Метаданные: Государственный долг

0. Обязательные условия

0.1. Правовая среда

0.1.1. Обязанности по сбору, обработке и распространению статистической информации :

Министерство финансов

Министерство финансов ответственно за распространение налогово-бюджетных данных по операциям сектора государственного управления, информации по прямому долгу центрального правительства и долгу, гарантированному центральным правительством.

Долг центрального правительства

Составление и распространение информации о долге центрального правительства осуществляется в соответствии с положениями и нормами следующих нормативных правовых актов:
•  Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З;
•  Указ Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах и внешних займах, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь»;
•  Указ Президента Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 359 «О некоторых вопросах предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь»;
•  постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 893 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»;
•  постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 сентября 2017 г. № 722 «О некоторых вопросах эмиссии, обращения и погашения государственных облигаций Республики Беларусь, размещаемых на внутреннем финансовом рынке»;
•  постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 21 ноября 2006 г. № 142 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, и учета внешнего государственного долга и внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь»;
•  постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь»;
•  постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 11 июля 2018 г. № 51 «Об утверждении Инструкции о порядке эмиссии, обращения и погашения государственных облигаций Республики Беларусь».

Указанные нормативные правовые акты обеспечивают основу для составления данных по долгу центрального правительства и долгу, гарантированному центральным правительством.

0.1.2. Обмен данными и координация деятельности ведомств, формирующих данные

Министерство финансов

Обеспечены обмен данными и координация работы между Министерством финансов, Министерством экономики, Национальным банком и Национальным статистическим комитетом.

0.1.3. Обеспечение конфиденциальности индивидуальных данных респондентов

Министерство финансов

Конфиденциальность отчетных данных гарантируется следующими нормативными правовыми актами:
•  Законом от 28 ноября 2004 г. № 345-З «О государственной статистике»;
•  Законом от 1 июня 2022 г. № 175-З «О государственной службе».

0.1.4. Обеспечение предоставления статистической отчетности

Министерство финансов

Министерство финансов ведет учет:
•  внешнего государственного долга и внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, и осуществляет регистрацию внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь;
•  внутреннего государственного долга и внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь.

0.2. Ресурсы

0.2.1. Персонал, организация работы, вычислительные ресурсы и финансирование

Министерство финансов

Квалификация персонала, программное обеспечение и компьютерные ресурсы, используемые для составления статистики государственных финансов, соответствуют уровню, необходимому для выполнения требуемых задач по составлению статистической отчетности.

0.3. Взаимодействие

0.3.1. Осуществление мониторинга запросов пользователей

Министерство финансов

Министерство финансов предоставляет пользователям возможность обратной связи при распространении статистических данных и обновлении методологии.

0.4. Менеджмент качества

0.4.1. Политика в области качества

Министерство финансов

Формирование информации осуществляется в соответствии с требованиями ССРД. Качество гарантировано законодательством и внутренними нормами регулирования.

0.4.2. Контроль качества

Министерство финансов

Отчеты о состоянии долга центрального правительства и долга, гарантированного центральным правительством, представляются в Совет Министров Республики Беларусь, Комитет государственного контроля, Министерство экономики и Национальный банк.
Предпринимаются меры по обеспечению внутренней согласованности данных и улучшения их качества. В этой связи Министерство финансов:
•  осуществляет мониторинг операций по долгу центрального правительства и долгу, гарантированному центральным правительством, для их полного и корректного отражения в учете;
•  проводит работу по улучшению нормативных правовых актов по долгу центрального правительства и долгу, гарантированному центральным правительством, а также бюджетной классификации и инструкций к ней;
•  размещает данные о долге центрального правительства и долге, гарантированном центральным правительством, на сайте Министерства финансов*
* С 01.06.2022 предоставление данных временно приостановлено;
•  разрабатывает и модернизирует программное обеспечение и устанавливает дополнительные средства связи.

0.4.3. Качество планирования

Министерство финансов

Прилагает усилия для обеспечения внутренней согласованности данных и повышения их качества. Например, Министерство финансов:
•  совершенствует бюджетную классификацию и соответствующие инструкции;
•  осуществляет размещение бюджетных данных на сайте Министерства финансов;
•  разрабатывает новое программное обеспечение и устанавливает дополнительные средства связи.

1. Достоверность

1.1. Профессионализм

1.1.3 Комментирование неверных интерпретаций и неверного использования статистических данных

Министерство финансов

Министерство финансов уполномочено отвечать на неверное истолкование и/или неправильное употребление данных. В случае неверного истолкования или неправильного употребления Министерство финансов готовит и распространяет объяснительные примечания для содействия в исправлении ошибки/неправильного употребления данных.

1.2. Прозрачность

1.2.1. Публикация условий и положений сбора, обработки и распространения статистики

Министерство финансов

Общественность имеет беспрепятственный доступ к Бюджетному кодексу и нормативным правовым актам, регулирующим вопросы сбора, составления, и распространения финансовых данных.

1.2.2. Внутренний доступ органов государственного управления к данным до их выпуска

Министерство финансов

Ни одно ведомство, за исключением Министерства финансов, не имеет доступа к данным до их официального опубликования*.
* С 01.06.2022 – за исключением Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Национального Банка Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь.

1.2.4. Предварительное оповещение об основных изменениях методологии, источниках данных и статистических методиках

Министерство финансов

Общественность информируется об основных изменениях в методологии посредством публикации новых законодательных актов.

1.3. Этические стандарты

1.3.1. Руководство для поведения сотрудников

Министерство финансов

Этические стандарты, которыми руководствуется персонал:
(a) Закон «О государственной службе в Республике Беларусь»;
(b) положения трудовых контрактов;
(c) служебные обязанности персонала Министерства финансов.

2. Методология

2.1. Концепции и определения

2.1.1. Концепции и определения

Определение: Долг центрального правительства определяется как сумма долговых обязательств, возникающих из государственных заимствований Республики Беларусь как заемщика или эмитента государственных ценных бумаг. Долг, гарантированный центральным правительством, соответствует займам, выданным резидентам Республики Беларусь и гарантированным Правительством Республики Беларусь.

2.2. Охват

2.2.1. Охват данных

Институциональный охват: Данные охватывают долг центрального правительства и долг, гарантированный центральным правительством.
Данные распространяются по следующим показателям:
•  прямой долг центрального правительства и долг, гарантированный центральным правительством, с разбивкой на внешний и внутренний долг;
•  внутренний долг, подразделяющийся в соответствии со сроками погашения на займы со сроком погашения до 1 года (краткосрочные) и займы со сроком погашения свыше 1 года (долгосрочные);
•  внешний долг, подразделяющийся в соответствии со сроками погашения на займы со сроком погашения до 1 года (краткосрочные) и займы со сроком погашения свыше 1 года (долгосрочные).

Исключаются из охвата

Отсутствует.

Неучтенная деятельность

Отсутствует.

2.3. Классификация/разбивка по секторам

2.3.1. Классификация/разбивка по секторам

•  Срок погашения: Данные о внутренних и внешних долговых обязательствах разбиты по срокам погашения кредитов на: займы со сроком погашения до 1 года (краткосрочные) и займы со сроком погашения более чем 1 год (долгосрочные). Внутренние и внешние долговые обязательства классифицируются в соответствии с первоначальным сроком погашения.
Резидентство: Данные о долге центрального правительства подразделяются на внутреннюю и внешнюю задолженность. Разбивка на внутренний и внешний долг осуществляется по принципу критерия резидентства в соответствии с шестым изданием Руководства по статистике платежного баланса МВФ (РПБ 6) и Руководством по статистике государственных финансов 2014 года (РСГФ 2014).
Государственные ценные бумаги, размещенные на внутреннем финансовом рынке, являются внутренним долгом центрального правительства независимо от резидентства их владельцев. Государственные ценные бумаги, размещенные на внешних финансовых рынках, являются внешним долгом центрального правительства независимо от резидентства их владельцев.

2.4. База для учета

2.4.1. Оценка

Способы оценки: Сумма долга центрального правительства рассчитывается по номинальной стоимости долговых обязательств. Задолженность в иностранной валюте пересчитывается в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь.

2.4.2. Метод учета

Задолженность отражается кассовым методом.

2.4.3. Процедуры исчисления валовой/чистой основы

Данные о долговых обязательствах распространяются на валовой основе.

3. Точность и надежность

3.1. Источники данных

3.1.1. Программы сбора исходных данных

•  Источники данных: Информация об объеме и структуре внешнего и внутреннего долга центрального правительства поступает из реестров и отчетов главного управления государственного долга Министерства финансов Республики Беларусь, а также отчетов банков и конечных заемщиков;
•  Долг, гарантированный правительством: Данные по долгу, гарантированному центральным правительством, формируются исходя из учетных данных Министерства финансов Республики Беларусь, а также отчетов банков и конечных заемщиков.

3.1.2. Определение источников данных, охват, классификация, оценка и время отражения в учете

Исходные данные соответствуют требуемым определениям, охвату, классификации, способу оценки и времени отражения в учете.

3.1.3. Своевременность источника данных

Своевременность данных – в соответствии с требованиями ССРД.

3.2. Оценка исходных данных

3.2.1. Оценка исходных данных

Процедуры проверки осуществляются на местах с целью оценки точности данных. Проводятся обзоры и пересмотр предоставленных отчетных данных, сравнение их с показателями, подготовленными для этой цели в Казначействе. Результаты этих обзоров отслеживаются и позволяют осуществлять планирование.

3.3. Статистические механизмы

3.3.2. Другие статистические процедуры

Консолидация: Данные приведены на консолидированной основе.

3.4. Проверка данных

3.4.2. Оценка промежуточных данных

Все расхождения между статистикой государственных финансов и промежуточными бюджетными данными, а также между промежуточными бюджетными данными и данными учета, исследуются.

3.4.3. Оценка расхождений и иных проблем в выходных статистических данных

Обнаруженные статистические несоответствия исследуются и в отношении них принимаются меры.

3.5. Пересмотр и анализ

3.5.1. Пересмотр

Пересмотр данных не осуществляется.

4. Удобство использования

4.1. Периодичность и своевременность

4.1.1. Периодичность

Ежемесячно.

4.1.2. Своевременность

Не позднее одного месяца после окончания отчетного месяца*.
* С 01.06.2022 предоставление данных временно приостановлено.

4.2. Согласованность

4.2.1. Внутренняя согласованность

Обеспечивается внутренняя непротиворечивость статистических данных.

4.2.2. Временная согласованность

Данные согласованы и сопоставимы.

4.2.3. Межотраслевая и межобластная непротиворечивость

Формирование данных по долгу центрального правительства осуществляется Министерством финансов, которые также предоставляются в Национальный банк и Министерство экономики.

4.3. Пересмотр

4.3.2. Идентификация предварительных и/или уточненных данных

Если данные являются предварительными, по тексту даются соответствующие комментарии (примечания). Уточненные данные публикуются в следующих публикациях.

4.3.3. Осуществление пересмотра и анализ данных

Пересмотр и анализ данных не осуществляется.

5. Доступность

5.1. Данные

5.1.1. Статистическое представление

Данные по долгу центрального правительства и долгу, гарантированному центральным правительством, указываются в тысячах рублей (BYN). Данные не охватывают операции внебюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (ФСЗН).
Данные распространяются по следующим показателям:
•  прямой долг центрального правительства и долг, гарантированный центральным правительством, с разбивкой на внешний и внутренний долг;
•  внутренний долг, подразделяющийся в соответствии со сроками погашения на займы со сроком погашения до 1 года (краткосрочные) и займы со сроком погашения свыше 1 года (долгосрочные);
•  внешний долг, подразделяющийся в соответствии со сроками погашения на займы со сроком погашения до 1 года (краткосрочные) и займы со сроком погашения свыше 1 года (долгосрочные).
•  долг, гарантированный центральным правительством, с разбивкой на внутренний и внешний долг.
Долг классифицируется в соответствии с первоначальными сроками погашения.

5.1.2. Распространение в СМИ и формат

•  На бумажном носителе – пресс-релиз
Отсутствует.
• На бумажном носителе – еженедельный бюллетень
Отсутствует.
• На бумажном носителе – ежемесячный бюллетень
Отсутствует.
• На бумажном носителе – ежеквартальный бюллетень
Отсутствует.
• На бумажном носителе – прочее
Отсутствует.
•  Электронная версия – онлайн бюллетень или данные
Статистика публикуется ежемесячно*.
* С 01.06.2022 предоставление данных временно приостановлено.
• Электронная версия – прочее
Отсутствует.

5.1.3. Календарь выпуска данных

Данные недоступны.

5.1.4. Одновременный выпуск

Налогово-бюджетные данные доступны всем пользователям одновременно.

5.1.5. Распространение по запросу

Неопубликованные данные распространяются в соответствии с заключенными соглашениями.

5.2. Метаданные

5.2.1. Распространение документации о концепциях, охвате, классификациях, методе учета, источниках данных и статистических методиках

Основные регулирующие документы:
•  Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З;
•  Указ Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах и внешних займах, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь»;
•  Указ Президента Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 359 «О некоторых вопросах предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь»;
•  постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 893 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь;
•  постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 сентября 2017 г. № 722 «О некоторых вопросах эмиссии, обращения и погашения государственных облигаций Республики Беларусь, размещаемых на внутреннем финансовом рынке»;
•  постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 21 ноября 2006 г. № 142 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, и учета внешнего государственного долга и внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь»;
•  постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь»;
•  постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 11 июля 2018 г. № 51 «Об утверждении Инструкции о порядке эмиссии, обращения и погашения государственных облигаций Республики Беларусь».

Указанные нормативные правовые акты размещены (на русском языке) на сайте Национального центра правовой информации Республики Беларусь: www.pravo.by.

5.2.2. Распространенный уровень детализации

Единый формат используется для всех пользователей.

5.3. Помощь пользователям

5.3.1. Распространение информации о контактных лицах

Контактное лицо идентифицируется: имя, адрес электронной почты и номер телефона размещены на сайте Министерства финансов: https://minfin.gov.by/ru/sdds/a6fefe8e49c39b64.html.

версия для печати