 2 статьи 10 Закона № 57-З, в частности, наименование документа, дату его составления; должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Таким образом, хозяйственная операция в бухгалтерском учете отражается в том отчетном периоде, в котором составлен в соответствии с законодательством первичный учетный документ, подтверждающий ее совершение. В бухгалтерском учете Исполнителя стоимость услуг по обслуживанию программного обеспечения, оказанных в январе 2017 г., отражается 17.02.2017 на основании первичного учетного документа (акта оказанных услуг), соответствующего требованиям, установленным пунктом 2 статьи 10 Закона № 57-З. -
7
В соответствии с частью шестой пункта 3 Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58, при отсутствии договора автомобильной перевозки груза в накладной ТТН-1 строка «Заказчик автомобильной перевозки (плательщик)» не заполняется.
На основании изложенного, при доставке товара на транспорте, принадлежащем продавцу, на арендованном транспорте либо на транспорте, взятом в лизинг, в связи с отсутствием договора автомобильной перевозки груза строка «Заказчик автомобильной перевозки (плательщик)» накладной ТТН-1 не заполняется. -
8
В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа. Первичный учетный документ, составленный в форме электронного документа, должен соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь об электронных документах и электронной цифровой подписи.
Справочно. Согласно абзацу шестнадцатому статьи 1 Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» электронный документ - документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность, которые подтверждаются путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием при проверке электронной цифровой подписи открытых ключей организации или физического лица (лиц), подписавших этот электронный документ.
Согласно части первой пункта 3 статьи 10 Закона № 57-З формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, утверждаются уполномоченными государственными органами, указанными в этом перечне.
В перечень первичных учетных документов, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360, включены товарно-транспортная накладная (далее – накладная ТТН-1) и товарная накладная (далее – накладная ТН-2).
Порядок создания, передачи и получения электронных накладных определен в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2019 № 940 «О функционировании механизма электронных накладных».
Требования к процессу создания, передачи, получения, а также к форматам электронных накладных определены постановлением Национальной академии наук Беларуси, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 19.12.2019 № 12/76/42/20 «Об утверждении структуры и формата электронных накладных» (далее – постановление № 12/76/42/20), которое вступило в силу 13 сентября 2020 года.
Товарно-транспортные накладные в форме электронных документов (далее – ЭТТН) и товарные накладные в форме электронных документов (далее – ЭТН), создаваемые грузоотправителем при отгрузке товаров в адрес организации, местом нахождения которых является Республика Беларусь, а также гражданина, лица без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) деятельность, должны содержать сведения и реквизиты, указанные в структуре и форматах согласно приложениям 4 и 5 к техническому нормативному правовому акту «Структура и формат электронных накладных», утвержденному постановлением № 12/76/42/20 (далее – ТНПА), а также в формах товарно-транспортной накладной и товарной накладной, установленных согласно приложениям 1 и 2 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 «Об установлении форм товарно-транспортной накладной и товарной накладной и утверждении Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, внесении дополнений и изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2011 № 23» (пункт 12 ТНПА).
Исходя из положений пункта 7 статьи 10 Закона № 57-З, ЭТТН и ЭТН являются первичными учетными документами. Поэтому в ситуации, изложенной в вопросе, дополнительное оформление накладной ТТН-1 или накладной ТН-2 на бумажном носителе не требуется. -
9
В случае, если при приемке товаров в порядке, установленном Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290 (далее – Положение №1290), выявлены недостача товара или его ненадлежащее качество, результат приемки оформляется актом приемки товаров по количеству и качеству, составляемым в день их выявления (пункт 39 Положения № 1290). Аналогичный порядок можно применить при выявлении излишков товара при его приемке.
-
1
-
О бухгалтерском учете в бюджетных организациях
-
1
Статьей 273 Банковского кодекса Республики Беларусь определено, что банковская пластиковая карточка (далее - карточка) - платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету и проведение расчетов в безналичной форме за товары (работы, услуги), получение наличных денежных средств и осуществление иных операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Договор, заключаемый бюджетной организацией с АСБ «Беларусбанк» на выплату денежных средств, должен предусматривать и заключение договоров с каждым конкретным работником на открытие ему карт-счета.
<Для отражения в бухгалтерском учете операций с использованием банковских пластиковых карточек организации составляют следующую корреспонденцию счетов.
Перечислены денежные средства АСБ «Беларусбанк» на выплату заработной платы: Д-т субсчета 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»,
К-т субсчетов 100 «Текущий счет по бюджету», 111 «Текущий счет по внебюджетным средствам».
Одновременно отражается выплата денежных средств по банковской пластиковой карточке:
Д-т субсчета 180 «Расчеты с персоналом»,
К-т субсчета 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».
Следует отметить, что в договоре, заключаемом с АСБ «Беларусбанк» на выплату заработной платы и приравненных к ней платежей, необходимо предусмотреть пункт по взаимной сверке расчетов и их периодичность.
В отдельных случаях банк может возвратить денежные средства отправителю (эта ситуация происходит, как правило, в случаях изменения фамилии после регистрации брака). В этом случае составляются следующие бухгалтерские записи:
Д-т субсчетов 100 «Текущий счет по бюджету», 111 «Текущий счет по внебюджетным средствам»,
К-т субсчета 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»;
Д-т субсчета 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»,
К-т субсчета 180 «Расчеты с персоналом».
Одновременно следует закрыть расчеты с работником, открыв при этом расчеты с депонентом и произвести записи в книгу аналитического учета депонированной зарплаты формы 441:
Д-т субсчета 180 «Расчеты с персоналом»,
К-т субсчета 177 «Расчеты с депонентами».
При перечислении указанных сумм АСБ «Беларусбанк» (погашение задолженности перед депонентом) составляют следующие записи:
Д-т субсчета 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»,
К-т субсчетов 100 «Текущий счет по бюджету», 111 «Текущий счет по внебюджетным средствам»;
Д-т субсчета 177 «Расчеты с депонентами»,
К-т субсчета 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».
В книге аналитического учета депонированной заработной платы формы 441 напротив фамилии депонента производят запись о погашении задолженности перед ним с указанием номера платежного документа и даты.
-
1
-
О бухгалтерском учете курсовых разниц
-
1
В соответствии с частью первой пункта 7 статьи 9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон) изменения в учетную политику организации могут быть внесены в случае: изменения законодательства Республики Беларусь; изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации; принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.
В соответствии с частью второй пункта 7 статьи 9 Закона изменение в учетную политику организации в случае, указанном в абзаце третьем части первой пункта 7 статьи 9 Закона, вносятся с начала отчетного года.
Изменение в учетную политику организации в случае изменения законодательства Республики Беларусь вносятся на дату вступления в силу нормативного правового акта, обусловившего эти изменения.
Коммерческая организация (за исключением банков, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», небанковских кредитно-финансовых организаций) может внести изменения в положение об учетной политике на дату вступления в силу Указа № 93 в части продления сроков списания курсовых разниц в случае, если эта коммерческая организация применяла Указ № 159 до вступления в силу Указа № 93.
-
1
Для того, что бы задать свой вопрос, заполните форму в разделе «Электронные обращения»