Часто задаваемые вопросы
-
О страховании
-
1
Какие требования предъявляются к страховым агентам?
В соответствии с подпунктом 1.22 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 344-З «О страховой деятельности» (далее – Закон) страховым агентом является физическое лицо или организация, осуществляющие от имени страховой организации посредническую деятельность по страхованию.
Согласно статье 43 Закона страховыми агентами могут быть физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, и организации, не являющиеся страховыми организациями.
Страховые агенты-физические лица осуществляют от имени страховой организации посредническую деятельность по страхованию на основании трудового договора либо гражданско-правового договора по видам страхования, относящегося к страхованию жизни, – от имени нескольких страховых организаций, а по иным видам страхования, не относящегося к страхованию жизни, – от имени одной страховой организации.
Физическое лицо для осуществления посреднической деятельности по страхованию должно иметь общее среднее образование.
Страховые агенты-организации осуществляют от имени страховой организации посредническую деятельность по страхованию на основании гражданско-правового договора.
Страховыми агентами-организациями могут выступать:
банки;
республиканское унитарное предприятие почтовой связи «Белпочта»;
субъекты туристической деятельности;
организации, осуществляющие ввоз, вывоз и (или) торговлю автомобилями;
организации, осуществляющие прием заявлений о выдаче визы для въезда в государства с визовым режимом от имени дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств (визовые центры);
государственное объединение «Белорусская железная дорога» и юридические лица, входящие в его состав;
открытое акционерное общество «Авиакомпания "Белавиа»;
иные организации, включенные в реестр страховых агентов Министерства финансов (далее – реестр).Организации, за исключением организаций включенных в реестр, вправе осуществлять посредническую деятельность по страхованию от имени нескольких страховых организаций без включения в реестр.
Организации, включенные в реестр, имеют право осуществлять посредническую деятельность по страхованию по видам добровольного страхования, относящегося к страхованию жизни, от имени нескольких страховых организаций, а по видам добровольного страхования, не относящегося к страхованию жизни, – от имени только одной страховой организации.
Порядок включения организаций в реестр, исключения из него определен Положением о реестре страховых агентов Министерства финансов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2014 г. № 613.
Справочно. Включение организации в реестр, внесение в него изменений или исключение из него являются административными процедурами в соответствии с пунктом 14.20 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования.
Для включения в реестр организация обязана представить в Министерство финансов документы, установленные Регламентом административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 14.20.1 «Включение организации в реестр страховых агентов Минфина», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 21 марта 2022 № 14.
Особенности деятельности страховых агентов на территории Республики Беларусь определены статьей 44 Закона.
Согласно части пятой пункта 1 статьи 44 Закона посредническая деятельность по страхованию не может являться основным и (или) единственным видом деятельности страхового агента-организации.
За нарушение страховым агентом законодательства о страховании статьей 12.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
-
2
Нет, моральный вред по условиям обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств возмещению не подлежит.
В соответствии с частью первой пункта 180 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530, страховому возмещению подлежит вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу (в том числе дорогам, дорожным сооружениям, техническим средствам регулирования дорожного движения и иным объектам) потерпевшего, включая расходы, связанные с его погребением, лицам, понесшим эти расходы, а также имущественный вред, вызванный повреждением или уничтожением транспортного средства, в отношении которого заключен договор комплексного внутреннего страхования, в результате дорожно-транспортного происшествия. При этом страховому возмещению не подлежат моральный вред, упущенная выгода либо утрата товарной стоимости транспортного средства.
Таким образом, оснований на возмещение морального вреда у страховой организации, в соответствии с законодательством, не имеется. Одновременно, в соответствии со статьей 11 Гражданского Кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) одним из способов зашиты гражданских прав является компенсация морального вреда.
Согласно статье 152 ГК если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, гражданин вправе требовать от нарушителя денежную компенсацию указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В этой связи, потерпевший имеет право предъявить претензию к лицу, виновному в дорожно-транспортном происшествии, а в случае ее непризнания последним, обратиться в суд за защитой своих прав в установленном законодательством порядке. -
3
В случае выявления скрытых повреждений и дефектов транспортного средства для решения вопроса, связанного с доплатой страхового возмещения по обязательному страхованию, потерпевшему следует обратиться в страховую организацию.
В соответствии с частью второй пункта 45 Правил определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14 сентября 2004 г. № 30-од и согласованных с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее – Правила), для определения предполагаемых либо не установленных при осмотре транспортного средства дефектов и повреждений по заявлению потерпевшего проводится дополнительный осмотр транспортного средства либо его частей в порядке, аналогичном порядку проведения первичного осмотра транспортного средства.
Согласно части второй пункта 223 Правил в случае проведения дополнительного осмотра транспортного средства и выявления в результате такого осмотра скрытых дефектов и повреждений транспортного средства оценщик составляет дополнительное заключение о размере вреда с учетом ранее рассчитанного размера вреда либо по согласованию с заказчиком составляет заключение о размере вреда на основании дополнительного акта осмотра. -
4
Согласно частям первой и второй пункта 2 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 344-З «О страховой деятельности» добровольное страхование осуществляется путем заключения договора между страхователем и страховщиком в соответствии с гражданским законодательством.
Условия, на которых заключается договор добровольного страхования, определяются правилами соответствующего вида страхования, утвержденными страховщиком либо объединением страховщиков и (или) страховых брокеров.
Таким образом, в случае неясности условий правил добровольного страхования за их разъяснением и толкованием следует обращаться непосредственно к страховщику, утвердившему правила страхования.
Одновременно сообщаем, что в соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Республики Беларусь в случае толкования условий договора судом, будет приниматься во внимание буквальное значение содержащихся в договоре слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае неясности будет устанавливаться путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если вышеизложенные правила не позволяют определить содержание договора, будет выясняться действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом будут приниматься во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, последующее поведение сторон.
-
5
В соответствии с пунктом 6 Положения о представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2008 г. № 694 (далее – Положение № 694), представитель государства, являющийся работником, в том числе государственным гражданским служащим, органа, осуществляющего владельческий надзор, выполняет свои полномочия на основании трудового договора (контракта) по основному месту работы. Иные граждане Республики Беларусь, в том числе государственные гражданские служащие, не являющиеся работниками органов, осуществляющих владельческий надзор, за исключением лиц, указанных в абзаце третьем части второй подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2008 г. № 100, выполняют полномочия представителя государства на основании гражданско-правового договора, заключенного ими с органом, осуществляющим владельческий надзор.
Согласно пункту 23 Положения № 694 представителям государства в органах управления обществ, в которых создан совет директоров (наблюдательный совет), вознаграждение выплачивается обществами ежеквартально за счет чистой прибыли этих обществ за отчетный период (квартал, год), рассчитанной нарастающим итогом с начала года, в размерах, установленных общим собранием участников общества, но не более нормативов, определенных в приложении к Указу Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2008 г. № 100, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Денежные средства в размере вознаграждения, причитающегося представителю государства, являющемуся государственным гражданским служащим, а также денежные средства для уплаты взносов по государственному социальному страхованию в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и страховых взносов по обязательному страхованию в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее – Белгосстрах), начисленных на указанное вознаграждение, перечисляются обществом в полном объеме на отдельный текущий (расчетный) банковский счет, открытый государственному органу, в котором работает государственный гражданский служащий, исполняющий обязанности представителя государства, с одновременным информированием его о наличии чистой прибыли и положительной рентабельности, рассчитанной в установленном порядке для исчисления этого вознаграждения.
Указанные денежные средства зачисляются в доходы соответствующего бюджета, учитываются отдельно, имеют целевое назначение и направляются нанимателю по месту основной работы государственного гражданского служащего, исполняющего обязанности представителя государства, на выплату вознаграждения, исчисленного с учетом подпункта 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2008 г. № 100, и уплату взносов по государственному социальному страхованию в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и страховых взносов по обязательному страхованию в Белгосстрах, начисленных на указанное вознаграждение.
Учитывая изложенное, страховые взносы по обязательному страхованию начисляются на сумму вознаграждения, причитающегося представителю государства, являющемуся государственным гражданским служащим, исходя из страхового тарифа, установленного для государственного органа, в котором работает государственный гражданский служащий, исполняющий обязанности представителя государства.
-
1
Для того, что бы задать свой вопрос, заполните форму в разделе «Электронные обращения»