Метаданные: Сектор государственного управления

0. Обязательные условия

0.1. Правовая среда

0.1.1. Обязанности по сбору, обработке и распространению статистической информации:

Министерство финансов

Министерство финансов ответственно за распространение налогово-бюджетных данных по операциям сектора государственного управления, информации по прямому долгу центрального правительства и долгу, гарантированному центральным правительством.

Сектор государственного управления

Составление и распространение информации об исполнении бюджета осуществляется в соответствии с положениями и нормами следующих нормативных правовых актов:
•  Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З;
•  Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. №166-З;
•  Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»;
•  Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»;
•  ежегодные законы о республиканском бюджете;
•  ежегодные законы о бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;
•  Указ Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах и внешних займах, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь»;
•  постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь».

Указанные нормативные правовые акты обеспечивают основу для составления данных по сектору государственного управления.

0.1.2. Обмен данными и координация деятельности ведомств, формирующих данные

Министерство финансов

Обеспечены обмен данными и координация работы между Министерством финансов, Министерством экономики, Национальным банком и Национальным статистическим комитетом.

0.1.3. Обеспечение конфиденциальности индивидуальных данных респондентов

Министерство финансов

Конфиденциальность отчетных данных гарантируется следующими нормативными правовыми актами:
•  Законом от 28 ноября 2004 г. № 345-З «О государственной статистике»;
•  Законом от 1 июня 2022 г. № 175-З «О государственной службе».

0.1.4. Обеспечение предоставления статистической отчетности

Министерство финансов

Бюджетный кодекс устанавливает обязанность распорядителей бюджетных средств предоставлять в Министерство финансов отчетность об исполнении бюджета в соответствии с установленными Министерством финансов сроками и периодичностью. Бюджетный кодекс также предусматривает, что отчет об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год составляется Министерством финансов и в форме проекта закона до 1 марта года, следующего за отчетным финансовым годом, вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь направляет проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год Президенту Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года вносит проект в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

0.2. Ресурсы

0.2.1. Персонал, организация работы, вычислительные ресурсы и финансирование

Министерство финансов

Квалификация персонала, программное обеспечение и компьютерные ресурсы, используемые для составления статистики государственных финансов, соответствует уровню, необходимому для выполнения требуемых задач по составлению статистической отчетности.

0.3. Взаимодействие

0.3.1. Осуществление мониторинга запросов пользователей

Министерство финансов

Министерство финансов предоставляет пользователям возможность обратной связи при распространении статистических данных и обновлении методологии.

0.4. Менеджмент качества

0.4.1. Политика в области качества

Министерство финансов

Формирование информации осуществляется в соответствии с требованиями ССРД. Качество гарантировано законодательством и внутренними нормами регулирования.

0.4.2. Контроль качества

Министерство финансов

Исполнение республиканского бюджета контролируется Министерством финансов и Комитетом государственного контроля. Также в целях мониторинга исполнения бюджетов Министерство финансов и местные органы государственного управления имеют право запрашивать любую информацию, связанную с исполнением местных бюджетов.
Предпринимаются меры по обеспечению внутренней согласованности данных и улучшения их качества. В этой связи Министерство финансов:
•  осуществляет мониторинг операций по сектору государственного управления для целей наиболее полного и корректного отражения в учете;
•  проводит работу по улучшению нормативных правовых актов по бюджетной классификации, а также инструкций к ней;
•  размещает данные о секторе государственного управления на сайте Министерства финансов;
•  разрабатывает и модернизирует программное обеспечение и устанавливает дополнительные средства связи.

0.4.3. Качество планирования

Министерство финансов

Прилагает усилия для обеспечения внутренней согласованности данных и повышения их качества. Например, Министерство финансов:
•  производит мониторинг за деятельностью бюджетных подразделений для достижения более полного институционального охвата;
•  совершенствует бюджетную классификацию и соответствующие инструкции;
•  осуществляет размещение бюджетных данных на сайте Министерства финансов;
•  разрабатывает новое программное обеспечение и устанавливает дополнительные средства связи.

1. Достоверность

1.1. Профессионализм

1.1.3. Комментирование неверных интерпретаций и неверного использования статистических данных

Министерство финансов

Министерство финансов уполномочено отвечать на неверное истолкование и/или неправильное употребление данных. В случае неверного истолкования или неправильного употребления Министерство финансов готовит и распространяет объяснительные примечания для содействия в исправлении ошибки/неправильного употребления данных.

1.2. Прозрачность

1.2.1. Публикация условий и положений сбора, обработки и распространения статистики

Министерство финансов

Общественность имеет беспрепятственный доступ к Бюджетному кодексу и нормативным правовым актам, регулирующим вопросы сбора, составления и распространения финансовых данных.

1.2.2. Внутренний доступ органов государственного управления к данным до их выпуска

Министерство финансов

Ни одно ведомство, за исключением Министерства финансов, не имеет доступа к данным до их официального опубликования.

1.2.4. Предварительное оповещение об основных изменениях методологии, источниках данных и статистических методиках

Министерство финансов

Общественность информируется об основных изменениях в методологии посредством публикации новых законодательных актов.

1.3. Этические стандарты

1.3.1. Руководство для поведения сотрудников

Министерство финансов

Этические стандарты, которыми руководствуется персонал:
(a) Закон «О государственной службе в Республике Беларусь»;
(b) положения трудовых контрактов;
(c) служебные обязанности персонала Министерства финансов.

2. Методология

2.1. Концепции и определения

2.1.1. Концепции и определения

•  Аналитическая основа: Методология составления статистики государственных финансов в основном соответствует аналитической основе, изложенной в Руководстве Международного валютного фонда по статистике государственных финансов в редакции 2014 года (РСГФ 2014).
•  Данные статистики государственных финансов, публикуемые Международным валютным фондом в Ежегоднике по статистике государственных финансов, составлены в соответствии с РСГФ 2014.
•  Соответствие международным методическим рекомендациям: Основные бюджетно-налоговые показатели операций сектора государственного управления соответствуют РСГФ 2014.

2.2. Охват

2.2.1. Охват данных

Институциональный охват отчетных данных по сектору государственного управления:
Распространяемые данные по операциям сектора государственного управления охватывают бюджетные счета институциональных единиц центрального правительства (республиканских органов управления), внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (ФСЗН) и органов местного управления (местные бюджеты). Средства других внебюджетных фондов, а также средства от внебюджетной деятельности бюджетных организаций в состав операций сектора государственного управления не включаются.
ФФСЗН выполняет функции государственного социального страхования (включая пенсионное страхование).
В соответствии с законами Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 231-З «О республиканском бюджете на 2023 год» и от 27 декабря 2023 г. № 328-З «О республиканском бюджете на 2024 год» республиканский бюджет включает следующие государственные целевые бюджетные фонды:
•  республиканский централизованный инновационный фонд;
•  фонд национального развития;
•  республиканский дорожный фонд;
•  республиканский фонд универсального обслуживания связи и информатизации;
•  республиканский фонд гражданской авиации.
К местным бюджетам относятся бюджеты областей и города Минска, городов областного подчинения, районов, городов районного подчинения, поселков городского типа и сельских Советов.
В соответствии с законами Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 231-З «О республиканском бюджете на 2023 год» и от 27 декабря 2023 г. № 328-З «О республиканском бюджете на 2024 год» местные бюджеты включают средства:
местные инновационные фонды, образуемые областными и Минским городским исполнительными комитетами.

Исключаются из охвата

Средства иных внебюджетных фондов, а также средства от внебюджетной деятельности бюджетных организаций в состав операций сектора государственного управления не включаются.

Неучтенная деятельность

Отсутствует.

2.3. Классификация/разбивка по секторам

2.3.1. Классификация/разбивка по секторам

Система классификаций: Бюджетная классификация Республики Беларусь является систематизированной группировкой доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита (направлений использования профицита) бюджета, видов государственного долга Республики Беларусь, обеспечивающей республиканскую и международную сопоставимость показателей:
классификация доходов бюджета: Классификация доходов бюджета является группировкой доходов бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими источники их формирования. Национальная классификация доходов в целом соответствует РСГФ 2014, за исключением отнесения к доходам бюджета операций с отдельными нефинансовыми активами (например, доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, доходы от конфискованного имущества, доходы от продажи земельных участков);
функциональная классификация расходов бюджета: Функциональная классификация расходов бюджета отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Классификация основана на классификации функций органов государственного управления, разработанной ООН и использованной в РСГФ 2014.

2.4. База для учета

2.4.1. Оценка

Все операции отражаются в текущих ценах. Суммы, номинированные в иностранной валюте, пересчитываются в белорусские рубли по официальному обменному курсу, устанавливаемому Национальным банком.

2.4.2. Метод учета

• При составлении бюджетно-налоговых данных доходы и расходы учитываются на кассовой основе. Все финансовые данные, за исключением долга, учитываются на кассовой основе в соответствии с РСГФ 2014.
• Льготный период: Нет.

2.4.3. Процедуры исчисления валовой/чистой основы

Принципы сальдирования: большинство операций отражаются на валовой основе в соответствии с РСГФ 2014. Возвраты по налогам вычитаются из налоговых доходов, данные о финансировании составляются на чистой основе.

3. Точность и надежность

3.1. Источники данных

3.1.1. Программы сбора исходных данных

Источники данных: Учет показателей исполнения бюджета осуществляется Министерством финансов на основе:
•  данных об исполнении бюджета и источниках финансирования дефицита (направлениях использования профицита), составляемых Главным государственным казначейством Министерства финансов;
•  показателей внешнего финансирования дефицита, составляемых главным управлением государственного долга Министерства финансов.

3.1.2. Определение источников данных, охват, классификация, оценка и время отражения в учете

Бюджетная классификация доходов и функциональная классификация расходов приближена к положениям РСГФ 2014.

3.1.3. Своевременность источника данных

Своевременность данных – в соответствии с требованиями ССРД.

3.2. Оценка исходных данных

3.2.1. Оценка исходных данных

Процедуры проверки осуществляются на местах с целью оценки точности данных об исполнении бюджета. Проводятся обзоры и пересмотр предоставленных отчетных данных, сравнение их с показателями, подготовленными для этой цели в Казначействе. Результаты этих обзоров отслеживаются и позволяют осуществлять планирование.

3.3. Статистические механизмы

3.3.2. Другие статистические процедуры

Консолидация: Данные представляются на консолидированной основе, с исключением взаимных операций между единицами сектора государственного управления: республиканским бюджетом, ФСЗН и местными бюджетами.

3.4. Проверка данных

3.4.2. Оценка промежуточных данных

Все расхождения между статистикой государственных финансов и промежуточными бюджетными данными, а также между промежуточными бюджетными данными и данными учета исследуются.

3.4.3. Оценка расхождений и иных проблем в выходных статистических данных

Обнаруженные статистические несоответствия исследуются и в отношении них принимаются меры.

3.5. Пересмотр и анализ

3.5.1. Пересмотр

Пересмотр данных не осуществляется.

4. Удобство использования

4.1. Периодичность и своевременность

4.1.1. Периодичность

Годовая.

4.1.2. Своевременность

Не более шести месяцев после отчетной даты.

4.2. Согласованность

4.2.1. Внутренняя согласованность

Статистические данные сопоставимы с набором данных.

4.2.2. Временная согласованность

Бюджетно-налоговые данные согласуются с ожидаемыми тенденциями и отражают дискреционные изменения, внешние шоки и развитие экономики.

4.2.3. Межотраслевая и межобластная непротиворечивость

Министерством финансов осуществляется формирование данных по долгу центрального правительства, которые также представляются в Национальный банк и Министерство экономики.

4.3. Пересмотр

4.3.1. График пересмотра

Отчетные данные могут быть предварительными. Пересмотренные данные издаются в следующей публикации.

4.3.2. Идентификация предварительных и/или уточненных данных

Если данные являются предварительными, по тексту даются соответствующие комментарии (примечания). Уточненные данные публикуются в следующих публикациях.

4.3.3. Осуществление пересмотра и анализ данных

Пересмотр и анализ данных не осуществляется.

5. Доступность

5.1. Данные

5.1.1. Статистическое представление

Данные по операциям сектора государственного управления распространяются в тысячах рублей (BYN) и охватывают бюджетные счета институциональных единиц центрального правительства, органов местного управления и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (ФСЗН).
Средства иных внебюджетных фондов, а также средства от внебюджетной деятельности бюджетных организаций в состав операций сектора государственного управления не включаются.
Сектор государственного управления состоит из центрального правительства (республиканские органы управления), ФСЗН и органов местного управления.
Данные распространяются по:
•  доходам;
•  расходам;
•  балансу (дефицит/профицит);
•  источникам финансирования, подразделяющимся на:
   - внутреннее банковское финансирование;
   - внутреннее небанковское финансирование;
   - внешнее финансирование.
Финансовый год соответствует календарному году.

5.1.2. Распространение в СМИ и формат

•  На бумажном носителе – пресс-релиз
Отсутствует.
• На бумажном носителе – еженедельный бюллетень
Отсутствует.
• На бумажном носителе – ежемесячный бюллетень
Отсутствует.
• На бумажном носителе – ежеквартальный бюллетень
Отсутствует.
• На бумажном носителе – прочее
Отсутствует.
•  Электронная версия – онлайн бюллетень или данные
Статистика публикуется ежегодно.
• Электронная версия – прочее
Отсутствует.

5.1.3. Календарь выпуска данных

Предварительный календарь выпуска данных размещен на сайте Министерства финансов: https://minfin.gov.by/ru/sdds/a6fefe8e49c39b64.html.

5.1.4. Одновременный выпуск

Налогово-бюджетные данные доступны всем пользователям одновременно.

5.1.5. Распространение по запросу

Неопубликованные данные распространяются в соответствии с заключенными соглашениями.

5.2. Метаданные

5.2.1. Распространение документации о концепциях, охвате, классификациях, методе учета, источниках данных и статистических методиках

Основные регулирующие документы:
•  ежегодные законы о республиканском бюджете (например, Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 231-З «О республиканском бюджете на 2023 год», Закон Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 328-З «О республиканском бюджете на 2024 год»);
•  ежегодные законы о бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (например, Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 229-З «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2023 год», Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2023 г. № 317-З «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2024 год»);
•  постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь».

Указанные нормативные правовые акты размещены (на русском языке) на сайте Национального центра правовой информации Республики Беларусь: www.pravo.by.

5.2.2. Распространенный уровень детализации

Единый формат используется для всех пользователей.

5.3. Помощь пользователям

5.3.1. Распространение информации о контактных лицах

Контактное лицо идентифицируется: имя, адрес электронной почты и номер телефона размещены на сайте Министерства финансов: https://minfin.gov.by/ru/sdds/a6fefe8e49c39b64.html.

версия для печати