№ 1 (264) январь 2016
ФИНАНСЫ РЕГИОНОВ | |
О бюджете Минска на 2016 год Бюджет города Минска на 2016 год сформирован с учетом реализации бюджетной политики, направленной на сохранение макроэкономической и социальной стабильности. Его дефицит запланирован в сумме 1,2 трлн. Br. В расходах бюджета приоритетами останутся здравоохранение и образование, социальная защита граждан. |
|
ПРОГНОЗ | |
Ориентиры для экономики Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» Президент Беларуси 18 декабря 2015 года утвердил важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Беларуси и Основные направления денежно-кредитной политики на 2016 год. Несмотря на непростые внешние условия (падение цен на нефть, сжатие основных рынков сбыта), перед Правительством и Национальным банком поставлена задача восстановить темпы роста экономики и денежных доходов населения, а также сохранить макроэкономическую и финансовую устойчивость государства. |
|
АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ | |
Результат хуже ожиданий Прошедший год оказался достаточно сложным для отечественной экономики. Определенные трудности предполагались, однако реальность превзошла все ожидания. Большая часть показателей оказалась заметно хуже первоначальных прогнозов Правительства. Проблемы негативно повлияли и на реализацию пятилетних плановых заданий. При этом отсутствуют серьезные предпосылки для выправления ситуации. Такие выводы можно сделать из научно-аналитической записки, подготовленной Институтом экономики НАН РБ. nbsp; |
|
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА | |
Сокращение преференций для налогоплательщиков С 1 января 2016 года вступили в силу корректировки в Налоговый кодекс и некоторые законодательные акты по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения. Особенностью нынешних нововведений стало, в частности, сокращение целого ряда налоговых льгот для бизнеса и населения. |
|
|
|
Как считать прибыль в 2016 году? Надежда СУДНИК, заместитель начальника управления – начальник отдела Главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Законом РБ от 30.12.2015 г. № 343-З внесен ряд изменений и дополнений в Налоговый кодекс РБ, основная часть которых вступила в силу с 1 января 2016 года. В том числе нововведения коснулись порядка начисления и уплаты налога на прибыль. |
|
ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ | |
Время платить по долгам Георгий БАДЕЙ, председатель Правления БСПН им. М.С. Кунявского На ускорение роста задолженности коммерческих организаций бизнес-сообщество обращало внимание уже в 2013 и 2014 годах. Предложения по разрешению создавшейся ситуации выносились на рассмотрение Совмина. Однако ожидавшейся обратной реакции мы не получили. Судя по поступившим от министерств экономического блока ответам, ранее они не считали эту проблему актуальной. Отказ своевременно принимать решения привел к обострению трудностей в 2015 году. |
|
ИССЛЕДОВАНИЕ | |
Кому нужны финансовые услуги? Результаты исследования Института социологии НАН РБ по заказу Нацбанка свидетельствуют о том, что для Беларуси характерна относительно низкая степень распространенности финансовых услуг. Большинство граждан пользуется лишь базовыми финансовыми продуктами, отказаться от которых нельзя. |
|
|
|
Найти выход «из тени» Дмитрий ЕРМАК, «Финансы, учет, аудит» Какой доход имеют белорусы, работающие нелегально и получающие зарплату «в конверте», почему граждане предпочитают трудиться «в тени», какой объем покупок в стране проходит «мимо кассы»? На эти и другие вопросы попытались ответить аналитики Белорусского института стратегических исследований (BISS), которые в декабре представили общественности исследование «Теневая экономика Беларуси в региональной перспективе». При этом бороться с данным явлением эксперты предлагают не фискальными, а экономическими мерами. |
|
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА | |
Равные условия – общая польза Александр КУРИЛЬЧИК, заместитель директора Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК В 2016 году Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) планирует значительно активизировать сотрудничество с белорусской стороной. Будут созданы совместные рабочие группы, которые станут рассматривать и решать проблемы, возникающие у отечественных субъектов хозяйствования в ЕАЭС (в части конкуренции и госзакупок). Заниматься данной работой стало проще после получения в мае 2015 года ЕЭК полномочий наднационального органа, имеющего право запрашивать информацию, проводить расследования, принимать экономические санкции и прочее. |
|
|
|
Необходимо вкладывать ресурсы в экспортно ориентированные отрасли Алексей БЫКОВ, заведующий кафедрой экономики и управления БГЭУ Мировая экономика переживает крайне непростой период в своей истории. Всеобщие трудности оказывают негативное влияние и на темпы развития экономики Беларуси. В таких условиях необходима выработка новых действенных подходов к минимизации отрицательного воздействия внешних факторов. В настоящее время требуется усиление государственной поддержки экспортно ориентированных предприятий. |
|
КАЗНАЧЕЙСТВО | |
На пути к единому плану счетов Наталия РУСАКЕВИЧ, начальник отдела совершенствования бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления Главного государственного казначейства Минфина Одним из приоритетных направлений работы по совершенствованию бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления, начатой Министерством финансов, является разработка единого плана счетов, интегрированного с бюджетной классификацией. |
|
НАЛОГИ | |
Позиции Беларуси в налоговом рейтинге Екатерина ДАШКЕВИЧ, консультант отдела налогообложения доходов Главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Специалисты Всемирного банка и международной аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) подготовили очередной рейтинг уровня налоговой нагрузки «Paying Taxes – 2016» («Уплата налогов – 2016») 189-ти экономик мира. Беларусь в данном исследовании заняла 63-е место, опередив ряд высокоразвитых государств. |
|
ТОЧКА ЗРЕНИЯ | |
Недооцененный ресурс Кирилл ПИЛЕЦКИЙ, старший научный сотрудник ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси» Совсем недавно казалось, что воды на Земле в избытке, а главным ресурсом, за который идет соперничество, являются углеводороды. Но ситуация стала стремительно меняться, когда население планеты превысило 7 миллиардов. В настоящее время 1,2 млрд. человек (1/5 от общей численности) живут в зонах, где не хватает воды, а еще более 1,5 млрд. вынуждены потреблять ее в ограниченных количествах из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. |
|
НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ | |
Оценка эффективности расходов на социальную сферу Вероника АЛЕКСЕЕВА, Алина КАРПИШУК, студентки 4-го курса факультета финансов и банковского дела БГЭУ На протяжении многих лет Беларусь придерживается курса развития социально ориентированной рыночной экономики, целью которой является создание условий для повышения уровня и качества жизни населения. Исходя из данной цели строится политика республики в области планирования и финансирования бюджетных расходов, основная часть которых направляется на развитие отраслей социальной сферы. В условиях, когда ресурсы ограничены, высокую важность приобретает проблема эффективности расходования бюджетных средств. Увязать выделяемые ресурсы с конечными результатами позволит применение программных инструментов. |
|
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ | |
Истоки японского экономического чуда Юрий ГРУЗИЦКИЙ, доцент БГЭУ, кандидат исторических наук Проигравшая во Второй мировой войне и поставленная победителями в жесткие условия, не имея природных ресурсов, без крупных внешних заимствований, Япония всего за два десятилетия смогла выйти на лидирующие позиции в мире по уровню экономического развития. Достигнутые успехи во многом стали результатом радикальных социально-экономических реформ, начало которым было положено 70 лет назад. |